Землеройно-транспортные машины

Бульдозер является навесным оборудованием, обычно к трактору, состоящим из отвала с ножами, толкающих брусьев (или рамы) и системы управления отвалов, смонтированным на гусеничном тракторе или двухосном пневмоколесном тягаче.

Бульдозеры классифицируют: по способу установки рабочего органа (отвала) – на неповоротные (простые), с постоянным положением отвала перпендикулярно продольной оси машины, и поворотные (универсальные) с переменным расположением отвала; по типу ходового устройства – на гусеничные и пневмоколесные; по конструкции системы управления отвалом – с канатно-блочным и гидравлическим управлением; по номинальному тяговому усилию базовой машины – на малогабаритные (1,0-3,0 тс, 9,8-29,4 кН), легкие (3,0-6,0тс, 29,4-58,8 кН), средние (6,0-15 тс, 58,8-147кН) и тяжелые (15-36 тс, 147-343 кН).

Наиболее распространены гусеничные бульдозеры с гидравлической системой управления отвалом. Отвал бульдозера представляет собой сварную металлоконструкцию, состоящую из лобового листа криволинейного профиля, усиленного для большей жесткости ребрами и балками коробчатого сечения. Нижняя кромка отвала снабжена сменными двухлезвийными ножами – средним и двумя боковыми, направленными износоустойчивым сплавом. Верхняя часть сплава имеет козырек, препятствующий пересыпанию грунта через верхнюю кромку. При работе на легких грунтах, не содержащих крупных каменистых включений, с целью увеличения производительности бульдозера на его отвале монтируют сменные уширители (открылки).

Промышленность выпускает гусеничные неповоротные бульдозеры с отвалами длиной 2500-4000 мм, поворотные гусеничные с отвалами 3500-5540 мм и пневмоколесные неповоротные с отвалами длиной 2000-3200 мм. Высота отвалов гусеничных машин составляет 800-1400 мм, пневмоколесных 600-1100 мм, наибольшая глубина резания – 200-600 мм. Бульдозеры класса 10 могут оснащаться системами комбинированного автоматического управления положением отвала «Копир-автоплан 10/ЛП» и «Комбиплан-10Л».

 Обычно тракторные бульдозеры производит резания грунта на 1 или 2 скорости (2,5-4,5 км/ч), перемещение грунта на 2 или 3 скорости (4,5-6 км/ч), а возвращается для нового цикла задним ходом.

Бульдозеры-рыхлители применяют для послойного разрушения плотных каменистых, скальных и мерзлых грунтов перед разработкой их землеройными машинами. Рабочий орган рыхлителя имеет один или три сменных зуба с литыми наконечниками из износостойкой стали установленных с шагом 800-1020 мм.

Основными производителями бульдозеров и рыхлителей за рубежом являются фирмы «Катерпиллер» (США), «Комацу» (Япония).

Скрепер – это самоходная или прицепная землеройная – транспортная машина, рабочим органом которой является ковш на пневмоколесах, снабженный в нижней части ножом для срезания слоя грунта и предназначения для послойного срезания, перемещения, послойной отсыпки, разравнивания и частичного уплотнения грунтов 1–3 групп с каменистыми включениями до 300–600 мм при возведении насыпей, планировании стройплощадок, разработке траншей, выемок и т. д.

Рабочий цикл скрепера включают: резания грунта и наполнение ковша – при движении вперед ножи опущенного на грунт ковша срезают слой грунта, который поступает в ковш при поднятой заслонки; транспортирование грунта к месту укладки. По способу загрузки ковша скреперы делятся на два типа: заполняемые за счет подпора грунта при реализации тягового усилия (с загрузкой тяговым усилием); заполняемый с помощью элеватора (скреперы с механизированной загрузкой или элеваторные). Элеваторы могут быть скребковыми или шнековыми. Преимущество элеваторных скреперов: заполнение ковша «с шапкой». Недостаток: ограничение использования на влажных глинистых грунтах.

Управление ковшом канатно-блочное или гидравлическое. Гидравлическое позволяет точней толщину срезаемого слоя грунта. Автоматизированные скреперы типа Д3-172.1 оборудованы системой «Копир-стабилоплан-10Л» с лазерным устройством САУЛ-1м. На базе одного лазерного излучателя может работать до 10 скреперов.

Самоходные скреперы эффективны при дальностях возки грунта на 300-5000 м, прицепные и полуприцепные к гусеничным тяготам – на 100-800м.

Грейдер – это планировочно-профилированная землеройно-транспортная машина, основным рабочим органом которой служит полноповоротный отвал с ножами, размещенный между передним и задним мостами ходового оборудования.

Прицепные грейдеры встречаются на строй площадках, но они сняты с производства из-за трудности в управлении и необходимости в дополнительном машинисте непосредственно на грейдере.

Широко применяются автогрейдеры, смонтированный на пневмоколесном ходовом оборудовании, для послойной разработки и перемещение на расстояние до 100 м грунтов 1-3 групп при планировочных и плофилировачных работах на строй площадках и трассах строительства трубопроводов.

Автогрейдеры разделяют по конструктивной массе на легкие (до 9 тонн), средние (до13 тонн) и тяжелые (до 19 тонн). Колесная схема АхБхВ, где А - число осей с управляемыми колесами; Б - число осей с ведущими колесами и В - общее число осей-автогрейдеров легкого и среднего типов 1х 2х 3, тяжелого типа 1х3х3.

Современные автогрейдеры выполнены по единой схеме и представляют собой самоходную трехосную машину с полноповоротным отвалом и гидравлической системой управления рабочими органами. Автогрейдеры снабжаются дополнительным сменным оборудованием: удлинителем и уширителем отвала, откосниками, кирковщика, бульдозером и двух отвальным снегоочистителем. Скорость перемещения автогрейдеров при резании грунта составляет 3,5-10 км/ч, при транспортных перемещениях – до 30 км/ч. Последние годы выпускается более совершенные грейдеры шарнирно-сочлененной рамой, что позволяет сократить радиус их поворота при сохранении управления передними колесами, а также повысить их устойчивость при копании за счет движения «Крабом».

 

Экскаваторы

Одноковшовые строительные экскаваторы оснащаются ковшами 0,25-4 м3, различными видами сменного рабочего оборудования и предназначены для земляных работ в грунтах 1-4 групп. При помощи унифированного сменного рабочего оборудования (до 40 видов) они могут выполнять также погрузочные, монтажные, сваебойные, планировочные, зачистные и другие работы.

Основными частями строительных экскаваторов являются ходовое устройство, поворотная платформа (с размещенными на ней силовой установкой, механизмами, системой управления и кабиной машиниста) и сменное рабочее оборудование.

Рабочее оборудование обеспечивает заполнение рабочего органа разрабатываемым или загружаемым материалом, его перемещение в вертикальной плоскости к месту выгрузки и выгрузку. Оно включает стрелу, рукоять и ковш. Стрелу рабочего оборудования монтируют на поворотной платформе шарнирно в проушинах.

Рабочий цикл одноковшового экскаватора при разработке грунтов состоит из следующих операций: копание грунта, подъем наполненного ковша из забоя, поворот ковша на разгрузку, разгрузка грунта в транспортные средства или в отвал, возврат  порожнего ковша в исходное положение. Возможно совмещение отдельных операций

Строительный экскаваторы классифицируют: по типу ходового устройства – на гусеничные, пневмоколесные, на специальном шасси, на базе автомобиля или трактора; по типу привода – на дизельные (механические), электрические с питанием от внешней сети, дизель-электрические и гидравлические; по количеству приводных двигателей – на одномоторные (привод всех механизмов от одного двигателя) и многомоторные; по конструкции поворотной части – на полноповоротные (3600) и неполноповоротные (1800-2700); по способу подвески рабочего оборудования – с гибкой подвеской (канатные полиспасты) и с жесткой подвеской (гидроцилиндры); по виду исполнения работ оборудования – с шартирно-рычажным и телескопическим оборудованием.

Структура индексации следующая: буквы означают тип экскаватора, например, Э0 – «экскаватор одноковшовый универсальный»; цифры индекса последовательно означают – размерную группу машины (по вместимости кошей в м3), тип ходового устройства, вид подвески и порядковый номер данной модели.

Рабочее оборудование – прямая лопата – разрабатывает грунт в забое выше уровня стоянки машины. Драглайн – свободно подвешенный ковш для разработки водонасыщенного грунта и под водой. Грейфер состоит из двух челюстей на канатной подвеске и применяется для рытья, колодцев, траншей под водой, а также при погрузке и выгрузке сыпучих и мелкокусковых материалов.

К настоящему времени 80% выпускаемых в стране универсальных экскаваторов с ковшами вместимостью до 1м3 являются гидравлическими

Многоковшовые траншейные экскаваторы применяют при отрывке траншей большой протяженности. Они являются самоходными землеройными машинами непрерывного действия, которые при своем поступательном движении отрывают позади себя продольную выемку – траншею.

Различают цепные и роторные траншейные экскаваторы. Рабочим органом цепных является однорядная или двухрядная бесконечная цепь, огибающая раму и несущая на себе ковш или скребки, а у роторных ротор (колесо) с ковшами или скребками, вращающийся на роликах, При работе цепь или ротор движутся в в плоскости передвижением экскаватора. Скорость движения рабочего органа и скорость передвижения машины подбираются так, чтобы обеспечивалось 100%-ное наполнение ковшей. Скорость движения экскаваторов при копании траншей 10-400 м/ч у цепных машин и 10-800 м/ч у роторных. Скорость рабочего органа у цепных машин непревышает 1,2 м/с, у роторных – 2 м/с.

Различают экскаваторы цепные (ЭТЦ) и роторные (ЭТР), с навесным и полунавесным рабочим оборудованием, гусеничные и пневмоколесные, с механическим, гидравлическим, электрическим и комбинированным приводом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: