Социально-психологический тренинг: воздействие как интенсивное общение

В контексте анализа проблем воздействия важно учитывать, что вторичные, в частности социально-перцептивные, процессы, в свою очередь, выступают важным каналом влияния на групповое развитие.

Складывающаяся в настоящее время область соицально-психологического тренинга ориентирована как раз в этом направлении - воздействие на групповое развитие посредством оптимизации форм межличностного общения (понимаемого в единстве его коммуникативного-перцептивного и интерактивного аспектов). Из тезиса о том, что социально-психологическая реальность в конечном счете и в ос­новном детерминирована внепсихологическим образованием — внешней практической деятельностью, отнюдь не вытекает, что эта дея­тельность является единственным и прямолинейным фактором воз­действия на психологию личности, группы. Особенно остро это обнаруживает разработка вопросов психологического воздействия и социально-психологического тренинга в частности.

Общеизвестно, что в настоящее время руководителю в решении производственных, межличностных проблем недостаточно ограничиться опорой лишь на здравый смысл, тради­цию, опыт. Это относится к руководителям самых различных коллек­тивов, производственных, учебных, научных» спортивных и т.д. Большие и очевидные требования к психологической компетентности предъявляет сегодня работа учителя школы, преподавателя вуза, спортивного тренера, врача, профессиональная деятельность кото­рых реализуется прежде всего в сфере общения.

Становление в нашей стране практики психологических служб, ориентирующих психолога на различные формы активного вмеша­тельства, остро ставит вопрос и об активной психологической подго­товке самого специалиста-психолога. Имеется в виду не просто его высокая информированность по психологическим вопросам, теоре­тическим и методическим, не только подготовка к исследовательской работе, но и готовность к профессиональному оказанию практичес­кой психологической помощи. Пока такая форма подготовки в доста­точной мере не сложилась. Социально-психологический тренинг пред­ставляет направление реального поиска в этом отношении.

Как видно из анализа зарубежного опыта, разработка проблем социально-психологического тренинга особенно явно, остро обнару­жила узость, ограниченность бихевиористской схемы психологичес­кого воздействия, обучающего воздействия в том числе.

Известно, что в бихевиоризме в качестве основной формы взаи­модействия рассматривается подражание (имитация) Обращение к механизму подражания оказывается достаточно плодотворным для понимания природы репродуктивного поведения, основной реальности, исследуемой в бихевиоризме.

Заметим, что в силу логики своих исходных предпосылок он ориентирует обучение на формирова­ние преимущественно операционно-технологической стороны. При этом в случае социально-психологического тренинга задача сводится к обес­печению техники общения. Ни в коей мере не умаляя роли упомянутого аспекта, мы тем не менее не рассматриваем его в качестве определяю­щего и тем более единственного, ведущего. Анализ показывает, что путь «индивидуальной репродукции фиксированных технических приемов» оказывается далеко не всегда оптимальным в освоении деятельности. Тем более это справедливо в области общения.

       В подходе к построению социально-психологического тренинга, в комплектовании иобосновании его процедур мы исходим из ряда предпосылок, явившихся результатом одновременно и теоретической, и эмпирической работы. Главной среди них является принятие в каче­стве основополагающей концептуализации общения модели «субъект-субъект» во всех вариантах ее развертывания, предполагающих при­влечение представления о субъектах в их отношении к объекту и друг к другу (Б.ФЛомов). Принятие за основу схемы «субъект—объект» или «субъект—субъект» представляется принципиальным, поскольку это определяет выбор соответствующей содержательной и методической стратегии работы в целом. Реализация диалогической, субъект-субъек­тной формы общения составляет, на наш взгляд, существо, стержень методов социально-психологического тренинга. Конечно это не сле­дует понимать как полное забвение, отбрасывание субъект-объектной схемы. В ней находит выражение отдельная грань, частная форма вза­имодействия людей.

По-новому, в частности, выступает задача разработки специальных диагностических про­цедур, поскольку иначе осмысляются характер, роль диагностической стадии в процессе обучения. Известно, что диагностика — это необхо­димое звено в ситуации обучения. В контексте социально-психологичес­кого тренинга речь идет о диагностике особого рода. Здесь дело состоит не только и не столько в том, чтобы психолог решил диагностическую задачу, сколько в том, чтобы каждому участнику обеспечить условия самостоятельного решения этой задачи с помощью других. То есть речь идет о том, чтобы каждый участник мог самостоятельно диагностиро­вать свои возможности и трудности в конкретных коммуникативных ситуациях. Подобная активная позиция самодиагностики — необхо­димая предпосылка всякой деятельности, направленной на возмож­ное изменение, коррекцию в сфере общения.

С точки зрения принятой методологической позиции, этап отрефлексирования себя в общении выступает естественной стадией, пред­посылкой решения всех других задач в этой области. Ситуация обуче­ния трансформируется таким образом, что этап диагностики не про­сто предшествует ей, но составляет ее органическую часть. Диагностика — это уже обучение. Как показывает опыт, в некоторых случаях (для одного контингента) решение диагностической задачи выступает лишь первичной, подготовительной стадией, а в других случаях (для другого контингента) социально-психологический тре­нинг сводится к оказанию помощи в самодиагностике и этим ограни­чивается; получив новые для себя сведения, человек самостоятельно работает, используя их для оптимизации общения.

Необходимой предпосылкой ориентации в процессах групповой динамики является, получение информации об этих про­цессах из лекций, семинаров, чтения соответствующей литературы и других аналогичных традиционных источников. Однако опыт показы­вает, что этих сведений, как правило, недостаточно, чтобы действи­тельно чувствовать, образно говоря, пульс группы: своевременно ди­агностировать линий напряжения, конфликта в группе, видеть назре­вающий раскол на группировки и в целом динамику статусной, коммуникативной структур и т.д. Приобретение подобного опыта не­возможно без соприкосновения с реальной практикой. Главным здесь является, конечно, погружение в практику повседневной групповой работы и оттачивание необходимого, например, руководителю мастер­ства самой жизнью. Но необходимы также поиски возможных форм помощи руководителю-практику, поскольку его пробы и ошибки, иногда затянувшиеся, могут оборачиваться драматическими психологически-ми, а в конечном счете и производственными издержками.

Что касается задач и эффекта для самих участников, то здесь следу­ет в первую очередь иметь в виду возможность непосредственной вери­фикации собственных представлений относительно характера познания другого. Весь спектр представлений каждого человека о том, как он познает других людей, естественно, носит гипотетический характер, хотя опосредованно и частично они проверяются в практике повсед­невного общения и совместной деятельности. В группе социально-психологического тренинга рассматриваемого типа участник получает редкую возможность непосредственно соотнести, сопоставить свое ви­дение других участников в данном групповом контексте с тем, как их видят остальные. В социальной психологии, где отсутствует возможность «проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопо­ставления с данными объективных методик», данное сравнение — важный способ проверки точности познания, его специфики.

К настоящему времени вычленено множество компонент перцептивной компетентности — наряду с точностью это гиб­кость, объем, дифференцированность, избирательность, степень стереотипизации и т.д. Пока они представлены в основном как внесис­темный набор парциальных показателей развития когнитивной структуры. Установка на оптимизацию социально-перцептивных па­раметров, в частности точности межличностного восприятия, исхо­дит обычно из предположения, что чем лучше человек знает других людей, тем лучше, конструктивнее он с ними общается. К настояще­му времени исследовательские данные на этот счет не вполне однозначны, тем не менее показательны. Например, обнаружена низ­кая, но позитивная корреляция между точностью восприятия и эф­фективностью лидера.

Важной предпосылкой продвижения к более глубокому, объекти­вированному познанию других людей выступает понимание самого себя. Повседневное общение и опыт групп тренинга показывают, что всматриваться в проявления другого человек анализировать их го­раздо легче, чем собственные. Путь к выделению и оценке собствен­ных» психических проявлений необходимо опосредован познанием другого.

В отношении «Я-концепции», по-видимому, чаще, чем в отноше­нии «Ты-концепции», возникает опасение, что она не столько выте­кает из релевантного осмысления фактов, сколько придумывается человеком для самого себя; В случае «Я-концепции» этот вопрос стоит острее, поскольку известно, что в отношении к себе люди нередко оказываются психологически более бережными. В ситуации социаль­но-психологического тренинга участники имеют возможность эмпи­рически верифицировать различные компоненты имеющейся у них картины самих себя. Сюда же входит, в частности, знание о том, как человек воспринимается другими — сначала по первому впечатлению и как это первое впечатление затем развивается, как «прочитывают», интерпретируют поведение, какие приписываются мотивы, намере­ние чувства и т.др известно, что процессы атрибуции, то есть интер­претации поведения другого человека, в частности его причин, существенный момент межличностного восприятия. В повседневном общении обычно на основе одинаковой информации о внешних проявлениях человека партнерами-участниками строятся, различные вы­воды о внутренних коррелятах этого поведения. Социально-психоло­гический тренинг в определенной мере позволяет «раскрыть содержа­ние и механизм этого процесса его участникам и тем самым обеспечить коррекцию в тех случаях, где это надо сделать». Полученные сведения помогают человеку осознать меру соответствия приписываемых ему качеств, причин поведения его собственным оценкам этих своих пси­хологических характеристик, а также его представлениям о том, ка­ков он в глазах других. Задача, о которой идет речь, ставится экспли­цитно либо имплицитно во всех формах СПТ, однако возможны тренинговые группы, в которых она сформулирована в качестве основной, точнее, одной из основных.

Важным компонентом в спектре знания участника о себе являет­ся представление о том, как его поведение влияет, на других, напри­мер какой гаммой чувств сопровождаются обычно его те или иные проявления в общении. У каждого из нас на этот счет имеются опре­деленные гипотетические, возможно, не вполне осознаваемые пред­ставления, и участие в группе тренинга представляет специальную возможность эксплицировать их, подвергнуть проверке. Результатом может оказаться либо подтверждение имеющегося суждения, либо открытие для себя нового спектра психологической реальности, ко­торый может стать объектом активного исследования в группе. «Через других мы становимся самими собой... — писал Л.С. Выготский. — Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других». Увидеть собственные личностные про­явления человек может, не столько заглядывая в себя, сколько всмат­риваясь в других, обнаруживая влияния, которые он на них произво­дит. Это принципиальное положение выступает одной из методичес­ких основ социально-психологического тренинга. Групповой контекст оказывается органической предпосылкой решения задачи самопоз­нания в СПТ.

Одной из задач социально-психологического тренинга, со­путствующих рассмотренным выше, является подведение его участ­ников к осмыслению, с одной стороны, помех, затруднений, характерных для ситуации межличностного общения, а с другой — к уяс­нению условий и факторов, благоприятствующих, оптимизирующих общение.

Участие в группе социально-психологического тренинга позволяет провести не-1 обходимую работу по операционализации общего суждения с тем, чтобы выяснить конкретные ситуации, конкретные проявления, по­служившие своеобразным перцептивным толчком для того или иного I заключения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: