Этап начальной подготовки

Основы построения процесса спортивной подготовки

Продолжительность этапов спортвной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах

Этап спортивной подготовки Продолжительность этапов в годах Минимальный возраст для зачисления группы (лет)   Наполняемость групп (чел.)  
Этап начальной подготовки 3    10         12 - 15   
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 5    12         10 - 12   

Основные задачи этапа начальной подготовки (НП)

-вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по боксу, направленную на гармоническое развитие физическихкачеств, общей

физической подготовки и изучение базовой техники бокса, волевых и морально-этических качеств личности,

-формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.

В учебно-тренировочных группах (УТГ) задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства боксеров, к которым относятся:

-состояние здоровья,

-дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности,

-совершенствование технико-тактического арсенала,

-воспитание специальных психических качеств

-приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов.

Цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ – воспитание спортсменов высокой квалификации, потенциального резерва сборных субъектов федерации, ведомств, активных строителей и защитников нашей Родины.

Учебная работа в ДЮСШ строится на основе данной программы и рассчитана на 52 недели учебного года.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

-групповые учебно-тренировочные занятия;

- теоретические занятия;

-работа по индивидуальным планам;

-медико-восстановительные мероприятия;

-тестирование и медицинский контроль;

-участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

-инструкторская и судейская практика учащихся.

Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки боксеров: теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстановительных мероприятий, проводимых в ДЮСШ в обязательном порядке, в пределах объема учебных часов, в зависимости от года обучения, содержания судейско-инструкторской практики, перечень основных мероприятий по воспитательной работе, а также контрольные и переводные нормативы по годам обучения.

                                                                                                                                                                          Технология планирования в спорте

 

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки

Разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

 Этап начальной 

подготовки   

Тренировочный 

этап (этап   

спортивной   

 специализации) 

 1 год Свыше  года   До   двух лет  Свыше  двух лет
Общая физическая подготовка (%) 50 - 64  46 - 60 36 - 46 24 - 30
Специальная физическая подготовка (%)    18 - 23  18 - 23 20 - 26 24 - 30
Технико-тактическая подготовка (%)    18 - 23  22 - 28 24 - 30 32 - 42
Теоретическая и психологическая подготовка (%)  3 - 4 2 - 3   4 - 5   3 - 4 
Восстановительные мероприятия (%)   -   -     1 - 2   1 - 2 
Инструкторская и  судейская практика (%)               -   -     1 - 2   1 - 2 
Участие в соревнованиях (%) -   -     3 - 4   4 - 5 

Планируемые показатели соревновательной деятельности

Виды соревнований

        Этапы и годы спортивной подготовки            

Этап начальной

подготовки  

 Тренировочный этап

(этап спортивной 

специализации)  

до года  свыше года До двух лет  Свыше двух лет
Контрольные -    -   4     5   
 Отборочные -    -   1     2   
Основные  -    -   1     1   
Главные   -    -   -     1   

 

Влияние физических качеств и телосложения на результативность

   Физические качества и телосложение        Уровень влияния   
 Скоростные способности                           3
 Мышечная сила                                    3
 Вестибулярная устойчивость                       2
 Выносливость                                     3
 Гибкость                                         1
 Координационные способности                      2
 Телосложение                                     1

 

Условные обозначения:

3 - значительное влияние;

2 - среднее влияние;

1 - незначительное влияние.

Норматвы максимального объема тренировочной нагрузки

Этапный норматив    

       Этапы и годы спортивной подготовки           

Этап начальной

подготовки 

Тренировочный этап

 (этап спортивной

специализации) 

до    года  свыше  года До двух лет  Свыше двух лет   
Количество часов в неделю 6   9   12   18   
 Количество тренировок      в неделю          3 3  4
 Общее количество часов       в год          312   468  624  936   
Общее количество     тренировок в год     156 156 208 312

 


 


Перечень спортивных сборов

 п/п

Вид тренировочных  

   сборов       

 Предельная продолжительность сборов

по этапам спортивной подготовки  

     (количество дней)         

 Оптимальное 

 число участников сбора

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)     Этап начальной подготовки

          1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям             

1.1.  Тренировочные сборы  по подготовке к     чемпионатам, кубкам, первенствам России  14     -  

 Определяется

организацией,

осуществляющей

спортивную 

подготовку 

1.3.  Тренировочные сборы  по подготовке к     другим всероссийским соревнованиям     14     -  
1.4.  Тренировочные сборы  по подготовке к    официальным      соревнованиям      субъекта Российской  Федерации       14     -  

                  2. Специальные тренировочные сборы                       

2.1.  Тренировочные сборы  по общей или     специальной      физической подготовке 14    

-  

 Не менее 70% от состава   группы лиц,  проходящих  спортивную  подготовку на  определенном этапе    
2.2. Восстановительные    тренировочные сборы       До 14 дней         

-  

Участники    соревнований
2.3.  Тренировочные сборы  для комплексного   медицинского     обследования      До 5 дней, но не более 2 раз в год            

-  

В соответствии с планом    комплексного  медицинского  обследования
2.4.  Тренировочные сборы  в каникулярный       период       

 До 21 дня подряд

 и не более двух сборов в год

 Не менее 60% от состава   группы лиц,  проходящих  спортивную  подготовку на  определенном этапе    
           

 

Методическая часть

При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений. Как правило, способные спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки. При этом надо иметь в виду, что наиболее высокие темпы прироста результатов имеют место в первые 2-3 года специализированной подготовки.

Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видом спорта включает практически не обозримое множество переменных. Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в армии и т.д.). Разумеется, в процессе всех лет занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения.

Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.

Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.

Этап начальной подготовки

Основная цель тренировки: утверждение в выборе спортивной специализации бокс и овладение основами техники.

Основные задачи:

- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;

- постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;

- обучение технике бокса;

- повышение уровня физической подготовки на основе проведения многоборной подготовки;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий боксом.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

1)недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

2)возрастные особенности физического развития;

3)недостаточный общий объем двигательных умений.

Основные средства:

1) подвижные игры и игровые упражнения;

2) общеразвивающие упражнения;

3) элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.);

4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

5) метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.);

6) скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);

7) гимнастические упражнений для силовой и скоростно-силовой подготовки;

8) введение в школу техники бокса;

9) комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

Основные методы выполнения упражнений: игровой: повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.

Основные направления тренировки. Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов определить специализацию спортсмена и организовать подготовку к ней. В отдельных случаях такой подход может дать положительные результаты. Однако это приводило иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких показателей, правда, при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней, узкой специализации и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготовке юных спортсменов.

Этап НП один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь, как ни на каком другом этапе подготовки, имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Дело в том, что у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

В последние годы становится все больше приверженцев той точки зрения, что уже на этапе НП, наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр, следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, необходимых для эффективных занятий боксом.

Известно, что на этапе начальных занятий спортом целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 11-13 лет. Этот возраст как раз и приходится на этап НП. А в следующей возрастной группе (подростковой) все виды прогноза затруднены. Значит, если тренер не увидит самого важного до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.

На этапе НП нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т.д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Особенности обучения. Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо юным спортсменам овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

Одной из задач занятий на первом году является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней.

Всего на обучение каждому техническому действию или их комплексу нужно отдавать 15-25 занятий (30-35 минут в каждом).

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений со ответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже).

Методика контроля. Контроль на этапе НП используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется тренером.

Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.

При планировании контрольных испытаний по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день - испытания на скорость, во второй - на силу и выносливость.

Особое внимание уделяют соблюдению одинаковых условий в контроле. Имеются в виду время дня, приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т.д. Контрольные испытания лучше всего проводить в торжественной соревновательной обстановке.

Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:

1)углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

2)медицинское обследование перед соревнованиями;

3)врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

4)санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

5)контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Участие в соревнованиях. Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На этапе НП значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Особое преимущество отдается игровым соревновательным методам. На первых этапах НП рекомендуется использование контрольных соревнований в виде контрольно-педагогических экзаменов. Так как учащиеся не выступают в официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики формируется в стенах школы.

Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и доступным нормам нагрузок.

Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на демонстрацию социально-ценностных качеств личности, мужества, инициативы, смелости, коллективизма, дружелюбия по отношению к товарищам и уважения к ним, стойкости в поединке с противником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: