Анализ состояния воспитательной работы с позиции учащихся

Анализ воспитательной работы классного руководителя

 

Анализ – это:

– деление целого на части;

– описание каждой части;

– установление связи между частями и каждой части со всем целым.

Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса – обязательный этап деятельности классного руководителя.Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в классе.

Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ позволяет увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьника.

Цель анализа воспитательной работы – показать результаты и эффективность воспитательной работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, определить, как они связаны с деятельностью воспитателей и классных руководителей, влиянием семьи и внешней среды, с уровнем использования учителями воспитательного потенциала урока.

Результаты воспитательной работы – это те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.

Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Под эффективностью воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

– выявление реального состояния воспитательного процесса;

– выявление возможностей его развития;

– анализ произошедших изменений;

– изучение эффективности и педагогической целесообразности различных условий и средств, их влияния на результаты работы;

– определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Подходы к анализу воспитательной работы

Несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы: описательный, полярно-оценочный, проблемный, системный и личностно ориентированный.

При описательном подходе описывают­ся и анализируются события и явления, происшедшие в жизнедеятельности клас­са, как правило, по принципу «что вижу, о том и пою».

При полярно-оценочном подходе выделя­ются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса. Пла­нируется также анализ причин негатив­ных или позитивных явлений в жизнеде­ятельности класса.

Системный подход предполагает цело­стный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств (форм, методов, при­емов), результатов деятельности и воспи­тательных отношений. При этом делает­ся акцент на «ключевых» моментах педа­гогического процесса, считающихся при­оритетными в анализируемый период жизнедеятельности класса.

При проблемном подходе происходят выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогическо­го процесса.

При личностно ориентированном подходе к анализу воспитательной работы ак­цент делается на:

– развитии личности ребенка;

– становлении и проявлении индивиду­альных особенностей школьников;

– личностных достижениях учащихся;

– формировании в классе и школе бла­гоприятной среды для развития учащих­ся;

– функционировании системы медико-психологического и социально-педагоги­ческого обеспечения процесса развития школьников.

Виды анализа

В зависимости от организационной культуры школы и традиций воспитательной деятельности, личностных особенностей классных руководителей и принятых ими принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа воспитательного процесса: анализ реализации целей и решения задач, анализ основных событий и воспитательных мероприятий, критериально- и личностно ориентированный анализ.

Делая анализ реализации целей и решения задач, классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определенных в плане воспитательной работы. Для этого используются определенные критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.

При проведении анализа основных событий и воспитательных мероприятий учитываются:

– положительные аспекты деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто как сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию каждого из школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться;

– отрицательные аспекты осуществленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось решить;

– что нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела; какие проблемы остались;

– каково влияние участия и позиции классного руководителя на результативность проведенных мероприятий.

Успешному проведению анализа основ­ных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, предполагаю­щий активное участие в аналитическом процессе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родите­лей, друзей класса. Среди форм коллек­тивного анализа, которые могут быть ис­точниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнении, вы­пуск различных информационных лист­ков, стенгазет; разнообразные формы коллективного творческого анализа (уст­ный журнал, «живая газета», «телепро­грамма», творческий рапорт и т.п.).

Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений ос­новных показателей результативности воспитательной работы в соответ­ствии с разработанными критериями эф­фективности воспитательной деятельно­сти.

Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.

Кри­терии процесса помогают понять, как осу­ществляется воспитательная деятель­ность, как действуют механизмы воспи­тания, какое влияние на результаты вос­питания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны следующие: гуман­ность воспитательных отношений, вовле­ченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива, сформированность деловых и межличностных взаимоотно­шений, развитость самоуправленческих начал в классе, наличие социальных свя­зей классного сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-со­циального сопровождения процесса раз­вития учащихся.

Анализ состояния воспитательной работы с позиции учащихся

Цель – изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в классе.

Задачи:

1.Определить активность участия детей в жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе.

2.Выявить эмоциональное отношение учащихся: к школе, мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.

3.Определить удовлетворенность детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

Исследование проводится на классном собрании в конце учебного года. Сначала работа ведется с использованием специальной анкеты, которая выдается каждому учащемуся. Ребята отвечают на все вопросы в течение 15–20 мин. (Приложение). После проведения анкетирования возможны два варианта действий.

Вариант 1. Учащиеся разбиваются на группы и готовят ответы на следующие вопросы:

– Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое событие этого года вы считаете самым ярким (важным)? Что в жизни класса особенно радует (дорого)?

– Что сделал полезного наш класс, учащиеся класса для школы, других людей? Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились?

– Кого и за что надо поблагодарить, отметить по итогам работы за год?

– Что в жизни класса огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?

После ответов на данные вопросы, необходимо обсудить отдельные проблемы, направления работы в классе.

Вариант 2. После анкетирования можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в анализе воспитательной деятельности не только в классе, но и в школе.

Цели:

1.Определить отношение к школе и придумать, как сделать процесс обучения успешным.

2.Развивать умение работать в группе.

Выступление классного руководителя: Ребята! Сейчас мы с вами сыграем в игру "От любви до ненависти". Вот Марина у нас говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе – он терпеть не может школу. "Там так ужасно скучно", – стонет он.

Давайте выясним, что для вас в школе интересно? А что нет?

Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (за 10 мин).

Затем, объединившись по нескольку человек, попытайтесь составить общие списки того, что вы считаете в школе интересным, а что – скучным (за 10 мин).

Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше об­учение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее (5 мин).

Потом мы вместе поговорим об этом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: