Анализ воспитательной работы классного руководителя
Анализ – это:
– деление целого на части;
– описание каждой части;
– установление связи между частями и каждой части со всем целым.
Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса – обязательный этап деятельности классного руководителя.Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в классе.
Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ позволяет увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьника.
Цель анализа воспитательной работы – показать результаты и эффективность воспитательной работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, определить, как они связаны с деятельностью воспитателей и классных руководителей, влиянием семьи и внешней среды, с уровнем использования учителями воспитательного потенциала урока.
Результаты воспитательной работы – это те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Под эффективностью воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:
– выявление реального состояния воспитательного процесса;
– выявление возможностей его развития;
– анализ произошедших изменений;
– изучение эффективности и педагогической целесообразности различных условий и средств, их влияния на результаты работы;
– определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Подходы к анализу воспитательной работы
Несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы: описательный, полярно-оценочный, проблемный, системный и личностно ориентированный.
При описательном подходе описываются и анализируются события и явления, происшедшие в жизнедеятельности класса, как правило, по принципу «что вижу, о том и пою».
При полярно-оценочном подходе выделяются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса. Планируется также анализ причин негативных или позитивных явлений в жизнедеятельности класса.
Системный подход предполагает целостный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств (форм, методов, приемов), результатов деятельности и воспитательных отношений. При этом делается акцент на «ключевых» моментах педагогического процесса, считающихся приоритетными в анализируемый период жизнедеятельности класса.
При проблемном подходе происходят выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогического процесса.
При личностно ориентированном подходе к анализу воспитательной работы акцент делается на:
– развитии личности ребенка;
– становлении и проявлении индивидуальных особенностей школьников;
– личностных достижениях учащихся;
– формировании в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся;
– функционировании системы медико-психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития школьников.
Виды анализа
В зависимости от организационной культуры школы и традиций воспитательной деятельности, личностных особенностей классных руководителей и принятых ими принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа воспитательного процесса: анализ реализации целей и решения задач, анализ основных событий и воспитательных мероприятий, критериально- и личностно ориентированный анализ.
Делая анализ реализации целей и решения задач, классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определенных в плане воспитательной работы. Для этого используются определенные критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.
При проведении анализа основных событий и воспитательных мероприятий учитываются:
– положительные аспекты деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто как сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию каждого из школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться;
– отрицательные аспекты осуществленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось решить;
– что нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела; какие проблемы остались;
– каково влияние участия и позиции классного руководителя на результативность проведенных мероприятий.
Успешному проведению анализа основных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, предполагающий активное участие в аналитическом процессе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса. Среди форм коллективного анализа, которые могут быть источниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнении, выпуск различных информационных листков, стенгазет; разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма», творческий рапорт и т.п.).
Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности.
Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.
Критерии процесса помогают понять, как осуществляется воспитательная деятельность, как действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты воспитания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны следующие: гуманность воспитательных отношений, вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива, сформированность деловых и межличностных взаимоотношений, развитость самоуправленческих начал в классе, наличие социальных связей классного сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.
Анализ состояния воспитательной работы с позиции учащихся
Цель – изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в классе.
Задачи:
1.Определить активность участия детей в жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе.
2.Выявить эмоциональное отношение учащихся: к школе, мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.
3.Определить удовлетворенность детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
Исследование проводится на классном собрании в конце учебного года. Сначала работа ведется с использованием специальной анкеты, которая выдается каждому учащемуся. Ребята отвечают на все вопросы в течение 15–20 мин. (Приложение). После проведения анкетирования возможны два варианта действий.
Вариант 1. Учащиеся разбиваются на группы и готовят ответы на следующие вопросы:
– Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое событие этого года вы считаете самым ярким (важным)? Что в жизни класса особенно радует (дорого)?
– Что сделал полезного наш класс, учащиеся класса для школы, других людей? Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились?
– Кого и за что надо поблагодарить, отметить по итогам работы за год?
– Что в жизни класса огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?
После ответов на данные вопросы, необходимо обсудить отдельные проблемы, направления работы в классе.
Вариант 2. После анкетирования можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в анализе воспитательной деятельности не только в классе, но и в школе.
Цели:
1.Определить отношение к школе и придумать, как сделать процесс обучения успешным.
2.Развивать умение работать в группе.
Выступление классного руководителя: Ребята! Сейчас мы с вами сыграем в игру "От любви до ненависти". Вот Марина у нас говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе – он терпеть не может школу. "Там так ужасно скучно", – стонет он.
Давайте выясним, что для вас в школе интересно? А что нет?
Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (за 10 мин).
Затем, объединившись по нескольку человек, попытайтесь составить общие списки того, что вы считаете в школе интересным, а что – скучным (за 10 мин).
Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее (5 мин).
Потом мы вместе поговорим об этом.