Цель: разработать программу развития воспитательной системы класса.
Задачи:
1.Выявить положительный опыт и определить условия, обеспечивающие получение желаемых результатов.
2.Обнаружить типичные недостатки в деятельности по развитию воспитательной среды класса.
3.Установить степень влияния условий в классном коллективе на воспитанность учащихся.
4.Определить направления, способы и средства развития воспитательной системы класса на основе изучения мнения всех участников образовательного процесса.
5.Разработать систему мер по преодолению обнаруженных недостатков и улучшению воспитательной среды класса.
При проведении анализа воспитательной работы классный руководитель должен четко представлять логику педагогического анализа и основное содержание аналитической деятельности.
Этапы осуществления педагогического анализа
Этап | Задачи (вопросы) | Содержание |
1. Предварительная организация и ориентация анализа | Определить, что, где, когда произошло, при каких сопутствующих явлениях | 1. Определение предмета и цели педагогического анализа. 2. Разработка программы и инструментария (критерии, формы, методы и приемы анализа). 3. Определение участия в анализе воспитательной деятельности учащихся, родителей, учителей-предметников. 4. Констатация фактов: ознакомление со статистическими данными, собранной информацией. 5. Отбор информационного материала для анализа с ориентацией на цели и задачи года. 6. Выделение комплекса условий, повлиявших положительно или отрицательно на анализируемый объект |
2. Раскрытие содержания предмета анализа | Определить и описать результаты и условия, оказавшие влияние на эти результаты | 1. Определение цели анализа. 2. Описание целей и задач деятельности. 3. Оценка уровня выполнения каждой задачи путем описания содержания деятельности и ее влияния на уровень достижения задач, уровень воспитанности учащихся. 4. Выявление положительных и отрицательных моментов в жизнедеятельности класса и воспитании учащихся. 5. Выявление динамики педагогических изменений, произошедших в классе и у отдельных учащихся в процессе решения задач года. 6. Определение условий, оказавших влияние на результаты деятельности и их динамику |
3. Выявление причины | Установление причинно-следствен-ных связей путем ответа на вопрос, почему это произошло | 1. Определение внутренних связей между элементами изучаемого процесса (почему проявили себя выявленные факторы, условия). 2. Систематизация положительных (отрицательных) факторов, которые оказали влияние на развитие изучаемого явления. |
4. Систематизация и обобщение результатов | Определение целей и задач дальнейшей деятельности | 1. Определение проблем и противоречий в воспитательном процессе. 2. Выделение первоочередных нерешенных проблем. 3. Формулирование выводов и предложений по совершенствованию воспитательного процесса. 4. Определение направлений дальнейшей деятельности. 5. Устранение фактических и стилистических неточностей в анализе, внесение корректив. |
Рекомендации по этапам.
|
|
|
|
1 этап заключается в подготовке самого учителя к осуществлению аналитической деятельности.
2 этап. Показатели за анализируемый период целесообразно дополнить сравнительными данными, раскрывающими динамику отдельных показателей в суммарных итогах или обобщенных характеристиках: динамика успеваемости учащихся; динамика посещения учащимися кружков и секций; процент учащихся, полностью удовлетворенных проводимыми воспитательными мероприятиями и пр. Динамика показателей представляется в табличной и текстовой форме, которые могут быть дополнены графиками, диаграммами.
4 этап. В выводах дается заключение об эффективности воспитательного процесса. При этом надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой. Некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. Требования к построению выводов:
– наиболее характерные черты воспитательной деятельности (особенности, специфика);
– объективная оценка воспитательной деятельности на основе приведенных фактов;
– указание причин постигнутых результатов.
Выводы должны быть убедительны и при необходимости подтверждены фактами или соответствующими аналитическими расчетами.
Решения, принятые во время педагогического анализа, должны быть конкретно адресованы, гласные, с указанием сроков и лиц, ответственных за их выполнение. Также указываются пути и способы осуществления намеченного. Контроль за выполнением решений осуществляет классный руководитель.
Требования к предложениям:
– в каждом предложении в какой-то мере должна быть заложена программа его выполнения;
– все предложения должны быть обусловлены сроком выполнения и промежуточными формами отчетности в ходе претворения их в жизни;
– предложения должны быть конкретными, проверяемыми.