Анализ состояния воспитательной работы с позиции классного руководителя

Цель: разработать программу развития воспитательной системы класса.

Задачи:

1.Выявить положительный опыт и определить условия, обеспечивающие получение желаемых результатов.

2.Обнаружить типичные недостатки в деятельности по развитию воспитательной среды класса.

3.Установить степень влияния условий в классном коллективе на воспитанность учащихся.

4.Определить направления, способы и средства развития воспитательной системы класса на основе изучения мнения всех участников образовательного процесса.

5.Разработать систему мер по преодолению обнаруженных недостатков и улучшению воспитательной среды класса.

При проведении анализа воспитательной работы классный руководитель должен четко представлять логику педагогического анализа и основное содержание аналитической деятельности.

Этапы осуществления педагогического анализа

Этап Задачи (вопросы) Содержание
1. Предварительная организация и ориентация анализа   Определить, что, где, когда произошло, при каких сопутствующих явлениях   1. Определение пред­мета и цели педагогического анализа. 2. Раз­работка программы и инструментария (критерии, формы, методы и приемы ана­лиза). 3. Определение участия в анализе воспитательной деятельности учащихся, родителей, учителей-предметников. 4. Констатация фактов: ознакомление со статистическими данными, собранной информацией. 5. Отбор информационного материала для анализа с ориентацией на цели и задачи года. 6. Выделение комплекса условий, повлиявших положительно или отрицательно на анализируемый объект
2. Раскрытие содержания предмета анализа   Определить и описать результаты и условия, оказавшие влияние на эти результаты   1. Определение цели анализа. 2. Описание целей и задач деятельности. 3. Оценка уровня выполнения каждой задачи путем описания содержания деятельности и ее влияния на уровень достижения задач, уровень воспитанности учащихся. 4. Выявле­ние положительных и отрицательных мо­ментов в жизнедеятельности класса и вос­питании учащихся. 5. Выявление динамики педагогических изменений, произошедших в классе и у отдельных учащихся в процессе решения задач года. 6. Определение условий, оказавших влияние на результаты деятельности и их динамику
3. Выявление причины   Установление причинно-следствен-ных связей путем ответа на вопрос, почему это произошло 1. Определение внутренних связей между элементами изучаемого процесса (почему проявили себя выявленные факторы, условия). 2. Систематизация положительных (отрицательных) факторов, которые оказали влияние на развитие изучаемого явления.
4. Систематизация и обобщение результатов Определение целей и задач дальнейшей деятельности   1. Определение проблем и противоречий в воспитательном про­цессе. 2. Выделение первоочередных нерешенных проблем. 3. Формулиро­вание выводов и предложений по совер­шенствованию вос­питательного процесса. 4. Определение направлений дальнейшей деятельности. 5. Устранение фактических и сти­листических неточностей в анализе, внесение корректив.

Рекомендации по этапам.

1 этап заключается в подготовке самого учителя к осуществлению анали­тической деятельности.

2 этап. Показатели за анализируемый период целесообразно дополнить сравнительными данными, раскрывающими динамику отдельных показателей в суммарных итогах или обобщенных характеристиках: динамика успеваемости учащихся; динамика посещения учащимися кружков и секций; процент учащихся, полностью удов­летворенных проводимыми воспитательными мероприятиями и пр. Динамика показателей представляется в табличной и текстовой форме, которые могут быть дополнены графиками, диаграммами.

4 этап. В выводах дается заключение об эффективности воспитательного процесса. При этом надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой. Некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. Требования к построению выводов:

– наиболее характерные черты воспитательной деятельности (особенности, специфика);

– объективная оценка воспитательной деятельности на основе приведенных фактов;

– указание причин постигнутых результатов.

Выводы должны быть убедительны и при необходимости подтверждены фактами или соответствующими аналитическими расчетами.

Решения, принятые во время педагогического анализа, должны быть конкретно адресованы, гласные, с указанием сроков и лиц, ответственных за их выполнение. Также указываются пути и способы осуществления намеченного. Контроль за выполнением решений осуществляет классный руководитель.

Требования к предложениям:

– в каждом предложении в какой-то мере должна быть заложена программа его выполнения;

– все предложения должны быть обусловлены сроком выполнения и промежуточными формами отчетности в ходе претворения их в жизни;

– предложения должны быть конкретными, проверяемыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: