по связям с общественностью такие интриги себе позволяет, вплетая время от времени в общий информационный поток некоторые сведения без ссылки на источник»*. Иначе говоря, пресс-служба при таком раскладе занимается только информированием, но не интерпретирует события и не управляет журналистской работой. Теперь приведем типовую схему структуры пресс-службы руководителя региона.
Заметим, что распространенной в российских регионах пресс-службу губернатора выделяют из давно существовавшего комитета по печати.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что структура и функции пресс-службы как органов госуправления, так и коммерческих организаций должны быть унифицированы и различаться между собой минимально. Функции этих служб в двух типах организаций в принципе схожи, а эффективно налаженный коммуникационный менеджмент универсален, но все же различия между ними существуют. И особенно это заметно в российских условиях.
При всем внешнем сходстве пресс-служб в органах госуправления и коммерческих структурах разница между ними кроется в самой системе конкретных задач. Главными целями пресс-служб властных структур является построение имиджа первых лиц (в ре-
|
|
Чумиков А. И. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001.
Место пресс-службы в организации 65
тональных администрациях — губернатора и вице-губернаторов) и лишь потом — пиар самой организации или структуры (например, региональная администрация). Задачи и цели РR-подразделений коммерческой структуры строятся в другой последовательности: сначала позиционирование товаров/услуг, затем имиджевая поддержка компании. Продвижение имиджа первого лица и ведущих специалистов в данном случае имеет лишь косвенное значение и используется, как правило, исключительно для продвижения имиджа самой организации, чтобы это отразилось на финансовом состоянии компании. Все больше компаний действительно заинтересованы в позитивном присутствии на страницах СМИ и в эфире. Они осознают, что от этого зависят их имидж и степень доверия к ним, а значит — доходы компании.
Кроме того, в значительно большей степени пресс-службы органов госуправления призваны «не допускать» журналистов к информации. Любому репортеру, попробовавшему получить оперативные сведения у работников МВД или тем более ФСБ, непременно предложат обратиться к работникам пресс-службы. У органов госуправления всегда есть информация, которая интересует СМИ, и пресс-службы могут управлять лояльностью журналистов: одних подпускать к «эксклюзиву», других — нет. А также пытаться управлять содержанием информации, интерпретируя ее нужным образом.
|
|
В то же время пресс-службы коммерческих организаций всячески пытаются заинтересовать СМИ деятельностью своей фирмы. Запретительная функция выполняется ими преимущественно в моменты организационных кризисов.
Вот как характеризует разницу в деятельности подразделений СО (но это вполне относится и к пресс-службам) органов госуправления и бизнес-организаций в работе «Связи с общественностью в государственных структурах» Е. Тарашвили1:
«Отличия РR-структур государственного управления от подобных структур коммерческого менеджмента можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению.
Различия по целям. Цели РR-структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный
1 Интернет-сайт www.pr-club.com.
Гундарин