Передают, что султан Фируз-шах делал людям несравненные пожалования1и был очень щедр в этом. Некоторым он определил пожалование (нан) в размере 10000 танка, 15000, другим – 2000 в соответствии с [достоинством] лица, которому делается пожалование. Этот способ [оплаты] был введен султаном и остался в качестве памяти о нем, так как в правлении прежних султанов и имамов2 религии в государстве столичного города Дели не было такого правила. Ни одной деревни не давали в ваджх...3. Султан Ала уд-дин говорил не раз в этой связи.., что не следует давать деревни в ваджх, так как в каждой деревне, несомненно, имеется 200 или 300 жителей, все эти жители подчинены одному ваджхдару. Не удивительно было бы, если бы несколько ваджх-даров собрались вместе и от большого честолюбия и безнравственности, войдя в согласие между собой, стали бы злоумышлять против государства. По этой причине султан Ала уд-дин никому не жаловал деревень в ваджх, а войску каждый год давал из казны деньги (мал). Когда власть перешла к Фируз-шаху... в течение 40 лет своего правления он проявлял милости по отношению к мусульманам... разделив между воинами деревни (кариат), селения (дехха), городки (касабат)...
|
|
Когда Фируз-шах передал доход[ы] государства в ваджх войску, он ввел новое правило: если отец, один из воинов (яран) войска, умирает, то утвержденное (истикамат) [за ним пожалование] утверждается за сыном; если кто-либо не имеет сына, то – за зятем; если кто-либо не имеет и зятя, то утвержденное [за ним пожалование] утверждается за его рабом; если и раба нет, то – за [кем-нибудь из] его близких [мужчин]. Если и такового нет, то утверждается за его женой.
1 В тексте – «нан» (хлеб).
2 Имам – глава мусульманской религиозной общины.
3 Ваджх – букв, сумма, деньги, средства. В терминологическом значении – мелкое земельное пожалование, обусловленное военной службой; ваджхдары – воины, получавшие таковые, гайр-ваджхи – воины, оплачиваемые наличными деньгами и не получавшие земельного пожалования.
Шамс Сирадж Афиф, Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1891, стр.95.
УТВЕРЖДЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ДЖАГИРОВ 1
СУЛТАНАМИ ГУДЖАРАТА
Установление султана Махмуда Бегара (1458 – 1511)
...В случае если эмир или рядовой воин бывает убит в бою или умирает своей смертью, его джагир утверждается за его сыном; если [у него] нет сына, то половина джагира дается дочери; если и дочери нет, то определенное довольствие назначалось его подчиненным [или домочадцам], чтобы у них не было основания для жалоб... Причина хорошего состояния земледельцев [при Махмуде Бегара] заключалась в том, что джагир не мог быть изъят от держателя, если он не бесчинствовал и не тиранил [своих земледельцев]. Когда [эти] установления были выработаны, они осуществлялись без каких-либо отклонений.
|
|
1 Джагир – служебное пожалование.
«Мират-и Сикандари». Цит. по кн.: Е. С. Bayley, The local Muhammadan Dunasties, Gujarat, London, 1886, p. 167.
Установление султана Музаффара II (1511 – 1526)
[Котвал] города Ахмадабада Ходжа Джахан славился тем, что в период правления четырех султанов Гуджарата его земли и пожалования не подвергались уменьшению: на протяжении всего этого времени они не сменялись и не упразднялись. В то же время каждый из падишахов давал ему повышение и дополнительные пожалования... Однажды Ходжа Джахан решил сделать обследование [на предмет выявления] лиц, которые умерли и которые покинули [страну]. Обследовав, он нашел, что, хотя первых и было много, последних не было [вовсе], так как в те дни Гуджарат был страной, преисполненной такой прелести и удовольствий, что ни чужеземец, приходивший сюда, не покидал ее более, ни уроженец [этой] страны не поселялся где-либо [в другом месте]. При обследовании он отобрал пожалования умерших, большую сумму дохода которых в денежном выражении представил султану... [Свои действия он объяснил султану следующим образом:] со времен первого султана династии Музаффара1каждый из султанов производил всякого рода дарения и вплоть до настоящего времени2 не было произведено ни одного обследования для выявления получивших пожалования лиц, которые умерли, или тех, кто покинул [страну]. Именно это и было сделано теперь. Высвободившиеся пожалования тех, которые умерли, были отобраны и представлены в виде суммы [денег] султану. [Султан был разгневан и сказал]: «Каждый, кто умер, оставил в живых сына, дочь или во всяком случае домочадцев и слуг. Я говорю тебе, что ты поступил очень несправедливо и, если ты это сделал по собственному побуждению, ты сделал очень дурно». Затем он сказал: «Возьми эти деньги и отдай лицам, от которых ты взял их, и попроси прощения». Наконец, он издал общий приказ всем чиновникам [фискального] управления о том, чтобы впредь ни одно пожалование не подвергалось бы изъятию со смертью пожалованного лица, а делилось бы согласно законам наследования [между его наследниками].
1 Султан Музаффар I (1399 – 1401).
2 Начало XVI в.
«Мират-и Сикандари». Цит. по кн.: Е.С. Bayley, The local Muhammadan Dynasties, Gujarat, London, 1886, p.167, 290-292.
Раздел прибавочного продукта между государственной