Антон Марти. Что такое философия?...........................................6
Хосе Ортега-и-Гассет. Что такое философия?................................17
Список литературы к теме «Предмет философии»……………………24
Философия Древнего Востока…………………..…………………...25
Философия Древней Индии
Философия индуизма. Атмабодха («Постижение атмана»)…………..25
Философия буддизма. Дхаммапада…………………………………......31
Список литературы к теме «Философия Древней Индии»…………....37
Философия Древнего Китая
Конфуцианство. Конфуций. Беседы и суждения ………………………37
Философия даосизма:
Дао-дэ-цзин………………………………………………………………..49
Чжуан-цзы………………………………………………………………....57
Список литературы к теме «Философия Древнего Китая»……………64
Философия Древней Греции………………………………………….65
Платон. Апология Сократа………………………………………………65
Феохарий Кессиди. К проблеме греческого чуда………………………72
Список литературы к теме «Философия Древней Греции»……………85
Средневековая философия……………………………………………85
Аврелий Августин. Исповедь……………………………………………85
Список литературы к теме «Средневековая философия»……….……..93
Философия Нового времени………………………………………….93
Френсис Бэкон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека……………………………………………………………………………94
Рене Декарт. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках……………………………………………105
Жюльен Офре де Ламетри. Человек-машина……………………….…115
Иммануил Кант. Что такое просвещение? О поговорке «может, это верно в теории, но не годится для практики»…………………………….124
Романо Гвардини. Конец нового времени………………………………132
Список литературы к теме «Философия Нового времени»……………143
Русская религиозная философия и русский космизм…………..143
Лев Толстой. Только непротивление злу насилием… Предисловие..143
Лев Шестов. Фрагменты………………………………………………. 155
Василий Розанов. Цель человеческой жизни…………………………165
Александр Введенский. Условия допустимости веры
в смысл жизни…………………………………………………………...172
Владимир Вернадский. Философские мысли натуралиста…………..181
Список литературы к теме «Русская религиозная философия и русский космизм»………………………………………………………………....186
Философия жизни …………………………………………..…………187
___________________________________________________________
Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра………………….………….187
Хосе Ортега-и-Гассет. Письмо к немецкому другу………………......194
Список литературы к теме «Философия жизни»……………………...200
Философия марксизма …………………………………………..…...201
___________________________________________________________
Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Предисловие к первому изданию………………………….201
Список литературы к теме «Философия марксизма»………………...203
Проблема человека и его культурного бытия
в философии ХХ века ………………………………………..……… 204
___________________________________________________________
Эмиль Дюркгейм. Ценностные и «реальные» суждения……………..204
Зигмунд Фрейд. Будущее одной иллюзии………………………...……211
Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека……………………...………219
Бертран Рассел. Почему я не христианин?....................................222
Жан Поль Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм…………………..…226
Владимир Бибихин. Мир………………………………...………………233
Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы………..240
Элвин Тоффлер. Шок будущего…………………………………………251
Список литературы к теме «Проблема человека и его культурного
бытия в философии ХХ века»………………………………………......260
ВВЕДЕНИЕ
Работа с текстами первоисточников является неотъемлемой частью изучения курса философии в высшем учебном заведении. Именно знакомство с оригинальными текстами авторов, принадлежащих к различным эпохам и направлениям, позволяет студенту непосредственно приобщиться к миру философской мысли. Опыт чтения оригинального философского текста, с характерной для него лексикой, образами, метафорами, отнюдь не аналогичен опыту восприятия философских идей на лекциях, читаемых педагогом. В учебниках по философии изучаемые идеи и концепции, как правило, представлены в упрощенном и сокращенном изложении, что не всегда позволяет студенту составить достаточно глубокое и адекватное представление относительно изучаемого материала.
Данная хрестоматия содержит авторские философские тексты, связанные своим содержанием со всеми основными историческими и проблемными структурными единицами курса «Философия». Для упрощения работы с текстами первоисточников и придания ей большей целенаправленности каждый текст снабжен контрольными вопросами и заданиями, нахождение ответов на которые позволяет выделить философскую суть текста. Кроме того, главные идеи того или иного философа освещаются в лекционном материале по курсу «Философия»[1], обращение к которому создает информативную основу, на базе которой студент может осмысливать тексты первоисточников.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Антон Марти
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Антон Марти (1847-1914) – философ рубежа 19-20 веков, занимавшийся проблемами языка и коммуникации. С 1896 по 1913 г.г. занимал должность ректора Немецкого университета им. Карла-Фердинанда города Праги. Предложенный ниже текст «Что такое философия?» является инаугурационной речью, произнесенной Марти по случаю вступления в эту должность. В 1908 году Марти опубликовал главный труд своей жизни «Исследования основания общей грамматики и философии языка». Философия языка Марти представляет собой существенный момент в развитии языкознания 20-го века. Его оригинальным вкладом можно признать интенциональную концепцию языка как намеренного социального действия; проект общей семантики, ориентированный на коммуникативную теорию значения; телеологическую и функциональную модель описания языка. Тематически произведения Марти находятся в тесном единстве с проблематикой таких ключевых направлений западноевропейской философии начала 20-го века, как ранняя феноменология, грацкая школа теории предметов и представляет собой важный вклад в развитие современной теории познания и онтологии.
◘
К ак заметил Кант, есть нечто странное в том, что даже люди, хранящие бережное молчание в отношении наук, в которых они не располагают профессиональными знаниями, стремятся в области философии мастерски и с полной уверенностью обсуждать и решать вопросы.
Напротив, специалист пошел бы на это с неохотой, и наверняка с этим связаны некоторые тяжелые последствия. Но если не обращать внимания на следствия, а заняться, вместо этого, изучением причин, тогда можно (действуя точно по принципу «все понять — все простить») и здесь встретить нечто более приятное, даже можно натолкнуться на нечто прямо-таки отрадное. Ведь это специфически иное (по сравнению с другими сферами знания) обращение людей с философскими вопросами становится вполне понятным только из того обстоятельства, что философия прежде всех других наук становится предметом всеобщего и живого участия…
Философские проблемы не могли не коснуться даже того, кто мало сведущ в философских системах, которые после Фалеса, позволившего миру возникнуть из воды, вышли из бушующих мыслей многих выдающихся умов…
Так чем же является тогда философия, если к ней проявляют интерес столь многие люди, даже если они не всегда с достаточным почтением относятся к ее трудностям и к необходимости добросовестной философской выучки? Мы часто говорим лишь о том, что в этой сфере знания почти каждый человек запросто и отважно осмеливается высказывать свои суждения. Однако мы редко задаемся вопросом, хотя бы на мгновение, отчего же такой, казалось бы, простой, элементарный вопрос, как вопрос о том, что такое философия, обычно приводит людей не в меньшее смущение. Но когда мы обращаемся с этим вопросом не к философским дилетантам, а к профессиональным философам, то ответ у них, конечно, уже всегда готов, только вот ответ почти у всех разный. У Аристотеля можно прочесть, что философия есть учение о последних основаниях и причинах вещей. Стоики, напротив, определяли философию как стремление к добродетели, а Эпикур — как способность и искусство жить счастливо. Философы же Нового времени не соглашались ни с одной из этих школ, да и между ними самими не было на этот счет единого мнения. Для Спинозы философия является рассмотрением вещей sub specie aeternitatis, для Шеллинга — наукой о вечных первообразах вещей или наукой обо всем знании, а для Гегеля — даже мысленным постижением абсолютной истины, которая есть разум, понимающий себя как все бытие. А Шопенгауэр, напротив, давал ей имя учения о сущности мира и человеческого духа (doctrina de essentia mundi et mente humana). Следует, наконец, упомянуть и пресловутую попытку определить философию, исходя из ее принципиальной противоположности к специальным научным исследованиям. При этом дело представляется таким образом, будто философия занимается теми же вопросами, что и специальные дисциплины, но стремится ответить на них с помощью иного метода. Или утверждается, будто при всей оригинальности философских проблем они являются столь универсальными, что в своей совокупности относятся ко всем предметам, которые под другими углами зрения выступают объектом совершенно разных специальных наук.
Вид этого расхождения во мнениях поражает. Если у философов нет единого взгляда на задачи их собственной науки, то еще более понятным это кажется относительно трудностей, связанных с проблемами и методами философии. Но с еще большим правом можно задаться вопросом о том, как же это стало возможным, что философы не могут договориться даже о том, какой вообще тип задач стоит перед ними.
Философия стремится обрести знание. Чтобы быть однозначно охваченными одним и тем же именем, разные вещи должны иметь между собой нечто общее; они должны образовывать единый класс. И вопрос о том, что такое философия, не может выглядеть иначе, как вопрос о том классе знаний, к исследованию и сохранению которого стремится философия. Если мы окинем теперь взором те дисциплины, которые в узком смысле называют философскими, то увидим перед собой весьма пестрое разнообразие. (Причем не будем забывать, что существует и гораздо более широкий смысл термина «философия», который охватывает всю сферу абстрактного естествознания и который, по крайней мере, в Англии еще остается общеупотребительным).
К собственно философским дисциплинам прежде всего причисляют метафизику. Она занимается наиболее простыми и общими понятиями (такими, как «сущее», «причина»), а также исследует первые и наиболее независимые (после Божественного) принципы, которые выступают основой бытия всего остального в мире. Но как раз подле метафизики находим мы психологию, которая имеет дело с наиболее запутанными и зависимыми явлениями. Ведь психическая жизнь, — как это ныне всеми признается, — зависит от физиологических процессов. Однако процессы эти обнаруживают столь сложное переплетение физических и химических законов, что по сравнению с ними изменение силовых воздействий при влиянии, которое тела оказывают друг на друга в необозримом мире небесных светил, выглядит легко и просто исчисляемым. Стало быть, уже здесь мы имеем ярко выраженную противоположность между метафизикой и психологией. И эта противоположность не становится меньшей, если мы примем во внимание другие философские дисциплины. Если метафизика и психология были, по крайней мере, едины в том, что они, подобно математике, физике, химии и физиологии относятся к теоретическим наукам, то этика как философская дисциплина, напротив, в значительной мере является наукой практической. Она хочет устанавливать цель и указывать путь всему образу нашей жизни. И если этика стремится дать нам предписания для целого наших жизненных устремлений, то логика дает, прежде всего, правила пользования суждением при нахождении и проверке истины, тогда как эстетика — указания для художественной и художественно-критической деятельности, для создания и оценки прекрасного.
При таком различии указанных групп философского знания на первый взгляд кажется невозможным отыскать в них какую-то общую черту, которая могла бы объединить их в класс. Характер различных дисциплин угрожает проявить свою полную разнородность. И тогда естественно, что при недостатке единства в предмете становится невозможной и единая дефиниция философии, которая бы равномерно учитывала все употребления этого имени.
Тем самым кажется, будто разногласия философов при истолковании понятия философии, по крайней мере, отчасти, объясняются недостатком единства знаний, о которых идет речь, отсутствием истинного класса, которому все эти знания принадлежат…
Но, как при любой классификации одних и тех же предметов существуют различные точки зрения, так и группирование наших философских знаний, их объединение в одну науку, тоже может осуществляться с разных позиций. С чисто теоретической точки зрения, подразумевающей наиболее сообразный с природой обзор исследованного, в одну науку составляются именно такие истины, которые в качестве истин обнаруживают внутреннее родство. А уже потом повествование об отдельных исторических событиях и учение о законах (а среди законов, в свою очередь, те, которые господствуют в различных родах и видах предметов) расходятся по разным научным дисциплинам.
С практической же точки зрения, напротив, положения, которые являются между собой разнородными, могут объединяться ради одной цели, которая, возможно, вообще располагается вне сферы познания…
Можно было бы задаться следующим вопросом: каким образом метафизика входит в общество объединения теоретической психологии и биолого-медицинских дисциплин? (То есть, каким образом философия связана с психологией и почему психология является философской дисциплиной? – прим. составителя). Это представляется самой тяжелой частью проблемы, частью, которая и в самом деле чаще других моментов подвержена сомнению и заблуждению. Однако более подробное рассмотрение вопроса показывает, что и метафизика с психологией, несмотря на различие их предметов с эвристической точки зрения, тесно связаны друг с другом, и что именно психолог, в отличие от любого другого исследователя, кажется наиболее способным для постановки и решения метафизических проблем. Уже благодаря Канту был поставлен вопрос о том, не существуют ли наряду с аналитическими еще и синтетические априорные суждения? И не являются ли вторые столь же повсеместно необходимыми для научного прогресса, как и первые, однако в отличие от этих лишены всякого значения вне феноменальной области? Если мы так ставим вопрос, тогда очевидно, что решать здесь может только психологическое исследование. Причем ответ на данный вопрос обусловливает любое онтологическое или космологическое исследование. Тем самым, психологический опыт и анализ оказываются тем единственным, что только и может привести к источнику и подлинному смыслу таких важнейших метафизических понятий, как причинность или субстанция. Ну, а теперь коснемся проблемы, которой столь интенсивно занимались Аристотель, Декарт и Лейбниц. Имеется в виду вопрос о том, не является ли некий аналог рассудка и планомерной воли последней скрытой причиной всего бытия и происходящего? Очевидно, что вопрос этот никак не мог возникнуть иначе, как только на психологической основе. Ведь сами понятия рассудка и воли заимствованы из психической сферы. Когда область психологии, процессы которой характеризуются наибольшей сложностью и зависимостью, образует для нас исходный пункт изучения самого простого и независимого, тогда вполне подтверждаются слова Аристотеля: что по природе является самым ранним и первым, то для нашего познания выступает последним. Признание правильного положения дел (по крайней мере, скрыто) уже содержится в том моменте, на который обратили внимание Дж. Локк и Д. Юм, а именно что одно из важнейших обстоятельств, которым обусловлены значение и ограниченность нашей способности познания, заключено в раз и навсегда данном числе и виде последних элементов наших созерцаний [Anschauungen]. Ведь Локк и Юм совершенно ясно сознавали, что микроскопическое расчленение и описание этих представлений составляет одну из задач психолога…
Впрочем, неудачные рейды некоторых философов в область естествознания, истории и т.д. приносили и полезные результаты для философии. Ибо неотвратимая и очевидная неудача деятельности философов в тех областях, где надежный масштаб для оценки истинно научных достижений очень скоро высказывает свой беспощадный приговор безосновательным суждениям, должна была подготовить их фиаско и в сфере психологии, этики и т.д. Тем самым становилось ясным, что хваленое «интеллектуальное созерцание» и волшебное средство «диалектического метода» ведут лишь к мнимым успехам, и только шаг за шагом продуманный образ действий, вооруженный средствами наблюдения и эксперимента, индукции и солидной демонстрации опытов, может принести здоровые плоды знания.
Мы признаем, что и весьма серьезные философы заходили в область наук о природе, математики и т. д., внося значительный вклад в эти науки. Обратное тоже имело место, и в особенности выдающиеся естествоиспытатели то и дело, в разной степени сознавая, что они занимаются философствованием, делали предметом своих размышлений психологические и космологические, даже логические и эстетические вопросы. Мы благодарны, например, Ньютону за его, помимо прочего, замечательные размышления в области логики. Мы благодарны также Иоганну Мюллеру, Фехнеру, Гельмгольцу, Герингу, Маху, Фику и др. за их ценный вклад в экспериментальную психологию, да и многих других естествоиспытателей мы благодарим за их, без сомнения, философские достижения. Однако следует признать, что и здесь перешагивание границ своей области составляло не правило, а исключение…
Известно, что и политическая экономия [Nationalökonomie] понималась ее основателями как философская дисциплина. Адам Смит недвусмысленно рассматривает ее как часть своей системы моральной философии, а в новейшее время так называемая австрийская школа особенно настойчиво подчеркивает связь политической экономии с психологией. Не претендуя здесь на решение вопроса о том, насколько уже сегодня стало бы полезным более интенсивное привлечение психологии к изучению политической экономии, мы все-таки должны отнести этот предмет также к группе философских дисциплин. Мы не сделали это явным образом лишь потому, что политическая экономия кажется нам специальной частью политики (в аристотелевском смысле этого слова).
А то, что политика самым тесным образом связана с этикой и без обращения к высшим и принципиальным моментам в ценностях и задачах человека лишается всякой путеводной звезды, — это единодушно признавалось всеми значительными деятелями данной науки, от Аристотеля до Бентама. Последний считал, что государственное законодательство и мораль имеют перед собой одну и ту же цель, только в различном протяжении. И у Аристотеля политика и этика столь тесно связаны друг с другом, что этика представляется лишь как первая и основополагающая часть политики.
Если мы окинем взором это обширное философское поле, не менее протяженное, чем сфера естествознания, располагающегося по-родственному рядом с философией, то становится понятным ряд особенностей, замеченных в этой дисциплине.
Сначала о трудностях предмета философии. Продвигаясь от простейшего к более сложному, мы, в конечном счете, достигаем психологии, в предмете которой физические процессы самым различным образом переплетены с химическими, а сознательные акты — с физиологически бессознательными. И если в психологии философ имеет дело со сложнейшими явлениями, то в метафизике — с такими феноменами, которые, правда, по природе являются самыми первыми и простыми, однако для наших ограниченных познавательных сил — чем-то последним.
Но со сложностью и зависимостью предмета связано отсталое состояние науки. И не существует никакого точного познания законов протекания психических процессов без физиологии. Но если физиология вообще считается самой молодой среди естественных наук, то особенно это справедливо в отношении физиологии мозга. Более значительное развитие этой дисциплины наблюдалось только в самые последние десятилетия, но, несмотря на это, она до сих пор стоит на очень шатком основании. Закон, описывающий по видимости столь запутанные орбиты планет, мы открыли; а вот разгадка орбит движения молекул мозга, с которыми связана изменчивая игра наших мыслей, тоска и надежда, томление и страх нашей души, — над этим еще предстоит потрудиться будущим поколениям.
Какими бы ни были тяжелыми философские вопросы и несовершенными их решения, они все же постоянно и в особой мере возбуждают то всеобщее участие, которое — как мы видели — уже в самом этом слишком смелом подключении к философствованию обнаруживает известный дефицит подготовки. Понятно и это своеобразие философского знания, присущий ему мощный интерес, который успешно состязается даже с познавательным интересом естествознания. Если наука о природе учит нас познавать землю и небеса, то философия — наш внутренний мир; и голос совести внутри нас не меньше звездного неба над нами способен наполнять душу постоянно новым восхищением и благоговением. Естествознание знакомит нас с некоторыми средствами, благодаря которым можно распространить на Земле человеческую культуру. Философия говорит нам, в чем состоят главные и существенные блага этой культуры. Только философия ведет речь о радостях и горестях человеческой души, только она говорит о том, что составляет противоположность знания и лжи, добродетели и порока, одним словом, о том, что единственно придает ценность человеческой жизни.
Открытия естествоиспытателей почти беспредельно расширили наши телесные силы и техническое мастерство. Но и к психическим законам относится известное бэконовское выражение «знание — сила», и только психологическое знание, которым обусловлена культура души, может уберечь нас от того, чтобы умноженная материальная сила, подобно ножу в руках ребенка, не использовалась во зло, но приносила бы только добро и благо. Такие проницательные социологи, как Дж. С. Милль указали на опасность, возникающую для человечества, когда односторонний прогресс естествознания, усиливая технические средства человечества, не получает при этом соответствующего благословения со стороны философского прогресса и основанного на нем улучшения морального образования и дисциплины. Социальный вопрос ясно показывает ныне всем мыслящим людям справедливость данного замечания.
Эта сокровенность и серьезность философских вопросов, их непосредственная связь с высшими и важнейшими интересами человека, имело своим особенным практическим следствием то, что размышления над этими вопросами облагораживающим образом воздействовали на ум и душу человека, даже если попытка научно решить их вначале оказывалась безуспешной. Такие великие мыслители, как Сократ, Платон, Спиноза и др., о жизни и творчестве которых сообщает нам история философии, останутся в смысле своего морального облика и спустя тысячелетия идеалами и светочами для будущих поколений. И это притом, что философская система Спинозы страдает от многочисленных недостатков, этические размышления Сократа останавливаются в своих началах, а платоновское учение об идеях и числах оказывается перед лицом трезвой критики одним сплошным заблуждением. Но стремление, беззаветно преданное самому возвышенному, уже само по себе возвышает и облагораживает стремящегося. Человек растет вместе с более высокими целями, которые он перед собой ставит. Это можно выразить и словами одного ученого мужа, которого преданность высшим проблемам тоже привела, причем, по-видимому, после бурной юности, к позиции мученика — к героическому отречению от жизни ради собственных убеждений. Я имею в виду слова Джордано Бруно:
Пусть стремление остается вне цели,
И душа изводится в страстном порыве,
И тело бледнеет, — лишь бы было священным
Пламя, что возгорается в нас.
Однако к внутренней ценности философии все-таки часто присоединяется и внешнее счастье, причем в виде благ, которые прежде всех других можно назвать отрадными. Вряд ли кто-то не согласится с Аристотелем, когда он причисляет дружбу к высшим человеческим благам: без друзей никто бы не захотел жить, будь он даже осыпан всеми другими земными дарами.
Однако после этих слов о практических особенностях философии позвольте мне на минуту возвратиться к ее теоретическому своеобразию. Мы видели, что философия в некотором смысле зависима от всех других наук. Но, учась у всех других наук, философия многим из них и воздает. Воспринимая от истории, филологии, лингвистики и правоведения материал для своих широких индуктивных обобщений в смысле наук о духе, философия предоставляет конкретно-историческим дисциплинам результаты этих обобщений в качестве благодарности и услуги. Ведь для того, чтобы узреть в пестром многообразии исторических событий царящий в них всеобщий закон, мы берем на себя тягостный труд по выяснению и установлению деталей этих событий. С другой стороны, мы видим, что физиология и все прямо или косвенно связанные с нею естественные науки образуют необходимый фундамент для исследовательской работы психолога и метафизика. И если это так, тогда поиск психологом-метафизиком законов психических процессов как наиболее сложных явлений природного мира, поиск им последних оснований реального, представляется, в свою очередь, достойным завершением любого учения о более простых природных процессах и о более частных причинах бытия и всего происходящего. Можно даже сказать, что теоретико-познавательные опыты философа имеют своей непосредственной целью проверку и оправдание всех усилий науки по установлению источников и границ любого истинного познания. Таким образом, философское размышление тысячью нитей связано со всеми другими дисциплинами, поэтому решение философских проблем является важнейшей задачей разума и представляет собой интерес всякого научного исследования. Принимая в расчет и это отношение, я бы позволил себе в этот торжественный момент и в этом месте, с которого к вам поочередно обращаются разные факультеты нашей alma mater, попытаться прояснить понятие философии и высказать добрые слова о ее значении…
Жизнь человеческая коротка, а богатство еще не изведанного наукой беспредельно. Благо нам, если в служении этому великому делу важным оказывается не количество и качество достигнутого знания, а само благородное стремление познавать в том месте, к которому каждого из нас призывает наша особая склонность и наше дарование. Это бескорыстное старание является само по себе нерушимой ценностью, коль скоро оно, даже поначалу обращаясь к незначительному и частному, не забывает о великом и целом. Ибо непоколебимой остается мысль, высказанная Джоном Локком: «Любовь к истине ради нее самой составляет важнейшую часть земного человеческого совершенства и средоточие всех других добродетелей».
Текст печатается по изданию: Марти, А. Что такое философия / А. Марти; перевод с немецкого С. Поцелуева // Логос. – 2004. – № 1 – С. 169-185.
Задания для работы с текстом
1. Найдите и выпишите из философского словаря термины «априорный», «синтетические» и «аналитические суждения» или найдите значения этих понятий в разделах учебников по философии, посвященных И. Канту.
2. Выпишите из текста приведенные Марти определения философии и их авторов.
3. Сформулируйте главную проблему текста. Почему возникает вопрос «что такое философия?».
4. Что автор текста причисляет к философским дисциплинам?
5. По какому принципу можно объединить все философские дисциплины с точки зрения теории и практики?
6. Как объясняется связь философии и психологии?
7. Как объясняет автор тот факт, что все считают себя философами?
8. С какими видами деятельности людей и формами общественной жизни тесно связана философия?
9. Есть ли у философии какие-то особенности, отсутствующие у других наук? На что способна только философия?
10. В чем ценность философии?
11. Что дает философия другим наукам?
12. Объясните фразу Джона Локка, которой заканчивается текст. Каким образом она связана с сущностью философии?
Хосе Ортега-и-Гассет
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) – испанский философ, занимавший позицию, родственную философии жизни и экзистенциализму. С 1908 г. профессор высшей педагогической школы в Мадриде. Основал мадридский Институт гуманитарных наук. В центре внимания Ортеги-и-Гассета стояли социальные проблемы, он исследовал особенности так называемого массового общества. Полагал, что в XX веке сложилась система общественных связей, в которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частью безличного начала - толпы. Ортега-и-Гассет пытался конструктивно преодолеть тезис Декарта, в соответствии с которым человек в главной своей ипостаси – человек познающий, а не человек живущий. Развивал понятие «жизнь», прибегая к иррационалистическим методам. Известен своими работами «Восстание масс», «Дегуманизация искусства», «Размышления о технике», «Человек и люди».
◘
С егодня и науке господствует настроение, диаметрально противоположное тому, что было тридцать лет назад. Тогда то одна, то другая наука пыталась повелевать остальными распространить на них свой собственный метод, а остальные униженно терпели это нашествие. Сейчас каждая наука не только мирится со своими врожденными недостатками, но и решительно не желает жить по чужим законам.
Таковы наиболее существенные черты интеллектуального стиля, появившегося в последние годы. На мой взгляд, они могут положить начало великой эпохе в человеческом познании с единственным условием: нельзя, чтобы науки сохраняли свою замкнутость и независимость. Не отрекаясь от своих завоеваний, они должны установить взаимные связи, не означающие подчинения. А этого, именно этого, можно добиться единственным способом: вернувшись на твердую почву философии. Вечный признак движения к новой систематизации налицо: в поисках решения своих научных проблем ученым все чаще приходится погружаться в глубины философии.
Однако мой теперешний предмет не позволяет отвлекаться на размышления о будущем науки, а беглый очерк ее настоящего помог мне обрисовать состояние интеллектуальной атмосферы, которое, преодолев упадок последнего столетия, способствовало возвращению к большой философии. В новых общественных веяниях философ черпает решимость обрести независимость, признав положенные ему судьбой пределы.
Но существует и более глубокая причина возрождения философии. Решимость каждой науки признать свои границы и провозгласить независимость - есть только отрицательное условие преодоления препятствий, в течение столетия мешавших развитию философии, однако не эта решимость питала философию, и не она активно способствовала ее развитию.
Тогда почему человек вернулся к философии? Почему склонность к ней снова стала считаться нормальной? Очевидно, возвращение к какой-либо вещи происходит по той же причине, по которой к ней обратились впервые. В противном случае возвращению недостает искренности, это фальшивое возвращение, притворство.
Поэтому мы должны поставить вопрос о том, почему человеку вообще приходит в голову заниматься философией.
Почему у человека - вчера, сегодня и завтра - возникает желание философствовать? Нужно получше разобраться в том, что скрывается за привычным словом «философия», чтобы затем ответить на вопрос: почему люди философствуют.
В этой новой перспективе наша наука вновь обретает черты, свойственные ей во времена расцвета, хотя в процессе развития мышления некоторые из них приняли новую, более строгую форму. Что представляет собой, на наш взгляд, возрожденная философия?
Я собираюсь ответить на этот вопрос, выделив ряд признаков, через определение которых я постепенно, день за днем буду раскрывать общий смысл понятия.
Первым на ум приходит определение философии как познания Универсума. Однако это определение, хотя оно и верно, может увести нас в сторону от всего того, что ее отличает: от присущего ей драматизма и атмосферы интеллектуального героизма, в которой живет философия и только философия. В самом деле это определение представляется антитезисом возможному определению физики как познанию материи. Но дело в том, что физика сначала очерчивает границы последней и только затем берется за дело, пытаясь понять ее внутреннюю структуру. Математик также дает определение числу и пространству, то есть все частные науки стараются сначала застолбить участок Универсума, ограничивая проблему, которая при подобном ограничении перестает быть проблемой. Иными словами, физику и математику заранее известны границы и основные атрибуты их объекта, поэтому они начинают не с проблемы, а с того, что выдается или принимается за известное. Но что такое Универсум, на розыски которого, подобно аргонавту, смело отправляется философ, неизвестно. Универсум - это огромное и монолитное слово, которое, подобно неопределенному широкому жесту, скорее затемняет, чем раскрывает это строгое понятие: все имеющееся. Для начала это и есть Универсум. Именно это - запомните хорошенько - и не что иное, ибо когда мы мыслим понятие «все имеющееся», нам неизвестно, что это такое; мы мыслим только отрицательное понятие, а именно: отрицание того, что было бы только частью, куском, фрагментом. Итак, философ в отличие от любого другого ученого берется за то, что само по себе неизвестно. Нам более или менее известно, что такое часть, доля, осколок Универсума. По отношению к объекту своего исследования философ занимает совершенно особую позицию, философ не знает, каков его объект, ему известно о нем только следующее: во-первых, что это не один из остальных объектов; во- «вторых, что это целостный объект, что это подлинное целое, не оставляющее ничего вовне себя и тем самым единственно самодостаточное целое. Но как раз ни один из известных или воображаемых объектов этим свойством не обладает. Итак, Универсум - это то, чего мы по существу не знаем, что нам абсолютно неизвестно в своем положительном содержании.
Совершая следующий круг, можно сказать: другим наукам их объект дается, а объект философии как таковой - это именно, что не может быть дано; поскольку это целое нам не дано, оно в самом существенном смысле должно бы искомым, постоянно искомым. Нет ничего удивительного в том, что науки, которая должна начинать с поисков своего объекта, т.е. которая проблематична даже по своему предмету и объекту, по сравнению с другими науками ведет менее спокойную жизнь и не может наслаждаться тем, что Кант называл «достоверный шаг». Философия, исповедующая чистый теоретический героизм, никогда не шла этим надежным, спокойным и буржуазным путем. Как и ее объект, она является универсальной и абсолютной наукой, ищущей себя. Так назвал ее первый знаток нашей дисциплины Аристотель: философия - это наука, которая себя ищет.
Однако в вышеприведенном определении «Философия - это познание Универсума», слово «познание» имеет иное значение, чем в прочих научных дисциплинах. Познание в строгом, изначальном смысле - это конкретное позитивное решение проблемы, то есть совершенное проникновение субъекта в объект с помощью разума. Итак, будь познание только этим, философия не могла бы претендовать на свою роль. Вообразите, что в нашей философии удалось доказать, что конечная реальность вселенной конституирована абсолютно своенравной, авантюрной и иррациональной волей -и действительно, это считал.своим открытием Шопенгауэр. Тогда не может быть и речи о полном проникновении субъекта в объект, ибо иррациональная реальность будет непроницаема для разума, однако никто не сомневается, что это безупречная философия не хуже других, для которых бытие в целом прозрачно для мысли и покорно разуму - основная идея рационализма.
Тем не менее, мы должны сохранить смысл термина «познание» и заявить, что если и в самом деле он преимущественно означает полное проникновение мысли к Универсуму, то можно установить шкалу ценностей познания в соответствии с большим или меньшим приближением к этому идеалу. Философия в первую очередь должна определить максимальное значение этого понятия, одновременно оставив открытыми его более низкие уровни, которые впоследствии окажутся теми или иными методами познания. Поэтому я предлагаю, определяя философию как познание Универсума, понимать под этим целостную систему умственной деятельности, в которую систематически организуется стремление к абсолютному знанию. Итак, совокупность мыслей может стать философией при одном условии: реакция разума на Универсум должна быть такой же универсальной, целостной, короче, должна быть абсолютной системой.
Таким образом, от философии неотделимо требование занимать теоретическую позицию при рассмотрении любой проблемы - не обязательно решать ее, но тогда убедительно доказывать невозможность ее решения. Этим философия отличается от других наук. Когда последние сталкиваются с неразрешимой проблемой, они просто отталкиваются от ее рассмотрения. Философия, напротив, с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе - неразрешимая проблема. И доказав это, мы получим философию в полном смысле слова, точно отвечающую предъявленным к ней требованиям.
Для прагматизма и всех так называемых «естественных» наук неразрешимая проблема - не проблема, при этом неразрешимость понимается как неразрешимость с помощью заранее установленных методов. Следовательно, проблемой в них называется «то, что можно сделать». На деле прагматизм - это практицизм, подменивший собой любую теорию. Но в то же время - это частная теория, в которой выражен познавательный метод частных наук, хранящий черты практической деятельности, не стремящийся к чистому знанию и, следовательно, не признающий неограниченных проблем.
Спрашивается, откуда берется это влечение к Универсуму, целостности мира, лежащее в основе философии?! Это влечение, которое якобы отличает философию, есть просто-напросто врожденная и спонтанная жизнедеятельность нашего разума. Понимаем мы это или нет, когда мы живем, мы живем, стремясь к окружающему миру, полноту которого чувствуем или предчувствуем. Человек науки - математик, физик - расчленяет эту целостность нашего жизненного мира и, отделяя от нее кусок, делает из него проблему. Если познание Универсума, или философия, не поставляет истин по образцу «научной жизни», тем хуже для последней.
«Научную истину» отличают точность и строгость ее предсказаний. Однако эти прекрасные качества получены экспериментальной наукой в обмен на согласие не покидать плоскость вторичных проблем, не затрагивать конечные, решающие вопросы. Это отречение возводится ею в главную добродетель, и нет нужды повторять, что только за это она заслуживает аплодисментов. Но экспериментальная наука - только ничтожная часть человеческой жизнедеятельности. Там, где кончается она, не кончается человек. Если физик, описывая факты, задержит руку там, где кончается его метод, то человек, живущий в каждом физике, волей-неволей продолжит начатую линию до конца, подобно тому, как при виде разрушенной арки наш взгляд восстанавливает в пустоте недостающий изгиб.
Задача физики - отыскать начало каждого происходящего в данный момент события, т.е. предшествующее событие, его вызывающее. Но этому началу, в свою очередь, предшествует другое начало вплоть до первоначала. Физик отказывается искать это первоначало Универсума и правильно делает. Но повторяю, человек, живущий в каждом физике, не отказывается и волей-неволей устремляется душой к этой первой загадке - причине. Это естественно. Ведь жить - значит общаться с миром, обращаться к нему, действовать в нем, задумываться о нем. Поэтому человек в силу психологической необходимости не может не стремиться обладать полным представлением о мире, целостной идеей Универсума. Этот выходящий за пределы науки облик мира - груб он или утончен, осознан или нет - проникает в душу каждого человека и начинает управлять нашим существованием гораздо успешнее научных истин. В прошлом веке хотели остановить человеческий разум там, где кончается точность. Это насилие, это игнорирование конечных проблем получило название агностицизма.
Подобное нельзя ни оправдать, ни извинить, ибо неспособность экспериментальной науки своими силами решить главные вопросы - еще не повод для того, чтобы, повторяя изящный жест лисы перед недосягаемым виноградом, называть их «мифами», советуя от них отказаться. Как можно жить глухим к конечным драматическим вопросам? Откуда пришел мир, куда идет? Какова в конечном счете потенция космоса? В чем главный смысл жизни? Мы задыхаемся, сосланные в зону промежуточных вторичных вопросов. Нам нужна полная перспектива с передним и задним планом, а не изуродованный пейзаж, не горизонт, лишенный манящего мерцания далей. Не зная стран света, можно сбиться с пути. И безразличие к конечным вопросам не оправдать ссылкой на то, что способ их решения не найден. Тем более мы должны в глубинах нашего бытия с болью прислушаться к их требовательному зову! Разве не исчезает жажда знания, если ее нельзя утолить? Пусть эти вопросы неразрешимы, они не исчезают, а с наступлением ночи приобретают особый драматизм в дрожащем свете звезд; ведь звезды, по словам Гейне, это тревожные мысли ночи, сотканные из золота. Север и юг служат нам ориентирами, хоть это и не соседние города, куда можно съездить, купив железнодорожный билет.
Этим я хочу сказать, что нам не дано отказываться от конечных вопросов: хотим мы того или нет, они проникнут в нас в том или ином обличье. «Научная истина» точна, однако это неполная, предпоследняя истина, она неизбежно сливается с другим видом истины - полной, последней, хотя и неточной, которую беззастенчиво называют мифом. Тогда научная истина и плавает в мифологии, да и сама наука в целом является мифом, великолепным европейским мифом.
Текст печатается по изданию: Х. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет; пер. - М.: Наука, 1991. - С.76-81.