Ситуационный анализ
Одним из инновационных методов, используемых в сфере связей с общественностью, является ситуационный анализ. Объектом ситуационного анализа выступают различные виды PR-деятельности. Технология ситуационного анализа включает в себя несколько этапов:
1. Определение характера ситуации. На данном этапе происходит сбор фактов, формулирование проблемы, постановка целей и задач.
Сбор фактов. Процедура сбора фактов включает в себя:
Раскрытие значения фактов. Необходимо определить используемые термины и понятия, чтобы исключить неоднозначное понимание и, в конечном итоге, искажение информации.
Установление причины и следствия. Данная процедура предполагает установление причинно-следственных связей между различными явлениями при решении информационной задачи.
Определение тенденций развития. Этот принцип требует оценки возможного направления развития событий в будущем. Необходимо установить, развивается изучаемое явление по восходящей или нисходящей линии и с какой скоростью. Учет тенденций тесно связан с предвидением, являющимся весьма важным элементом информационной работы.
|
|
Переработка информации после предварительного сбора фактов и конкретной постановки проблемы подразумевает:
• систематизацию фактов, которые сортируют по степени их отношения к тому или иному вопросу;
• выявление ключевых моментов;
• построение предположений, объясняющих основные факты;
• при необходимости получение дополнительных данных;
• оформление выводов и их проверка на соответствие другим фактам.
Результатом становится постановка задач:
• обеспечить своевременное поступление надежной и всесторонней информации по интересующим вопросам:
• описать сценарии действий конкурентов, которые могут затрагивать текущие интересы фирмы,
• осуществлять постоянный мониторинг событий во внешней конкурентной среде и на рынке, которые могут иметь значение для интересов организации;
• обеспечить безопасность собственных информационных ресурсов;
• обеспечить эффективность и исключить дублирование при сборе, анализе и распространении информации.
2. Сбор и анализ информации о PR-субъекте (внутренняя информация):
Профиль деятельности (сфера деятельности, виды производимых товаров /услуг).
Структура организации (количественный и качественный состав, принципы построения, виды управления).
Наличие/отсутствие:
• разработанной корпоративной культуры (кодекса; нормативных актов, регламентирующих отношения; свода правил и т.д.);
• четко сформулированной и закрепленной в нормативных документах миссии;
|
|
• элементов фирменного стиля.
Используемые каналы внутренней коммуникации (с точки зрения их возможной эффективности).
3. Сбор и анализ информации о внешней среде организации (о PR-объекте) (внешняя информация):
• анализ деятельности, целей и стратегии целевых аудиторий;
• SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон их деятельности).
4. Подведение итогов ситуационного анализа:
• комплексная оценка ситуации, представляющая собой детальное описание ситуации;
• этическая оценка ситуации.
5. Выбор стратегии PR-деятельности:
• ранжирование приоритетных групп;
• определение необходимых ресурсов (материальных и нематериальных) как основа для построения бизнес-плана;
• анализ возможных технологий.
Таким образом, метод ситуационного анализа позволяет собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию, определить стратегию и выбрать наиболее эффективные технологии достижения целей.