Русский язык. 1 класс

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа курса «Математика» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.2).

Программа по изучению курса «Русский язык» в младших классах школы слабовидящих начинается с обучения грамоте, после которого начинается раздельное обучение русского языка и литературного чтения. Содержание всех разделов курса «Русский язык» направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся, что требует навыков развития речи в определённой системе.

Программа по русскому языку построена как органичная часть системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающая готовность слабовидящих выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цели изучения курса:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

В процессе реализации данных целей решаются следующие задачи:

· формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

· формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного чтения и письма как показателя общей культуры человека;

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

· формировать и совершенствовать навыки чтения (сначала слогового, затем целыми словами, чтения про себя).

· воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

· воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

· воспитывать у учащихся целенаправленность, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,

· формировать навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца;

· воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности;

· формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда;

· воспитывать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарно- гигиенических правил;

· воспитание уважения к народным обычаям и традициям

· развитие зрительного восприятия;

· формирование навыков зрительного анализа;

· развитие пространственных представлений и ориентации;

· развитие познавательной деятельности;

· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

· расширение кругозора;

· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

· развитие монологической речи

Общая характеристика курса:

Данный курс предполагает коррекцию и развитие у слабовидящих обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, интеграции слабовидящих обучающихся в социальную среду, развитие у них компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе.

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ письма с использованием плоскопечатного шрифта, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук, осязания, навыков ориентировки в малом пространстве (на плоскости стола, в кассе букв, книге, тетради и др.), развитие зрительного восприятия, грамматико-орфографической пропедевтики.

Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных трех задач его периодов:

добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный (подготовительный) период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения, приобщению к учебной деятельности, приучению к требованиям школы, развитию предметных представлений об окружающем мире.

Введение в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различением в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.

Наряду с этой работой в добукварный (подготовительный) период обучения грамоте слабовидящие первоклассники овладевают умениями зрительно рассматривать предмет, соблюдая определённую последовательность, используя все способы зрительного восприятия. Обучающиеся овладевают умениями узнавать и различать предметы по цвету, форме, величине, соотносить их с цветными рельефными рисунками, самостоятельно оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).

Введение в мир зыка предполагает полноценное слуховое восприятие слабовидящего первоклассника, которое требует овладение умениями выделять звуки из окружающей действительности и различать их, соотносить звук с предметом, локализовать звук (по силе, направлению, удалённости, близости).

В добукварный (подготовительный) период отрабатываются умения ориентировки на парте (каждая вещь имеет своё постоянное место), умение ориентировки в первой учебной книге и её страницах, умение ориентировки в кассе букв.

На уроках письма дети усваивают требования к положению книги, тетради на парте, учатся занимать правильную позу при письме и чтении.

Букварный (основной) период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуки. Специфика данного периода

заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов, слов, предложений и небольших текстов.

Формирование умений работы с рисунками требует определённых предметных представлений у слабовидящих первоклассников. В процессе формирования предметных представлений в связи с обучением грамоте на уроке используются натуральные предметы, чучела, муляжи, игрушки, предметные рисунки, контурные и силуэтные изображения. Неадекватные предметные представления затрудняют работу с иллюстрациями, что предусматривает работу по уточнению предметных представлений на предметных уроках.

Послебукварный (заключительный) период предполагает постепенный переход к чтению целыми словами, формирование умения читать про себя, развитие и совершенствование процессов сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, небольших текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения благодарности, приветствия, прощания и т.п.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период обучающиеся начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке к празднику «Прощание с азбукой», в ходе которого происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

Уроки письма в послебукварный (заключительный) период носят обобщающий характер. Их планирует сам учитель в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся.

Уроки по внеклассному чтению проводятся один раз в неделю на уроке обучения грамоте.

На всем протяжении обучения грамоте проводится работа по развитию зрительного, слухового, осязательного восприятия в тесной связи с развитием речи и мышления обучающихся.

Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты).

Распределение времени на прохождение программного материала даются ориентировочно.

Формы проведения занятий:

Безусловно, при организации занятий со слабовидящими учащимися ведущей формой проведения занятий является фронтальное занятие. Тем не менее, занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в коллективе. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.  

Направления работы.

Диагностическое: выявление уровня подготовленности слепого обучающегося к обучению письму, уровень развития мелкой моторики. Анализ результатов.

Организация учебной деятельности. Проведение уроков русского языка и при необходимости коррекционной работы.

Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей), педагогов.

Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров, круглых столов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: