О способностях души, составляющих гений

 

<…> Согласно этим предварительным суждениям, гений есть образцовая оригинальность природного дарования субъекта в свободном применении своих познавательных способностей. Таким образом, произведение гения (по тому, что в произведении следует приписать гению, а не возможной выучке или школе) - это пример не для подражания (иначе в нем было бы утеряно то, что в нем есть гений и что составляет дух произведения), а для преемства со стороны другого гения, в котором оно пробуждает чувство собственной оригинальности и стремление быть в искусстве свободным от принуди­тельности правил таким образом, чтобы само искусство благодаря этому получило новое правило и тем самым талант проявил себя как образцовый. Но так как ге­ний - баловень природы и его следует рассматривать лишь как редкое явление, то его пример создает для других способных людей школу, т. е. методическое обучение по правилам, насколько их можно извлечь из указанных порождений духа и их особенности; в этом отношении изящное искусство есть для этих лю­дей подражание, которому природа дает через посред­ство гения правило.

Но это подражание становится обезьянничаньем, когда ученик точно повторяет все вплоть до уродливого, что гений должен был допустить лишь потому, что нельзя было, видимо, его устранить, не ослабляя этим идею. Это мужество - заслуга только гения; конечно, определенная смелость выражения и вообще некоторое отклонение от общих правил подобают ему, однако они никак не достойны подражания и сами по себе всегда остаются ошибкой, которую надо стараться устранять, но на которую гений имеет как бы привилегию, иначе неподражаемое в его духовном порыве пострадало бы от робкой осмотрительности.<…>

    ? Как смысл вкладывает автор в понятие гениальность ? Какие черты присущи гениальному типу мышления ? Почему гениальность, по мнению автора, проявляется чаще всего в искусстве    


Кант И. Критика способности суждения // Соч. в 6-ти т. М., 1966. С.322–326, 335–336.

 

  Державин Гаврила(1743-1816), русский поэт эпохи Классицизма.   Микеланджело Буонаротти (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт.   Верди Джузеппе(1813-1901), итальянский композитор.   Хокусай Кацусика(1760-1849/1870), японский живописец, мастер цветной ксилографии.   Тагор Рабиндранат(1861-1941), индийский писатель-гуманист и общественный деятель.   Ци Бай-ши (1860-1957), китайский живописец, мастер гохуа – живописи в традиционной технике (водяными красками на шелковых и бумажных свитках).
                             АЛЕКСАНДР МЕЛИК–ПАШАЕВ

 

Мелик-Пашаев Александр Александрович (род.1941), ученый и художник, доктор психологических наук. Область научных интересов связана с психологией творчества, художественными способностями человека. Предлагаемая вашему вниманию статья была опубликована в журнале «Человек» в 1996 году. 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: