1.
Основные положения, выработанные Комиссиею по пересмотру действующих постановлений об охранении древних памятников и зданий в заседаниях 22 февраля, 7, 14 и 28 марта и 14 апреля 1905 года.
1. Действию проектируемых правил по охранению памятников
древности должны подлежать: а) памятники зодчества, живописи и ва
яния, б) монументы в честь лиц и исторических событий, в) памятники
письма и печати, г) памятники прикладного искусства и д) вообще все
памятники, замечательные по своей древности, художественному до
стоинству и археологическому или историческому значению.
2. Действие настоящих правил в равной мере должно распростра
няться на памятники движимые и недвижимые, причем к числу первых
принадлежат как предметы, которые составляют принадлежность па
мятников недвижимых, так и те, которые, не будучи принадлежностью
недвижимости, имеют самостоятельное историческое или археологиче
ское значение.
Примечание: архивы, хотя и представляют собою движимые памятники, имеющие самостоятельное историческое значение, не должны подлежать действию вырабатываемых правил, так как охранение их составляет отдельную заботу правительства.
3. Общий поименный список всех памятников древности, подлежа
щих охранению, должен быть составлен теми органами, ведению коих
подлежит дело охранения старины.
198
4. Впредь до составления будущим органом по охранению памятни-
1<ов древности общего списка тех памятников, кои должны подлежать
охранению, признать в отношении недвижимых памятников, что по ис
течении 150-летнего периода существования, каждый памятник стано
вится памятником древности, подлежащим охранению.
5. В ведении какого бы учреждения правительственного, церковно
го или общественного памятник древности не находился, он в равной
1^ере должен подлежать действию вырабатываемых правил.
6. В отношении порядка охранения все памятники древности долж
ны быть разделены на 2 группы: в первую группу должны быть выделе
ны поименно все те памятники, которые имеют первостепенное архео
логическое, историческое или художественное значение и поддержание
коих должно составлять предмет особливой заботливости правительст
ва, ко второй же группе должны быть отнесены все остальные памятни
ки, подлежащие охранению.
7. Составление списка памятников первой группы, т.е. признание за
ними первостепенного археологического, исторического или художест
венного значения, должно быть возложено на центральный охрани
тельный орган. Поддержание таких памятников, при отсутствии для се
го средств у тех учреждений, в ведении коих они состоят, относится за
счет Государственного казначейства или производится воспособлением
из казенных средств. '
8. Для выполнения функций охранения памятников древности должна
быть образована сеть местных учреждений, во главе которых поставля
ется высший центральный орган.
9. В круг охранительных местных органов следует включить сущест
вующие ныне частные общества, исторические и археологические,
имеющие отношение к делу охранения памятников старины, причем
формой подобного участия наметить образование из них, буде они на то
изъявят согласие, род окружных учреждений, на заключение коих
должны сообщаться предположения низших губернских органов.
10. Функции охранительных органов должны быть двоякого рода:
наблюдательного и исполнительного характера. В число функций пер
вого рода входит: приведение в известность, фотографирование, зарисо-
выванье, составление списков и исследование памятников древности,
наблюдение за их сохранностью, а равно сообщение заключений подле
жащим ведомствам по вопросам ремонта и реставрации этих памятни
ков. К функциям второго рода относится обязанность непосредственно
самим производить ремонт приходящих в ветхость памятников старины.
11. В соответствии с сим все памятники старины, подлежащие охра
нению, разделяются на 2 группы: 1) памятники, коими пользуются для
своих надобностей различные ведомства и учреждения, средствами ко-
\ торых они и должны поддерживаться, и 2) не находящиеся в пользова-
199
201 |
нии особых ведомств и поддерживаемые средствами охранительных Ор_ | -к» | Наименование округа и окружного охранительного | Губернии, входящие в | ||||
| п/!< - | органа | состав округа | ||||
ганов. Таким образом, на группу памятников первой категории должны рас_ пространяться лишь наблюдательные функции охранительных органов, | -9. | Варшавский. Общество истории, филологии и права при Варшавском университете. | Губернии Привислинского края | ||||
на памятники же второй категории- также и функции исполнительные. | 10. | Одесский. | Херсонская | ||||
| Одесское общество истории и | Бессарабская | |||||
Приложение к § 9 Основных положений. | Древностей. | Екатеринославская | |||||
| Таврическая | ||||||
Составленный департаментом общих дел проект разделения империи | 11. | Кавказский. | Губернии и области, входя- | ||||
на археологические округа для заведывания делом охранения памятников старины |
| Кавказское отделение императорского Московского археологического общества или Кавказское археологическое Общество. | щие в состав Кавказского наместничества, и Ставропольская губерния | ||||
№ | Наименование округа и окружного охранительного _________________ органа _____ _________________ ___________ | состав округа |
| ||||
1. | С.-Петербургский. Императорское Русское археологическое | С.-Петербургская Новгородская Олонецкая |
| 12. | Оренбургский. Общество любителей истории, археологии | Оренбургская Пермская | |
общество. | Архангельская | 1 | и этнографии Чердынского края или | Уфимская | |||
Вологодская |
| Уральское археологическое общество. | Уральская | ||||
2. | Тсковский. Псковское археологическое общество. | Псковская Витебская | 1 | 13. | Сибирский. | Вятская Губернии Северной | |
3. | (иленский. | Виленская |
| Отделение императорского Русского | Сибири | ||
Виленская публичная библиотека или | Ковенская |
| Географического общества в Иркутске. | ||||
Археографическая комиссия. | Гродненская Эстляндская |
| 14. | Минусинский. | Губернии Южной | ||
4. 5. | Трибалтийский. Общество истории и древностей Остзейских губерний или одно из других подобных обществ этого края. Московский. | Лифляндская Курляндская Московская Тверская | 15. | Минусинский музей. Туркестанский. Туркестанский кружок любителей Археологии. | Сибири Туркестанский край | ||
Императорское Московское археологическое общество. | Владимирская |
| |||||
Рязанская | II. | ||||||
Ярославская | Неразрешенные еще Комиссией вопросы, по коим желательно бы- | ||||||
Костромская Калужская | ло бы выслушать мнение компетентных учреждений. | ||||||
Тульская | 1) Не следует ли действие вырабатываемых Комиссией правил по | ||||||
Смоленская Нижегородская | охранению памятников старины распространить также на недвижимые | ||||||
Орловская | имущества, находящиеся в частной собственности, и, в утвердительном | ||||||
6. | Казанский. | Казанская | случае, в какой степени может быть ограничено право частного вла- | ||||
Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете. | Самарская Симбирская Саратовская | дельца свободно распоряжаться принадлежащими ему древними сооружениями, с другой же стороны — в какой мере может быть предоставле- | |||||
Тамбовская | но охранительному органу право вмешиваться в эти распоряжения? | ||||||
Пензенская Астраханская | 2) Следует ли для заведывания делом охранения древних памятни- | ||||||
7. | Харьковский. | Харьковская | ков создать какие-либо новые местные губернские органы или же для | ||||
Историко-филологическое общество при Харьковском университете. | Курская Воронежская Область войска Донского | сей цели можно воспользоваться ныне существующими, родственными по характеру деятельности, губернскими ученым и архивны ми комисси - | |||||
8. | Киевский. | Киевская | ями, соответствующим образом их реформировав? | ||||
Историческое общество летописца Нестора | Подольская Волынская | Возможно ли довольствоваться существованием одного охрани- | |||||
или одно из других историко-Археологических обществ гор. Киева. | Минская Могилевская Черниговская Полтавская | . | тельного органа на несколько губерний или же следует признать необходимым, чтобы в каждой губернии был свой особый охранительный орган? | ||||
200
3) В случае признания необходимости учреждения новых самостоя
тельных органов для охранения памятников древности, как должен
быть определен состав их?
В частности, не надлежит ли включить в состав этих органов или преобразованных архивных комиссий особых консерваторов и коррес_ пондентов, подобно существующим в учреждениях западно — европейских государств, а равно допустить участие представителей свободных художественных профессий?
4) Не следует ли возложить на окружные органы каких-либо других
функций, кроме сообщения заключений по вопросам о ремонте и рес
таврации древних памятников?
В частности, не надлежит ли поручить ведению окружных учреждений:
а) содержание отдельных памятников и исследование их;
б) исполнение функций губернских органов в отношении тех губер
ний, в коих таковых органов не существует?
5) В случае несогласия частных историко-археологических обществ
принять на себя обязанности проектируемых окружных органов, в ка
кой форме и составе должны быть образованы эти учреждения?
6) Не следует ли привлечь к ближайшему участию в расходах на де
ло охранения памятников древности местные земские и городские об
щественные учреждения и, в утвердительном случае: а) в какую форму
это участие должно быть облечено, б) не надлежит ли включить в состав
местных органов представителей подлежащих земских и городских об
щественных установлений и в) не следует ли в некоторых случаях пере
дать непосредственно самим земствам и городам осуществление функ
ций охранительных органов?
7) Какие меры могут быть приняты и какие постановления (уголов
ного или гражданского характера) следует ввести в закон в видах наи
лучшего достижения цели охранения памятников древности?
а) В частности, не следует ли установить, по примеру Швейцарии,
обязательную через известный промежуток времени (3 года) проверку
всех подлежащих охранению памятников старины?
б) Не следует ли установить какие-либо особые правила о вывозе
древних предметов за границу?
в) Не подлежит ли включить в законопроект нижеследующие поста
новления, выработанные в 1903 году особой Комиссией по пересмотру
Устава строительного:
1) Запрещается разрушать, разбирать или видоизменять без узаконенного разрешения древние памятники церковной, гражданской и военной архитектуры со всеми их художественными принадлежностями или их остатки, находящиеся на казенных, общественных, церковных и принадлежащих разным установлениям землях, под ответственностью
202
ех властей, в заведывании которых состоит самый памятник или зем-яй на которой он находится.
2) Если памятник, признанный имеющим особое археологическое
иди историческое значение, находится в частном владении, то он может
быть отчужден за определенное вознаграждение (т. X, ч.1, изд. 1900 г.,
ЗаК. Гр., ст.577 и ел.) и передан в подлежащее ведомство для содержания
в неизменном виде.
3) За перемещение, снесение, разрушение или изменение памятни
ков древности без надлежащего разрешения, когда таковое требуется
законом, виновные в том подвергаются заключению в тюрьме на время
от одного до четырех месяцев. Независимо от сего, виновный обязан
восстановить на свой счет уничтоженные части памятников, когда это
окажется возможным.
Охрана памятников истории и культуры в россии. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С.162—169.
№158. 1905 г. июня 22.
Отношение департамента общих дел Министерства внутренних дел в Эрмитаж с просьбой представить замечания об основных положениях Комиссии по пересмотру законодательства об охране исторических памятников
Государственный совет при рассмотрении дела о поддержании древней церкви в г. Муроме обратил внимание на крайнюю недостаточность и отрывочный характер содержащихся в действующем Строительном уставе (1900 г.) постановлений, касающихся древних памятников и зданий. Признав необходимым восполнить этот пробел, Государственный совет предоставил министру внутренних дел подвергнуть пересмотру действующие постановления относительно древних памятников и зданий и свои по сему предмету предположения внести, по сношении с кем следует, на законодательное разрешение.
Таковое мнение Государственного совета удостоилось высочайшего Утверждения и для приведения оного в исполнение в декабре месяце минувшего года при Министерстве внутренних дел была образована особая Комиссия с участием представителей заинтересованных ведомств и учреждений.
Закончив к настоящему времени часть своих трудов, Комиссия признала полезным результаты таковых, выразившиеся в приложенных к сему основных положениях о мерах к охранению памятников древности, сообщить на заключение компетентных в этом деле правительственных и частных учреждений и обществ и просить их высказаться также и По другим вопросам, еще не рассмотренным Комиссией, но подлежа-ее обсуждению в будущем.
203
Ввиду такого постановления Комиссии, департамент общих де прилагая при сем список основных положений, выработанных Коми сией, с следующим к нему проектом разделения империи на археологи ческие округа, а также составленный департаментом примерный пере чень тех вопросов, которые в будущем должны стать предметом сужде^ ния Комиссии, покорнейше просит императорский Эрмитаж подверг, нуть каждый из пунктов сего приложения всестороннему обсуждению и высказанные по ним соображения доставить в департамент общих дел ко времени возобновления занятий Комиссии, т.е. не позднее 1 октября сего года.
К сему департамент нужным считает добавить, что составленный им перечень вопросов, подлежащих обсуждению в будущем, не имеет исчерпывающего значения, а потому департаменту могут быть доставлены сведения и соображения также и по таким вопросам, которые хотя и не намечены департаментом, но имеют непосредственное отношение к поставленным Комиссии задачам.
Что же касается проекта разделения империи на археологические округа, то по сему предмету департамент просит сообщить как соображения о правильности и целесообразности намеченного деления, так, равно, указать то учреждение, которое желательно было бы поставить во главе округа, если таковых учреждений указано в проекте несколько. И. д. директора вице — директор. Начальник отделения.
Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII—начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С. 170-171.
№ 159. 1906 г. января 16.
Отзыв Московского археологического общества на основные положения, выработанные Комиссией по пересмотру законодательства об охране исторических памятников
Императорское Московское археологическое общество относится весьма сочувственно к доставленному ему Министерством внутренних дел «Проекту новых постановлений об охранении древних памятников и зданий, выработанному Министерством в заседаниях 7 февраля, 14 и 28 марта и 14 апреля 1905 года», тем более, что в основу нововыработанного Проекта вошли меры, предложенные по вопросу об охранении памятников старины Московским археологическим обществом еще II археологическому съезду, состоявшемуся в Петербурге в 1871 г., и получившие тогда же одобрение Министерства внутренних дел, как то вид-
204
^ из отношения оного от 14 января 1872 г. за № 1127 (Отд. 1, стол 3, де-арт. общих дел). Но, соглашаясь в принципе с Проектом Министерст- „^ императорское Московское археологическое общество позволяет себе следующие замечания, на которые будет ожидать ответа от Министерства.
В_пункте 3-м сказано: «Общий поименный список всех памятников древности, подлежащих охранению, должен быть составлен теми орга-цами, ведению которых подлежит охранение старины».
Вместе с тем, известно, что Министерство за последние годы собирало при содействии губернаторов списки памятников; было бы справедливо, чтоб Министерство доставило свои списки тем ученым обществам, которым предполагается доверить округа — мера, которая облегчила бы огромную работу, которую предполагается Проектом возложить на «охранительные органы».
В пункте 4-м значится, «что по истечении 150-и лет каждый памятник становится памятником древности, подлежащим сохранению». — Императорское Московское археологическое общество предполагало бы сократить указанный срок на полстолетия и установить, таким образом, что памятник подлежит сохранению уже по истечении 100 лет.
В пункте 7. 8 и 9-м упоминается «о центральном охранительном органе» и «о низших губернских органах» без особых пояснений, каким образом и из кого составятся эти две инстанции. — В проекте же Московского археологического общества, принятом II Археологическим съездом и одобренном, как сказано выше, всеми министерствами (за исключением Министерства двора), предполагалось «центральный орган» составить из представителей археологических и исторических обществ и высших учебных учреждений гражданского и духовного ведомства. Императорское Московское археологическое общество ныне предполагает, что охранение памятников древности должно в каждом округе быть поручено одному из археологических, ученых, исторических или художественных обществ, во главе которых поставляется высший центральный орган, состоящий из представителей всех вышеупомянутых окружных органов, ведущих дело охраны памятников на месте. Представители окружных органов, составляющие при Министерстве центральный орган и созываемые в Петербурге приблизительно всякие два месяца для разрешения могущих возникнуть недоразумений и вопросов, должны быть оплачиваемы за каждую поездку в Петербург, Подобно тому, как то практикуется советом Академии художеств.
Центральный орган должен делиться на отделы, приуроченные к тем разрядам памятников, которые подлежат хранению, на основании Чего и окружные органы должны были бы командировать на заседания Центрального органа специалистов по тем различным отраслям древностей и искусства, которые имеются в округах.
205
Касательно «низших губернских органов», упоминаемых Проектом следовало бы предоставить окружным органам организовать их по п,' берниям, там, где это окажется возможным по наличности лиц, могу щих работать на этом поприще под руководством и ответственностью окружных органов.
В пункте 10-м при разделении функций охранительных органов на два рода деятельности: наблюдательную и исполнительную, не выяснено достаточно точно, в чем именно будет состоять деятельность и пщва охранительных органов по отношению тех ведомств, которым принадлежат памятники. — Вряд ли ученые общества согласятся только «сообщать свои заключения», если им не будет дано права требовать, чтобы реставрация велась на основании именно «этих заключений», и если они не будут вправе следить и руководить реставрациями и охранением
этих памятников.
В приложении к § 9 основных положений при разделении России на округа, с одной стороны, не упоминается императорская Археологическая комиссия, которая за последние годы старалась принимать участие в разрешении вопросов по наблюдению за памятниками, разрешении спорных вопросов по этому делу и по реставрации древних храмов; а с другой стороны, в число обществ, которым предположено доверить округа, внесены весьма многие, которые этим вопросом никогда не занимались и вряд ли имеют в своей среде необходимых для
дела специалистов.
В пункте 4 приложения предполагается Балтийский округ поручить Обществу истории и древностей Прибалтийского края, которое несомненно с энергией, умением и готовностью примет на себя предлагаемые обязанности, но при этом невольно возникает вопрос о том, каким образом на немецких ученых, исповедующих католическую или лютеранскую религию, возложить обязанности следить, сохранять и восста-новлять православные храмы.- Единственным выходом из такого положения признается Московским археологическим обществом, что заботы об охранении, ремонте и реставрации православных храмов в Балтийском округе будут поручены одному из ближайших округов, как, напр., Петербургскому.
По Отд. II вопросов неразрешенных.
Пункт 1 касается возможности распространить опеку или надзор охранительных органов «на частную собственность или, скорей, на памятники старины, находящиеся в частном владении».
Франция, Бельгия и Швейцария разрешили этот вопрос следу10' щим образом: 1) памятники древности, находящиеся в частном влаД6' нии, вносятся в общий список памятников, подлежащих надзору, изУ"
206
и сохранению только с согласия собственника: 2) занесенный в список с согласия владельца памятник может быть приписан к той или другой категории памятников древности, но за владельцем остается Право обжаловать постановление; 3) памятник, занесенный в список, ^е может быть не только уничтожен, но даже и перестроен без согласия на то центрального органа, во главе которого стоит министр народного Просвещения; 4) отчуждение памятника, заслуживающего внимание, производится с согласия центрального органа; 5) королевская комиссия, заменяющая в Бельгии центральный орган, имеет право предписать владельцу зарегистрированного памятника произвести те поправки или реставрации, которые комиссия признает необходимыми для сохранения в целости памятника. Ввиду необходимости, чтобы эти поправки и реставрации были произведены согласно требованию науки, комиссии предписывается следить за их исполнением и требовать точного исполнения данных приказаний. В случае, если бы владелец памятника не нашел возможным затратить на реставрацию памятника необходимую по указаниям комиссии сумму, комиссия испрашивает у правительства часть необходимой для реставрации суммы или предлагает отчуждение памятника; 6) правительство делит расходы как по сохранению, так и по реставрации памятников, находящихся в частной собственности; 7) продажа владения, на котором расположен раз зарегистрированный памятник, не освобождает нового владельца от возложенных на него обязанностей по сохранению памятников; 8) если бы случилось, что подобный памятник подвергся без ведома кантональной комиссии, заменяющей в Швейцарии окружной орган, порче или искажению, владелец обязан возвратить правительству с процентами, со дня получения, все выданные ему субсидии на содержание или восстановление памятника и подвергается на основании закона штрафу в размере до 1000 фр., 9) в случае продажи владения, на котором зарегистрирован памятник, правительству дается предпочтение пред другими покупателями.
Московское археологическое общество находило бы необходимым Руководствоваться всеми приведенными законоположениями при составлении, разработке и применении разбираемого Проекта по сохранению русских памятников старины.
Примечание: приведенные законоположения Франции, Бельгии и Швейцарии касаются преимущественно памятников недвижимых, но имеется целая серия памятников, находящихся в частном владении, до которых эти законоположения не касаются; памятники эти, причисляемые к имуществу движимому, состоят из коллекций древностей, картин, книгохранилищ, архивов и проч., которые подвергаются еще большим опасностям, чем памятники недвижимые, и для Рос-
207
Т1
сии настала крайняя пора озаботиться регистрацией имен но этих памятников, описаний их, охраны и, по возможНо сти, отчуждения в пользу правительственных учреждений Этому-то делу могут оказать огромную услугу ученые обще ства в роли «охранных окружных органов», в особенности если эти общества проникнутся любовью к отечеству и его сокровищам и если в числе их найдутся люди настолько образованные и развитые, чтобы оценить находимые коллекции и суметь признать за ними их настоящее достоинство и значение.
Пункт 2-й. На вопрос, не следует ли для заведования делом сохранения древних памятников «создать новые губернские органы или возможно довольствоваться существующими архивными комиссиями» — приходится ответить, что создавать в наших губерниях при существующем наличном недостатке ученых и, в особенности, художественно развитых людей, весьма трудно, или, скорей, совершенно невозможно. Вместе с тем, и археологические комиссии, страдающие тем же недостатком, не всегда отвечают строго научным целям, которые должны преследоваться организацией, желающей сохранить стране памятники ее старины.
Если бы окружным округам не удалось устроить под своим наблюдением и руководством те «низшие органы», о которых говорилось выше, при разборе 7, 8 и 9 пунктов, то следовало бы дать возможность окружным органам иметь, по крайней мере, несколько лиц, получающих зато необходимое вознаграждение, которые обязаны были бы по указанию окружных округов объезжать округа и работать по собиранию сведений, описанию и обмеру памятников и других подобных командировок.
пункт 4-й. Окружные органы должны ведать все дело охранения древних памятников, т.е.: а) составление описей памятников, б) деление их на отделы, в) исследование их и изучение, г) охранение их, д) обсуждение и разрешение необходимого ремонта и реставрации памятников, е) ответственность за производимые работы, ж) привлечение к суду за искажение памятников и з) содержание памятников — в том случае, если на то не будут отпускаемы необходимые средства. Все пункты эти относятся, по возможности, и к памятникам движимым.
Примечание. Ввиду того, что возлагаемые на окружные органы труды потребуют значительных разъездов и усидчивой канцелярской работы, необходимо выработать и бюджет по губерниям и округам.
пункт 6-й. Высказанные выше замечания на пункт 2-й не позволяют согласиться на передачу охранительных функций земствам и гор°~ дам, ибо подобная передача на оправдывалась бы предыдущею в этом деле деятельностью этих учреждений.
208
ункт 7-й. Проверка памятников через известный промежуток вре-весьма желательна, но для применения подобной меры необходи-ма сперва полная регистрация всех памятников древности по округам. Включить в законоположение постановления Строительного устава касательно взыскания за порчу или уничтожение памятников старины необходимо, но с тем, чтобы а) «ответственность властей, в заведывании которых состоит памятник», была в точности определена (существует ответственность.и ныне: ст. 3, 91, 96 и 76, но никогда не применяется) и б) чтобы окружные органы имели право направлять обвинения за порчу или уничтожение памятников в уголовном порядке прокурорскому надзору. Вывоз древностей из пределов России должен быть запрещен законом. Следовало бы установить, что 1) всякий владелец, желающий передать коллекцию древностей или отдельный предмет, находящийся в пределах России, обязан был заявить о том охранительному органу, и только тогда, когда правительственные учреждения, которым сообщается о продаже центральным органом, откажутся от покупки, он (владелец) имеет право просить у центрального органа выдать ему разрешение продать коллекцию или предмет за границу; 2) без подобного разрешения коллекции древностей и отдельные предметы не пропускаются через границу; 3) коллекции и предметы древности, провозимые через границу без указанного разрешения, конфискуются и передаются в правительственные музеи; 4) за вывоз предметов из пределов России без разрешения подвергаются штрафу, установленному законом, или тюремному заключению; 5) окружные органы должны следить за скупщиками и агентами по покупке древних вещей и художественных произведений, проверять производимые ими операции и иметь право прилагать к ним вышеуказанные законоположения: 6) те же меры должны быть приняты и против скупщиков предметов по церквам, о чем уже не раз поднимался вопрос императорским Московским археологическим обществом (Труды 1 археолог, съезда, т. I, стр. 1ЛП. Протоколы). Председатель графиня Уварова.
Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII - начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С. 171-179.
№160. 1908 г. марта 18.
Справка Министерства внутренних дел. — О деятельности Комиссии по пересмо-Щу законодательства об охране исторических памятников
Императорское С.-Петербургское общество архитекторов, озабочиваясь принятием мер охранения разрушающихся памятников старины, обратилось к г. министру с просьбой, чтобы из вопросов, подлежащих
209
обсуждению в связи с пересмотром Строительного устава, был выделен вопрос о сохранении древних памятников и зданий и направлен к неотложному разрешению в законодательном порядке. При этом Общество архитекторов указывает, что проект основных положений по охранению древних памятников и зданий выработан образованною при Министерстве внутренних дел особою Комиссией) и что Обществом было своевременно сообщено заключение на означенный проект. На означенном отношении Общества архитекторов господин товарищ министра сенатор Крыжановский изволил написать: «ДОД*, прошу доложить господину министру».
Государственный совет при рассмотрении в 1902 г. дела о поддержании древней церкви в г. Муроме обратил внимание на крайнюю недостаточность и отрывочность содержащихся в действующем Строительном уставе 1900 года постановлений, касающихся древних памятников и зданий, а потому признал необходимым поручить министру внутренних дел подвергнуть эти постановления пересмотру и предположения по сему предмету внести на законодательное разрешение. Таковое мнение Государственного совета удостоилось в день 27 мая 1902 г. высочайшего утверждения и для приведения оного в исполнение при Министерстве внутренних дел в декабре 1904 года была образована особая Комиссия в составе чинов сего Министерства и представителей заинтересованных ведомств и учреждений (граф А.А.Бобринский, т.е. Кондаков и Покровский, г.-м. Колюбакин и кол. сов. Рождественский, под председательством члена Совета министра внутренних дел т.е. Суходольско-го. Заседания особой Комиссии открылись в феврале месяце 1905 г. и продолжались до конца июня того же года.
За это время Комиссиею были выработаны основные положения о мерах охранения памятников древности и проект разделения империи на археологические округа, а также составлен примерный перечень вопросов, подлежащих суждению Комиссии, по коим она признала необходимым иметь предварительно мнение компетентных учреждений. Означенные труды Комиссии были препровождены на заключение различных археологических и исторических обществ и учреждений. С июня 1905 г. Комиссия не заседала как ввиду довольно продолжительного отсутствия из Петербурга для лечения заграничными минеральными водами председателя Комиссии т.е. Суходольского, а равно и нежелания представителей посторонних ведомств посещать ее заседания из-за неудовлетворительного резюмирования т.е. Суходольским под влиянием болезненного состояния ведущихся прений, так и по причине крайне медленного поступления от учреждений и обществ отзывов на труды Комиссии, несмотря на сделанные повторения.
По наведенной в Техническо-строительном комитете справке, в комитете подвергается пересмотру Строительный устав и пересмотр этот
210
совершенно неправильно ставится императорским С.-Петербургским обществом архитекторов в связь с трудами особой Комиссии Суходольского, которая имеет своей задачей выработать самостоятельный законопроект о мерах охранения древних памятников и зданий и по завершении работы внести его на уважение законодательных учреждений.
Имея в виду, что в настоящее время поступило достаточное число отзывов на выработанные особой Комиссией проекты (из 66 обществ и учреждений отзывы поступили из 40, в том числе и от имп. С.-Петербургского общества архитекторов), представлялось бы необходимым для завершения трудов по выработке законопроекта об охране древних памятников и зданий, возобновить заседания особой Комиссии, с назначением председателем ее вместо тайного советника Суходольского грутого лица.
* Департамент общих дел.
Экрана памятников истории и культуры I России. XVIII — начало XX вв. 1 Сборник документов. М., 1978. С. 179—181.
№ 161. 1908 г. апреля 17-18.
Проект положения о губернских ученых архивно-археологических комиссиях*
§1.
Губернские ученые архивно-археологические комиссии состоят в ведомстве Министерства внутренних дел и учреждаются по представлению местного губернатора или по инициативе директора императорского Археологического института в С.-Петербурге и с разрешения министра внутренних дел, согласно заключению особого о них совещания (§ 27).
§2.
На обязанности ученых архивно-археологических комиссий лежит: а) разбор предназначенных к уничтожению дел и документов в губернских и уездных архивах правительственных, сословных и общественных учреждений всех ведомств и выделение из них тех дел и бумаг, которые 1о представляемому ими интересу в научном отношении подлежат передаче для хранения в исторические архивы, а равно и разбор архивов упраздненных учреждений; б) образование исторических архивов; в) составление таковым документам и делам надлежащих описей и указателей; г) расположение их в таковом порядке, чтобы они были доступны для ученых занятий и справок; д) попечение об охране и разборе частных архивов; е) регистрация, описание, охранение и исследование всякого рода памятников местной старины (§ 3) и образование местных историко-археологических музеев и библиотек.
!Г
Примечание. В вопросах о раскопке курганов и городищ, равно как реставрации памятников церковной, гражданской и военной старины, архивно-археологические комиссии руководствуются особыми установленными на этот предмет узаконениями.
§3.
Губернские ученые архивно-археологические комиссии могут в своем составе образовывать особые специальные отделы: церковно-архео-логический, археографический, историко-этнографический и др.
§4.
Губернские ученые архивно-археологические комиссии устраивают, по мере надобности, научные экскурсии для осмотра и изучения памятников местной старины и исторических местностей, равно областные ис-торико-археологические съезды и выставки, публичные лекции, временные историко-археологические курсы, содействующие распространению в обществе научных знаний и сочувствия к отечественной старине.
§5.
Почетным председателем всех губернских архивно-археологических комиссий состоит президент императорской Академии наук, его императорское высочество великий князь Константин Константинович, а директор императорского Археологического института в С.-Петербурге состоит почетным членом всех комиссий.
§6.
Губернатор есть непременный попечитель архивно-археологической комиссии.
§7.
В состав архивно-археологической комиссии входят, кроме лиц, упомянутых в §§ 5 и 6: председатель комиссии и его товарищ, правитель дел, члены: а) почетные, б) действительные, в) соревнователи и г) корреспонденты.
Правительственным учреждениям, сословным и общественным организациям предоставляется иметь в губернских ученых архивно-археологических комиссиях по одному представителю с правом решающего голоса.
§9.
Председатель, товарищ его и правитель дел избираются комиссией сроком на три года; по истечении этого срока те же лица могут быть избраны вновь.
212
§ Ю.
По мере надобности, комиссия избирает и других должностных лиц: председателей отделов, заведывающих историческим архивом и музеем, редактора изданий комиссии, казначея, ревизионную комиссию и проч.
§11-
Председатель Комиссии утверждается министром внутренних дел. Остальные должностные лица комиссии утверждаются местным губернатором. В случае неутверждения губернатор доводит о сем до сведения министра внутренних дел.
§12.
Председатель руководит заседаниями и действиями комиссии, входит в сношение с подлежащими лицами и учреждениями, представляет через губернатора ежегодные отчеты о суммах и деятельности комиссии в особое об архивно-археологических комиссиях совещание (§ 27); такие же отчеты представляются и почетному председателю губернских ученых архивно-археологических комиссий и директору императорского Археологического института в С.-Петербурге.
§13. Товарищ председателя заменяет последнего в его отсутствие.
§14. Правитель дел заведывает делопроизводством комиссии.
§15.
В почетные члены комиссии избираются лица, особенно известные своими научными заслугами или оказавшие комиссии существенную помощь в достижении комиссиею возложенных на нее законом задач.
Примечание. В почетные члены могут быть избираемы также лица, вносящие в фонд комиссии не менее 1000 рублей единовременно.
§16.
В действительные члены избираются, по мотивированным письменным представлениям не менее трех членов, лица, заявившие себя трудами в области архивоведения, археологии или этнографии и проявившие готовность быть полезными комиссии или вносящие ежегодно не менее 5 рублей или 100 рублей единовременно.
Примечание. Действительные члены, ничем не проявившие в течение трех лет активного участия в трудах комиссии или не делавшие за то же время членских взносов, считаются выбывшими из состава комиссии.
§17.
В члены-соревнователи избираются любители местной старины по письменным заявлениям не менее двух действительных членов; они делают взносы в фонд архивно-археологической комиссии не менее з рублей ежегодно или 50 рублей единовременно и участвуют в заседаниях комиссии с правом совещательного голоса.
§18.
Губернские ученые архивно-археологические комиссии имеют право избирать в свой состав членов-корреспондентов с правами членов-соревнователей.
§19.
Выбор новых членов, а равно и всех должностных лиц, производится закрытою баллотировкою простым большинством голосов.
§20.
Губернские ученые архивно-археологические комиссии издают свои труды и материалы под наблюдением председателя.
§21.
Комиссии имеют печать с изображением Государственного герба и наименования их.
§22.
Средства комиссии образуются: а) из ежегодной правительственной субсидии, б) из пособий от земств, городов и других учреждений, в) из членских взносов и частных пожертвований, г) из доходов от принадлежащих комиссии имуществ и от продажи изданий ее.
§23.
Губернские ученые архивно-археологические комиссии для достижения целей их деятельности, постройки собственных зданий для архивов, музеев и проч. имеют право образовывать специальные капиталы, а также приобретать в собственность недвижимые имущества на свое имя всеми законными способами, с тем, чтобы означенные капиталы и приобретения совершались не иначе, как с согласия директора императорского Археологического института и подлежащего губернатора и с разрешения министра внутренних дел.
§24.
Председателю губернской ученой архивно-археологической комиссии предоставляется право ходатайствовать чрез непременного попечителя о награждении членов комиссии, деятельность которых признается особенно полезною.
214
§25.
Членам губернских ученых архивно-археологических комиссий, пробывшим в звании члена не менее трех лет, предоставляется право ношения нагрудного знака, рисунок коего утверждается высочайшею властью.
§26.
Губернские ученые архивно-археологические комиссии выдают членам дипломы за подписью непременного попечителя и председателя комиссии.
§27.
Для обсуждения вопросов об открытии новых архивно-археологических комиссий, распределения между ними правительственной субсидии, рассмотрения отчетов (§ 12) и смет, равно как для объединения деятельности и разрешения экстренных вопросов архивно-археологических комиссий, учреждается при министерстве внутренних дел особое о губернских ученых архивных комиссиях совещение под председательством министра внутренних дел или лица по его назначению в составе представителей: императорской Академии наук, директора императорского Археологического института в С.-Петербурге и двух его членов, им ператорской Академии художеств, императорской Археологической комиссии, императорской Археографической комиссии, Технического строительного комитета при Министерстве внутренних дел и ведомств Министерства внутренних дел, Министерства народного просвещения, Министерства юстиции, Министерства финансов, Государственного контроля и Военного ведомства.
Примечание 1. Особому совещанию предоставляется приглашать сведущих лиц с правом совещательного голоса.
Примечание 2. Губернским ученым архивно-археологическим комиссиям предоставляется право командировать в особое совещание своего уполномоченного для участия в делах, касающихся данной архивно-археологической комиссии.
§28.
Делопроизводство особого совещания лежит на департаменте общих дел Министерства внутренних дел.
* Выработан на съезде представителей архивных комиссий в С.-Петербурге 17—18 апреля 1908 г.
Сборник материалов, относящихся до архивной части в России. Т.2.Пп, 1917. С. 452-456.
215
№162. 1908 г. мая 31.
Письмо министра внутренних дел П.А. Столыпина министру иностранных дел А.П. Извольскому с просьбой доставить в Министерство внутренних дел образцы законодательных актов по охране исторических памятников в странах Западной Европы
Милостивый государь Александр Петрович.
В половине сентября сего года возобновляет свои занятия учрежденная при Министерстве внутренних дел в 1904 г. из чинов сего Министерства и представителей заинтересованных ведомств Особая комиссия для пересмотра действующих постановлений относительно охраны древних памятников и зданий. Эта задача была возложена на Министерство внутренних дел высочайше утвержденным мнением Государственного совета, последовавшим по делу о поддержании древней Космодамиановской церкви в городе Муроме. Но по мере хода работ Комиссии выяснилась необходимость передать на ее обсуждение, помимо указанного основного вопроса, целый ряд других вопросов, касавшихся охранения вещественных и письменных памятников древности и вообще всех памятников, замечательных по своей древности, художественному достоинству и археологическому или историческому значению. Таким образом, задачею Комиссии будет выработка основных положений нового закона об охранении не только древних памятников и зданий, но и вообще об охранении памятников старины в самом широком смысле этого слова и памятников, имеющих художественное значение.
Озабочиваясь правильной постановкой занятий в помянутой Комиссии, я принял на вид, что в некоторых государствах Западной Европы, как например, во Франции и Австрии, уже давно обращено самое серьезное внимание на дело охраны памятников древности, и законы, касающиеся этой охраны, разработаны с большою тщательностью и глубоким знанием дела.
Ввиду изложенного, признавая необходимым иметь в Комиссии, как вспомогательный материал, образцы законодательств по охранению древних памятников в странах Западной Европы, имею честь покорнейше просить ваше превосходительство, не признаете ли вы возможным выписать чрез посредство русских посольств за границею важнейшие образцы означенных законодательств и препроводить таковые в Министерство внутренних дел ко времени возобновления занятий объясненной выше Комиссии.
Примите уверение в отличном моем уважении и совершенной преданности.
Подписал: П. Столыпин.
31 мая 1908 г.
Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М, 1978. С. 181-183.
216
е 163. 1908г. июня 24.
Журнал Совета министров. — Об отклонении ходатайства Московского археологического общества об объявлении предметов церковной старины государственной собственностью
По всеподданнейшему ходатайству императорского Московского археологического общества об объявлении неотчуждаемою государственною собственностью всех предметов, находящихся в соборах, монастырях, церквах, их ризницах и древлехранилищах Российской Империи.
Вашему императорскому величеству благоугодно было обратить внимание на поданное графинею Уваровою всеподданнейшее прошение императорского Московского археологического общества об объявлении, в целях предохранения памятников русской святыни от расхищения, неотчуждаемою государственною собственностью всех икон, окладов, риз и прочих предметов, находящихся в соборах, монастырях, церквах, их ризницах и древлехранилищах и об установлении строжайшей ответственности за нарушение означенного правила.
Вследствие чего, с высочайшего соизволения вашего величества, ходатайство это внесено было статс-секретарем Столыпиным на обсуждение Совета министров вместе с заключением по сему предмету министра юстиции и обер-прокурора святейшего Синода.
Входя в рассмотрение настоящего дела, Совет министров заметил, прежде всего, что тайный советник Щегловитов и в должности гофмейстера Извольский категорически высказались против принятия предложенной Археологическим обществом меры, сводящейся, в сущности, к отобранию у церкви издревле и на законном основании приобретенного ею имущества. Они объяснили при этом, что объявление государственною собственностью священных предметов и церковных древностей, принадлежащих монастырям, соборам и церквам, явилось бы нарушением коренного начала действующего законодательства (Свод. Зак. т. I, ч. 1, осн.зак., изд. 1906 г., ст. 77), строго охраняющего неприкосновенность частной собственности и допускающего принудительное отчуждение ее за справедливое и приличное вознаграждение только в случае необходимости обращения для какой-либо государственной или общественной пользы частного недвижимого имущества. К тому же, не только такая крайняя мера, но и вообще издание какого-либо нового законоположения, ограничивающего права церкви распоряжаться означенными предметами, не вызывается, по мнению министра юстиции и обер-прокурора, требованиями практической необходимости, так как в нашем законодательстве уже существует ряд постановлений, которыми, при условии неукоснительного их соблюдения, имущество церкви вполне предохраняется от расхищения и распродажи.
217
Т |
По силе действующих узаконений (Уст. дух. коне., изд. 1889 г.) на все предметы, принадлежащие к богослужению, с утварью, иконами и облачениями, благочинные обязаны обращать бдительное внимание при каждом обозрении монастырей и приходов и о каждом из них свидетельствовать в годичных своих донесениях и в клировых ведомостях. В свою очередь, консистории должны иметь по благочинным клировьщ ведомостям сведения о положении ризницы во всех церквах епархии, о чем свидетельствуется и пред святейшим Синодом и в годичных донесениях преосвященного о состоянии епархий. Ризницы всех соборных церквей и монастырей обозреваются через каждые два года особо назначенными доверенными духовными лицами по распоряжению преосвященного (ст.39 и прим. и 43 упомянутого устава). Вместе с тем, епархиальные архиереи в ежегодных донесениях святейшему Синоду о состоянии епархий присовокупляют сведения о положении церквей по предметам благоустройства (ст. 44 того же устава). Далее, в консисториях имеются подробные описи всему имуществу монастырей и таковые же описи находятся и в самих монастырях. В эти описи вписываются и все прибылые вещи, кроме маловажных и удобоповреждаемых, о которых ведется в монастырях особый реестр. По таким описи и реестру, которые должны быть тогда же сверены с книгами и документами за время, истекшее от последнего обозрения, увольняемый настоятель сдает монастырь новому, или, если он еще не прибыл, назначенному от епархиального начальства духовному лицу, при посредстве благочинного монастырей или другого доверенного лица. Обо всем том, по исполнении, обстоятельно доносится консистории, за общим подписанием посредствующего, сдающего и принимающего (ст. 120 и 121).
В видах возможно большей точности и единообразия при учете церковного имущества, изданы особые «Правила об усовершении способов сохранности в монастырях, соборах и древнейших и значительнейших церквах церковных и ризничьих вещей, древностей и библиотек» (прил. II к ст. 136). К правилам этим приложена особая форма, согласно которой должны быть составляемы церковные и ризничные описи. По силе названных правил описи должны быть составляемы с такой подробностью и точностью, чтобы не могло последовать утраты или перемены даже в малых частях вещей без того, чтобы не обличала сего опись. Никакая вещь или книга, и по законным причинам, не должна выбыть из церковной ризницы и библиотеки иначе, как по утверждению святейшего Синода или епархиального архиерея. И потому, если по утверждении описи случится в некоторых вещах перемена или по распоряжению начальства (каково, например, перенесение некоторых древних утварей в новоучреждаемые иноверческие церкви или по другим неизбежным и независящим от воли хранителей причин), то о сем в описи против выбывшей вещи делается отметка, которой не только содержание, но и
218
форма должна быть утверждена епархиальным начальством; отметка сия скрепляется благочинным. Как видно из приложенной к правилам формы, указанная опись состоит из трех частей и содержит в себе перечень предметов, находящихся, во-первых, в самой церкви, затем в ризнице, наконец, книгохранилищах. Под описанием вещей, которые суть императорский или царский вклад, должно быть приписано, чей он вклад. Равным образом, должны быть упомянуты другие вкладчики, если они известны. Если бы, тем не менее, целость драгоценных памятников русской старины была признана недостаточно обеспеченною вышеприведенными правилами, то принятие соответственных мер и издание, в видах изменения действующих постановлений, новых правил могло бы, по мнению министра юстиции, последовать со стороны святейшего правительствующего Синода в порядке церковного управления (Свод. Зак. т. I, ч.1. осн. гос. зак., изд. 1906 г., ст. 65).
С своей стороны, в должности гофмейстера Извольский свидетельствует о том, что высшая церковная власть очень строго относится к делу охранения памятников русской святыни. Доказательством сего может служить отношение святейшего Синода к тому случаю, который, по-видимому, послужил одним из главных оснований к возбуждению Московским археологическим обществом настоящего ходатайства, а именно к распродаже и уничтожению некоторых предметов, хранившихся в архиерейской ризнице г. Смоленска. Допустивший такой ущерб местной ризнице преосвященный смоленский был немедленно уволен.
Не ограничиваясь этим, святейший Синод наметил ряд мер к тому, чтобы подобные случаи в будущем были невозможны. С этой целью предполагается учредить архивно-археологическую комиссию при святейшем Синоде и церковно-археологические комитеты в епархиях, задача коих будет состоять в наблюдении за надлежащим описанием и охранением всех архивов духовного ведомства, а равно и всех находящихся в ведомстве предметов и памятников старины. Издание положения о помянутых комиссии и комитетах ожидается в самом непродолжительном времени.
Независимо от сего, в отношении собственно вопроса о памятниках русской старины, хранящихся у частных лиц и обществ, министр юстиции счел необходимым отметить, что запрещение всякого отчуждения этих предметов установило бы существенное ограничение гражданских прав названных лиц, фактически обратя последних из собственников исторических памятников в безвозмездные, ответственные хранители оных. К тому же, иконы и другие священные предметы вместе с наложенными на них украшениями составляют часто весьма крупную имущественную ценность, запрет реализовать которую в известных случаях Может иметь своим последствием причинение собственнику их значительного материального ущерба.
219
В заключение тайный советник Щегловитов указал на то, что действующим законом в интересах предупреждения и пресечения кощун_ ства означенные предметы чествования христиан охранены от возможности перехода во владение лиц иноверных нехристианских исповеданий и от несоответствующего их значению обращения в публичную продажу.
Обсудив настоящее дело и вполне оценивая всю важность возбужденного императорским Московским археологическим обществом вопроса о надлежащем охранении исторических памятников русской святыни, Совет министров нашел, вместе с тем, что вопрос этот, как то подробно объяснено тайным советником Щегловитовым, в достаточной степени удовлетворительно разрешается действующим законодательством. Но, сверх того, по засвидетельствованию в должности гофмейстера Извольского, святейшим Синодом намечен ряд новых мер, направленных к вящему охранению и поддержанию находящихся в его ведомстве памятников старины, причем меры эти предполагается осуществить в самом непродолжительном времени. При таких условиях нельзя, по мнению Совета, не согласиться с мнением министра юстиции и обер-прокурора святейшего Синода об отсутствии уважительных оснований к столь решительному шагу, как обращение в государственную собственность памятников старины, принадлежащих духовным установлениям, а также частным обществам и лицам, или хотя бы признание сих предметов неотчуждаемыми.
Ввиду сего Совет министров полагает:
1) Возбужденное императорским Московским археологическим
обществом предположение об объявлении неотчуждаемою государст
венною собственностью всех икон, окладов, риз и прочих предметов,
находящихся в соборах, монастырях, церквах, их ризницах и древле
хранилищах Российской Империи, признать не подлежащим испол
нению.
2) Предоставить синодальному обер-прокурору просить святейший
Синод о скорейшем принятии мер к усилению надзора за хранящимися
в установлениях духовного ведомства памятниками русской старины.
Таковые заключения свои Совет министров приемлет долг всеподданнейше повергнуть на высочайшее вашего императорского величества благовоззрение.
Подлинный журнал подписан гг. председателем и членами Совета министров и скреплен за помощника управляющего делами Совета начальником Отделения канцелярии.
С подлинным верно: начальник отделения канцелярии Совета министров. Резолюция: на подлинном его императорскому величеству благо-
220
угодно было собственноручно начертать: «Согласен». В Красном
Селе, 6 августа 1908 года.
Скрепил: председательствующий в Совете министров
П. Харитонов.
Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М.,1978. С. 183—189.
№ 164. 1908г. августа 9.
«Меры к охранению памятников старины, выработанные XIV археологическим
съездом»
1. Разделение государства на археологические округа, причем в цен
тре каждого из них стоит то или другое ученое археологическое или ис
торическое общество.
2. Этим ученым обществам представляется свобода выбора для
дальнейшей организации дела на местах нахождения памятников, в
смысле избрания для этих целей существующих местных учреждений,
как-то: ученых архивных комиссий, церковных историко-археологиче-
ских обществ и комитетов и т.п., или основание новых в тех местах, где
таковых не имеется. Все эти ученые учреждения находятся в зависимо
сти от окружных ученых обществ и действуют на тех же основаниях, как
и окружные общества.
3. На общества возлагается: 1) регистрация памятников и 2) попече
ние об их сохранении.
4. У правительства испрашивается ежегодная постоянная сумма на
административную деятельность по надзору и на поддержание памят
ников старины подобно тому, как императорской Академии художеств
отпускается ежегодно из Министерства императорского двора 60 000 р.
на ее «художественную деятельность».
5. Привлечь к таковой же поддержке города и земства.
6. Разделить все недвижимые памятники древности на три катего
рии: а) памятники государственного значения; б) памятники местно
го значения и в) памятники, не имеющие особой археологической
Ценности.
7. Поддержание первых возложить на Государственное казначейст
во, а поддержание вторых — отнести на средства (местных) городов и
земств.
Примечание. Правило это относится лишь к тем памятникам, которые не имеют никакого практического применения.
8. Основать в Петербурге междуведомственное правительственное
Учреждение, в состав которого должны входить: 1) представители тех
221
ведомств, кои по закону ведают древними памятниками, как-то: императорская Археологическая комиссия, императорская Академия худо_ жеств, святейший Синод, Министерство внутренних дел и т.д.; 2) пред, ставители разных русских частных археологических обществ, стоящих во главе археологических округов.
9. На учреждение это возложить следующие обязанности: 1) заведы-вание и распределение сумм, отпускаемых казной; 2) решение всех вопросов, касающихся реставрации древних памятников первой категории; 3) высший контроль действий окружных учреждений по реставра-. ции памятников вообще; 4) решение вопросов о категории памятников вообще и о переводе их из одной категории в другую; 5) решение вопроса о принудительном отчуждении недвижимых памятников старины, находящихся в частном владении; 6) разрешение сломки памятников первых двух категорий; 7) разрешение всякого рода спорных вопросов, могущих возникнуть между окружными обществами и местными учреждениями, и разрешение всякого рода археологических сомнений, могущих возникнуть в окружных обществах.
10. В состав окружных обществ входят также представители ве
домств и учреждений, в ведении которых находятся те или другие па
мятники старины.
11. На окружные общества, независимо от обязанностей, перечис
ленных в параграфе третьем, возлагается также разрешение вопросов о
ремонте и реставрации памятников второй категории и все необходи
мые сношения с центральным учреждением.
12. Независимо от сего, желательно пополнить существующее зако
нодательство нижеследующими положениями:
а) Предоставить правительству право принудительного отчуждения
недвижимых памятников древности.
б) Предоставить ему право объявлять недвижимые памятники древ
ности, находящиеся в частном владении, имеющими государственное
или местное значение, т.е., иными словами, ограничивать владельцев в
деле изменения памятников или их искажения.
в) За искажение или уничтожение памятников старины ввести
гражданскую и уголовную ответственность в виде штрафа, обязанности
восстановить, если возможно, разрушенное на свой счет и даже лично
го задержания с тем, чтобы ответственность эта распространялась на
всех без изъятия.
Примечание. За таковые же проступки со стороны духовенства оно дол*" но подвергаться ответственности перед з