Комиссия нашла необходимым, чтобы при уничтожении старых дел присутствовали представители заинтересованных ведомств и учреждений, каковое постановление и внесено в настоящую статью.
1
Текст Комиссии | Текст правительственного | Постатейные |
проекта | объяснения. | |
ставители от император- | ||
ской Академии наук и | ||
императорской Архео- | ||
графической комиссии, | ||
а также лицо, назна- | ||
чаемое к тому Цент- | ||
ральным комитетом по | ||
охране древностей. | ||
34. Все случайно откры- | 38. Все случайно открытые в | Изменения в ст. 34 |
тые в недрах земли кла- | недрах земли древности | редакционного харак- |
ды или древности долж- | должны быть представляемы, | тера. |
ны быть представляемы | в установленном порядке, ме- | |
местным учреждениям | стным властям, а этими по- | |
по охране древностей или | следними немедленно до- | |
местным властям, о чем | ставляются в императорскую | |
немедленно сообщается | Археологическую комиссию, | |
сими учреждениями им- | которая, в случае, если поже- | |
ператорской Археоло- | лает оставить найденные | |
гической комиссии, ко- | предметы в своем распоря- | |
торая, в случае, если | жении, уплачивает владельцу | |
пожелает приобрести | земли, на которой эти пред- | |
найденные предметы, | меты найдены, определяе- | |
уплачивает лицам, кои | мое, по соглашению с ним, | |
по закону являются соб- | вознаграждение. Сверх того, | |
ственниками клада, оп- | если предметы найдены не | |
ределенное по согла- | самим владельцем земли, | |
шению с ними вознаг- | случайно нашедшему выда- | |
раждение. Сверх того, | ется Комиссией особая, по | |
если предметы найдены | усмотрению ее, награда. | |
не самими владельцами | ||
земли, случайно на- | ||
шедшему выдается Ко- | ||
миссией особая, по ус- | ||
мотрению ее, награда. | ||
Исключены. | Приложение кет. 21. | Общие соображения |
О губернских ученых архив- | по ст. 35—37 изложе- | |
ных комиссиях. | ны в докладе. | |
Исключены. | Ст. 1-20. | Общие соображения |
по ст. 1—20 изложены | ||
в докладе. |
Сборник материалов, относящихся до архивной части в России. Т.1. Пг., 1916. С. 622-655.
|
|
364
365
№184. 1915 г. июля 20.
Указ Синода вследствие именного. — О передаче из епархий спорных вопросов оре, монте и реставрации древних церквей на окончательное решение Синода
По указу его императорского величества, святейший правительствующий Синод слушали: представленный преосвященным Новгородским от 6 марта 1915 года, журнал заседания комиссии по вопросу об устранении затруднений при перестройках и ремонтах церквей, имеющих археологическое значение.
|
|
Приказали: по определению святейшего Синода от 28—29 января 1915 года за № 702, была образована, под председательством преосвященного Арсения, архиепископа Новгородского, комиссия для рассмотрения вопроса об устранении затруднений при перестройках и ремонтах церквей, имеющих археологическое значение. В состав этой комиссии был назначен святейшим Синодом преосвященный епископ Рязанский Димитрий и приглашены председателем, в качестве членов, начальник архива и библиотеки при святейшем Синоде д.с.с. Здравомыс-лов и обер-секретарь святейшего Синода с.с. Ростовский.
Преосвященный председатель, указывая на причины, вызвавшие учреждение настоящей комиссии, обратил внимание членов комиссии на те затруднения, которые нередко возникают как на местах, так и в святейшем Синоде при разрешении дел о постройках и ремонтах по епархиям древних церквей. Затруднения эти заключаются в том, что императорская Археологическая комиссия, коей вверено по закону сохранение памятников древности, в исполнении своих обязанностей вступает нередко в пререкания с духовным ведомством при разрешении вопросов, тесно связанных с удовлетворением религиозных потребностей православных прихожан: стоя на научной почве, Археологическая комиссия желает сохранить тот или другой памятник церковной древности в неприкосновенном виде, между тем как духовные потребности паствы требуют, чтобы памятник этот, оставаясь в сохранности, был все-таки приспособлен к удобствам паствы для совершения в нем богослужений. Затруднения эти очень много скорбей приносят епархиальным архиереям, которые, в силу существующих узаконений об охране памятников церковной древности, лишены возможности выполнять свой архипастырский долг в отношении удовлетворения богослужебных интересов своих пасомых.
Просьбы преосвященных о разрешении реставрации древних церквей почти постоянно оставляются святейшим Синодом без удовлетворения, если императорская Археологическая комиссия высказывается против разрешения реставрации. И, в результате, многие церкви, имеющие археологическое значение, остаются без ремонта. Таким образом,
366
является настоятельно необходимым, чтобы голос святейшего Синода имел большее значение в деле разрешения реставрации древних церквей: здесь нужно согласовать, с одной стороны, и научные задачи Археологической комиссии, а с другой стороны, и заботы духовного ведомства по удовлетворению церковных нужд. И в таких случаях не трудно было бы найти выход при соблюдении известных условий, например, точного воспроизведения памятника путем сфотографирования, в особенности, если этот памятник является не единственным в своем роде, а дубликатом.
Комиссия, приняв во внимание действующие законоположения об охранении памятников церковной древности и имея в виду восходившие на рассмотрение святейшего Синода дела о пререканиях между духовным ведомством и императорской Археологической комиссией по поводу перестройки древних церквей, высказала, между прочим, следующие пожелания, при обсуждении коих могли бы быть устранены встречающиеся в настоящее время затруднения на местах при возникновении дел о ремонтах и перестройках древних церквей: 1)чтобы преосвященные в тех случаях, когда императорская Археологическая комиссия не выражает согласия на ремонт или перестройку той или другой древней церкви или какого-либо церковного памятника, представляли соответствующие ходатайства по сим делам, вместе с своими заключениями, в святейший Синод, который и должен окончательно решать подобные дела, представляя означенные ходатайства в подобных случаях на высочайшее его императорского величества благовоззрение, и 2) чтобы при обсуждении вопроса о ремонте древних церквей в заседаниях Техническо-строительного комитета при хозяйственном управлении, кроме архитекторов, обращающих внимание, главным образом, на техническую сторону в разрешаемом ремонте, присутствовало особое лицо, по назначению г. синодального обер-прокурора, которое обращало бы внимание и на сторону археологическую.
|
|
Обсудив журнал означенной комиссии и признавая, что высказанные сей комиссией пожелания о том, чтобы епархиальные преосвященные дела о ремонте или перестройке древних церквей представляли на разрешение святейшего Синода, вполне согласны с действующим законом (Уст. Стр., ст.91; Уст. Дух. Коне., ст.47) и с установившеюся практикою, и разделяя вполне пожелание комиссии о необходимости назначения в заседания Техническо-строительного комитета хозяйственного Управления при святейшем Синоде, при рассмотрении дел о ремонте или перестройке древних церквей, лица вполне осведомленного в церковной археологии, которое могло бы обращать внимание членов сего Комитета не на техническую, а на археологическую сторону подлежащих ремонту храмов и других церковных зданий, святейший Синод оп- Веделил: подтвердить епархиальным преосвященным, чтобы во всех
367
указанных случаях они представляли дела о производстве ремонта или перестройки древних церквей и других церковных памятников на разрешение святейшего Синода, поручив председателю Техническо-строи-тельного комитета хозяйственного управлении при святейшем Синоде приглашать при обсуждении в заседаниях сего Комитета дел о ремонте или перестройке и расширении древних церквей и других памятников церковной старины, особое лицо, по назначению г. синодального обер-прокурора, осведомленное в церковной археологии; о чем синодальным конторам, епархиальным преосвященным, заведывающему придворным духовенством и протопресвитеру военного и морского духовенства послать печатные циркулярные указы, а в хозяйственное управление при святейшем Синоде передать выписку из сего определения. Июля 20 дня 1915 года.
|
|
Обер-секретарь (подп.) Алексей Ростовский.
Секретарь (подп.) В. Введенский.
Охрана памятников истории и культуры
в России. XVIII — начало XX вв.
Сборник документов. М., 1978. С. 306—308.
№ 185. /976г. февраля 18.
Письмо председателя Московского археологического общества П.С. Уваровой министру внутренних дел А.Н. Хвостову о необходимости издания закона о запрещении вывоза древностей из России
Его высокопревосходительству г-ну министру внутренних дел Александру Николаевичу Хвостову.
Из губерний Вятской, Пермской, Уфимской, Казанской, Саратовской и пр., в которые с начала войны выселены из пограничных и центральных местностей подданные враждующих с нами государств, получаются заявления, что господа эти, принадлежащие большей частию к богатому сословию, закупают значительное количество разных древностей края, которые, вероятно, при заключении мира и окончательном выселении этих господ ха границу, будут вывезены ими беспрепятственно в чужие земли, что еще раз послужит к оскудению России собственными древностями.
Императорское Московское археологическое общество покорнейше просит ваше высокопревосходительство вменить в обязанность местным губернаторам не упускать из вида торговлю древностями края, а главное их вывоз из пределов губернии.
Следовало бы также выработать и издать, подобно западным государствам, закон, запрещающий вывоз древностей из России, о чем давно
368
просят императорское Московское археологическое общество и другие ученые учреждения и чего мы до сих пор никак не можем достигнуть.
В надежде, что вашему высокопревосходительству угодно будет обратить внимание на ходатайство Общества, покорнейше просим принять уверение совершенного нашего уважения. Председатель графиня Уварова. Секретарь В. К. Трутовский.
Охрана памятников истории и культуры ' в России. XVIII — начало XX вв.; Сборник документов. М., 1978. С. 309.
№ 186. 79/6 г. апреля 1.
Запрос членов Государственного Совета министру внутренних дел о возможности I принять срочные меры для устранения расхищения, уничтожения и вывоза за гра-: ницу памятников старины
По § 13-му ст. 4 расходной сметы Министерства внутренних дел на 1916 год предположено к отпуску на содержание памятников, сооружений и зданий, имеющих историческое значение, 14 092 р., по § 17-му ст. 8 той же сметы назначается к отпуску Ученым архивным комиссиям — 7 000 руб. Примерно такие же суммы отпускались и за последние годы.
Ничтожность настоящего ассигнования, связанного однако с коренным вопросом о сохранении древних памятников отечественной старины, между прочим порученных попечению указанных архивных комиссий, и беспримерное расхищение памятников старины в настоящее время, все это заставляет нижеподписавшихся членов Государственного совета обратить внимание правительства на серьезность создавшегося положения, при коем бесследно пропадают памятники исторической и художественной старины, на необходимость принятия неотложных и решительных мер по охране древних памятников и внесения законодательных предположений для устранения замеченного прискорбного явления в будущем.
I. В деле охраны древних памятников прежде всего внимания заслуживает вопрос, неразрывно связанный с обстоятельствами военного времени. Несмотря на неоднократные ходатайства разных ученых обществ о принятии должных мер к своевременному вывозу из угрожаемых неприятелем местностей памятников старины и полученных в ответ на эти ходатайства заверений как от Центрального управления, так и от местных властей о том, что все меры к своевременному вывозу па-Мятников старины будут приняты, приходится однако констатировать Тот факт, что весьма многие ценные памятники русской старины не бы-
369
ли своевременно вывезены из губерний Виленской, Гродненской, Ко-венской, Люблинской, Холмской и Минской, частью пропали, либо достались неприятелю и отправлены за границу.
II. Не в лучшем положении находится вопрос о сохранении древних памятников в глубине России, в далеких северных и северо-восточных ее губерниях, где о неприятельском нашествии не могло быть и речи. И там за последний год отмечается явление, глубоко печальное и требующее немедленных и решительных мер противодействия со стороны правительства.
В начале войны из столиц и центральных местностей России выселено было в наши северо-восточные губернии большое количество подданных воюющих с нами держав. Эти лица, обладая хорошими средствами, приступили к энергичной скупке, нередко по весьма высоким ценам, всех предметов русской старины, в особенности церковной.
По имеющимся в нашем распоряжении данным подобная скупка производится за последний год в весьма крупных размерах по городам, селам, отдаленным церквам и старообрядческим скитам Пермской, Вятской, Архангельской и Вологодской губерний. Все скупленные предметы упаковываются и, по-видимому, и ныне уже частично переотправляются за границу. Данные эти ныне проверены на местах лицами, для сего специально командированными от нескольких ученых обществ и учреждений Москвы (императорское Московское археологическое общество, императорский Российский Исторический музей и императорский Московский и Румянцевский музей) и вполне подтвердились.
Все указанное внушает серьезное опасение за целость остающихся еще в России предметов старины, требует для спасения таковых неотложных и энергичных мер как в местностях, угрожаемых неприятелем, так и в остальной России, а для того, чтобы подобные печальные факты не повторялись в будущем, требует скорейшего проведения общего для России закона «об охране древних памятников»., Подобного закона в России нет. Проект такового, притом в высшей степени неудовлетворительного, в 1911 году правительством был внесен в Государственную думу, но до сих пор остался нерассмотренным, по-видимому, ввиду той массы против него возражений, которые были получены со всех сторон.
Нам представлялось бы желательным в деле спасения памятников старины —
а) в местностях, угрожаемых неприятелем — своевременное и в пол
ной мере соблюдение высочайше утвержденного положения 17 июля
1914 года об обязательном вывозе древностей;
б) в остальных областях и губерниях России — категорическое за
прещение продажи из церквей и скитов предметов старины, принятие
370
коренных мер к прекращению наблюдаемой хищнической скупки иностранцами этих предметов, недопущение вывоза скупленных древностей за пределы России как через Финляндию, так и Архангельск и Владивосток, и задержание всего обнаруженного на таможнях; и
в) скорейшая переработка правительством, в соответствии с поступившими поправками от разных ученых и художественных обществ и учреждений, законопроекта «об охране древних памятников», безотлагательное внесение его в законодательные учреждения и проведение в жизнь.
В силу всего вышеизложенного мы, нижеподписавшиеся, на основании 36 статьи учреждения Государственного совета, предлагаем обра-• титься к министру внутренних дел за разъяснением, какие меры ми-; нистр предполагает предпринять в возможно скором времени для не-, медленного устранения дальнейшего расхищения, вывоза и уничтоже-} ния памятников старины и искусства в России.
Граф Уваров. Кн.Е. Трубецкой. И. Каменский. С. Комсин. Гр. П. Шереметев. Нырков. Д. Гримм. В. Гурко. Сергей Ольденбург. С. Лукьянов. В. Андреевский. С. Бразоль. Н. Таганцев. Бар. Икс-куль. Л. Юмашев. Еф. Зубашев. М. фон-Брин. А. Беляев. Н. Зиновьев 2-й. Вл. Шлиппе. А. Васильев. Кн. Голицын. Н. Шмеман. Князь А. Оболенский 1-й. П.В. Каменский 2-й. Юр. Трубников. Черниц-кии. Кн. Ширинский-Шихматов. П. Йорданов. И. Плотников. Сергей Скадовский. Бар. Нолькен. Викт. Карпов. С. Манухин. Макаров. Н. Зверев. Ив. Щегловитов. Н. Мясоедов. Буткевич. Трегубое. Кн. Голицын-Муравлин. А. Римский-Корсаков. Князь Н. Голицын. Н. Беляков.
? Охрана памятников истории и культуры | в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С. 310—313.
'№187. 1916г. апреля?.
Отношение Министерства внутренних дел Московскому археологическому обществу о решении Министерства вернуть из Государственной Думы законопроект об охране древностей для переработки
В императорское Московское археологическое общество.
Вследствие отношений от 18 февраля и 31 марта с.г. за №№ 215 и 399, департамент общих дел имеет честь уведомить, что, по докладе Министру внутренних дел вопроса о необходимости принятия экстренных мер к устранению дальнейшего расхищения, вывоза и унич-
371
тожения памятников старины и искусства в России, его высокопревосходительство приказал просить Государственную думу вернуть внесенный министерством внутренних дел в 1911 г. вышеупомянутый законопроект о мерах к охранению памятников древности и по получении такового передать его на новое обсуждение особой комиссии при Министерстве внутренних дел, для переработки в соответствии с задачами, выдвигаемыми настоящей войной, и теми замечаниями, кои были сделаны в свое время по упомянутому законопроекту в комиссиях Государственной думы и различными учеными и художественными обществами.
Председательствование в этой комиссии министром внутренних дел возложено на товарища министра, члена Государственного совета, сенатора, гофмейстера графа А.А. Бобринского.
Директор (подписал) Стремоухое.
Начальник отделения (подписал) С. Дукельский.
Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М, 1978. С. 314.
№188. 1916 г. апреля 8.