Г. председателю Государственной думы.
Министерство внутренних дел 29 октября 1911 г. за № 27281 внесло на рассмотрение Государственной думы законопроект о мерах к охранению памятников древности.
В настоящее время война выдвинула ряд неотложных запросов в отношении охраны предметов старины и искусства.
Признавая необходимым ввиду сего подвергнуть пересмотру упомянутый законопроект, имею честь покорнейше просить, на основании ст. 47 Учр. Государственной думы, Св. Зак. т. I, ч. 2 изд. 1908 г., вернуть означенный законопроект Министерству. За министра внутренних дел товарищ министра, в должности] егермейстера (подписал) кн. Волконский. Директор (скрепил) Стремоухое.
Охрана памятников истории и культуры в России. ХУШ-начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С.315.
372
№ 189. 1916 г. апреля 16.
Отношение департамента общих дел Министерства внутренних дел председателю Археологической комиссии А.А.Бобринскому о необходимости создания комиссии для переработки Положения об охране древностей
|
|
По докладе г. министру внутренних дел вопроса Государственного совета о предположенных ведомством мероприятиях для немедленного устранения дальнейшего расхищения, вывоза и уничтожения памятников старины и искусства в России, его высокопревосходительство приказал просить председателя Государственной думы возвратить внесенный Министерством внутренних дел в 1911 г. законопроект о мерах к охранению памятников древности, и по получении такового для переработки в соответствии с задачами, выдвигаемыми настоящей войной и теми замечаниями, кои были сделаны в свое время по упомянутому законопроекту различными учеными и художественными обществами, передать его в образуемое при Министерстве внутренних дел Особое совещание.
Ввиду сего департамент общих дел с своей стороны долгом считает доложить нижеследующее:
I. Сношение с председателем Государственной думы о возвращении
законопроекта сделано 8 апреля за № 10182.
II. Согласно доложенным г. министру справкам в задачу совещания
входит выяснение вопросов: 1) о своевременном в полной мере соблю
дении в местностях, угрожаемых неприятелем, высочайше утвержден
ного 17 июля 1914 г. Положения об обязательном вывозе древностей;
2) о категорическом воспрещении продажи предметов старины из
церквей и скитов, в остальных местностях империи принятие корен
ных мер к прекращению наблюдаемой хищнической скупки иностран
цами предметов древности и недопущение вывоза этих предметов за
границу чрез Финляндию, Архангельск и Владивосток и задержание
всего обнаруженного таможнями; 3) о скорейшей переработке в соот
ветствии с поступившими от разных ученых и художественных об
ществ поправками внесенного в Государственную думу в 1911 г. законо
проекта, безотлагательное внесение его на уважение законодательных
учреждений и проведение его в жизнь; 4) частные вопросы, возбужден
ные ген. Жиркевичем:
|
|
а) о принятии мер к розыску иконы Божией Матери Остробрам-
ской,
б) о необходимости издания в срочном порядке закона, объявляю
щего все предметы старины национальной собственностью, и
в) о необходимости составления учета всем без исключения памят
никам старины, в том числе: архивам, коллекциям правительственных
учреждений и частных лиц, святыням, картинным галереям и т.п.
373
Соответственно указанным задачам Комиссии заинтересованными в настоящем деле ведомствами являются Министерства: императорского двора, военное, внутренних дел, юстиции, народного просвещения, путей сообщения, финансов, государственный контроль, ведомство православного исповедания и государственная канцелярия.
От Министерства внутренних дел в упомянутую Комиссию желательно было бы привлечь представителей следующих учреждений: департаментов: общих дел, полиции и духовных дел, главного управления по делам местного хозяйства, Техническо-строительного комитета и Института гражданских инженеров.
Представлялось бы крайне полезным участие в этой Комиссии члена Совета министра внутренних дел, действительного статского советника И.Я.Гурлянда, как б. председателя образованной в 1909 г. Междуведомственной комиссии по выработке законопроекта об охране памятников старины, автора внесенного в 1911 г. в Государственную думу законопроекта по сему предмету и единственного представителя Министерства внутренних дел в комиссиях Государственной думы, обсуждавших проект, и причисленного к Министерству внутренних дел председателя Общества архитекторов художников и почетного члена Академии художеств, т. сов. ГТ.Ю.Сюзора, принимавшего активное и живое участие при обсуждении означенного законопроекта в различных его стадиях.
Из ученых и художественных учреждений и обществ в упомянутой комиссии могли бы быть представлены: Академия наук, Университет, Академия художеств, Археологическая комиссия, Эрмитаж, Археографическая комиссия и Археологический институт. Существенно заинтересованными в настоящем деле являются также: императорское Русское археологическое общество, императорское Московское археологическое общество, Комитет попечительства о русской иконописи.
В предшествовавших комиссиях по выработке законопроекта об охране памятников старины принимали участие некоторые члены Государственного совета и другие лица, приглашенные к участию в работах комиссии 1909 г. не в качестве представителей каких-либо обществ или организаций, как специалистов или лиц, много занимавшихся данным вопросом, самая же Комиссия по своему составу являлась совещанием представителей заинтересованных ведомств.
Если вашему сиятельству угодно будет и в настоящем случае образовать Комиссию исключительно из представителей заинтересованных ведомств, то для привлечения представителей от различных художественных и научных обществ, организаций и отдельных сведущих лиц, представляется необходимым испросить разрешение г. министра на приглашение к участию в Комиссии лиц, участие коих будет признано вашим сиятельством полезным.
374
Представляя изложенное на благоусмотрение вашего сиятельства, а также копии упомянутых двух справок, перечень соответствующих ученых учреждений и обществ и список личного состава Комиссии 1909 г., имею честь испрашивать указаний о дальнейшем направлении этого дела.
Директор (подписал) Стремоухое.
|
|
За начальника отделения (скрепил) В.Гамдорв.
Охрана памятников истории и культуры
в России. XVIII — начало XX вв.
Сборник документов. М., 1978. С. 315—318.
№ 190. 1916 г. апреля 19.
Отношение председателя Государственной думы М.В. Родзянко министру внутренних дел Б. В. Штюрмеру о возвращении законопроекта об охране памятников древности
Министру внутренних дел.
Вследствие отношения от 8 апреля 1916 г. за № 10182, имею честь возвратить вашему высокопревосходительству, на основании ст. 47 Учр. Государственной думы, представление от 29 октября 1911 года за № 27281 — о мерах к охранению памятников древности.
Председатель Государственной думы М. Родзянко. За начальника отдела Ив. Батов.
Охрана памятников истории и культуры в России XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С. 319.
№191. 1916 г. августа 16.
Отношение канцелярии обер-прокурора Синода председателю Археологической комиссии о контроле Синода в вопросах охраны памятников церковной старины
Высшею церковною властью, в заботах об охранении памятников церковной старины, неоднократно делались соответствующие распоряжения как в течение XIX, так и в настоящем XX столетии, касательно как предметов церковной древности (цирк. ук. 1914 г. № 19), так и монументальных памятников. В частности, в 1909 году, обсудив возбужденное одним из епархиальных преосвященных ходатайство а) о предоставлении епархиальному начальству права на будущее время разрешать перестройку и ремонт древних церквей епархии, по бедности их, без требуемых ныне сношений с императорскою Археологическою ко-
375
миссиею, при условии, что все древние храмы епархии будут зарисованы и что перестройки и ремонты оных, в потребных случаях, будут производиться по прежним планам и б) об изменении в указанном смысле действующего ныне закона, и приняв во внимание, что по закону (ст. 78 и 95 т. XII, ч. \ Св. Зак., изд. 1900 г., Уст. Стр. и Уст. Дух. Коне. ст. 50) воспрещается приступать без высочайшего разрешения к каким-либо обновлениям в древних церквах, а епархиальные начальства обязаны наблюдать, чтобы при возобновлении старинных церквей древний как наружный, так и внутренний вид их был тщательно сохраняем и никакие произвольные поправки и перемены не были допускаемы без ведома высшей духовной власти, и чтобы нигде ни под каким предлогом в древних церквах не дозволялось ни малейшего исправления, возобновления и изменения живописи и других предметов давнего времени, а всегда испрашивалось на то разрешение святейшего Синода, по предварительном сношении с императорскою Археологическою комиссиею, святейший Синод изъясненное ходатайство одного из епархиальных преосвященных отклонил.
|
|
Вместе с тем, имея в виду, что, хотя святейшим Синодом по определению от 21 сентября — 16 ноября 1894 года за № 2640, распубликованному в № 49 «Церковных ведомостей» за 1894 г., дано было знать по духовному ведомству для должного руководства и исполнения о воспоследовавшем 11 марта 1889 года высочайшем повелении, во 2-м пункте коего изображено: «Реставрацию монументальных памятников древности производить по предварительном сношении с императорскою Археологическою комиссиею и по сношении ее с императорскою Академиею художеств», а от императорской Археологической комиссии особым извещением в 1908 г. сообщено было консисториям о том, какие данные должны быть представляемы в означенную Комиссию при проектах на ремонт, реставрацию и расширение древних зданий, однако и после, как усматривалось из дел центрального управления святейшего Синода, в некоторых епархиях бывали случаи перестройки и ремонта древних церквей и других памятников церковной старины без разрешения святейшего Синода и предварительного сношения с императорскою Археологическою комиссиею, святейший Синод циркулярным указом от 30 ноября 1909 года за № 24 вновь подтвердил всем епархиальным преосвященным, чтобы отнюдь не было приступаемо, вопреки закону, к каким-либо обновлениям в древних церквах без предварительного сношения с императорскою Археологическою комиссиею без разрешения святейшего Синода.
В 1915 году, с одной стороны, имея сведения, что в некоторых епархиях дело реставрации храмов совершается без надлежащего соблюдения существующих на этот предмет распоряжений, а с другой — желая облегчить и даже устранить встречаемые епархиальным начальством затрудне-
376
ния, возникающие в случаях несогласия с императорскою Археологическою комиссиею при разрешении ходатайств о постройке и ремонте церквей и других памятников древности, имеющих археологическое значение, святейшим Синодом была образована, под председательством архиепископа Новгородского Арсения, особая комиссия. Означенная комиссия, приняв во внимание действующие законоположения об охранении памятников церковной древности и имея в виду восходившие на рассмотрение святейшего Синода дела о пререканиях между духовным ведомством и императорскою Археологическою комиссиею по поводу перестройки древних церквей, высказала следующие пожелания, при осуществлении коих могли бы быть устранены встречающиеся в настоящее время затруднения на местах при возникновении дел о ремонтах и перестройках древних церквей: 1) чтобы преосвященные в тех случаях, когда императорская Археологическая комиссия не выражает согласия на ремонт или перестройку той или другой древней церкви или какого-либо церковного памятника, предоставляли соответствующие ходатайства по сим делам вместе с своими заключениями в святейший Синод, который и должен окончательно решать подобные дела, представляя означенные ходатайства, в потребных случаях, на высочайшее его императорского величества благовоззрение; 2) чтобы, ввиду важности вопроса, с одной стороны, о разрешении реставрации древних церквей и церковных памятников, а с другой — насущности вопроса о необходимости удовлетворения духовных нужд паствы, входил в состав императорской Археологической комиссии один из преосвященных, по назначению святейшего Синода и 3) чтобы при обсуждении вопроса о ремонте древних церквей в заседаниях Техническо-строительного комитета при хозяйственном управлении, кроме архитекторов, обращающих внимание, главным образом, на техническую сторону в разрешаемом ремонте, присутствовало особое лицо, по назначению г. синодального обер-прокурора, которое обращало бы внимание и на сторону археологическую. Обсудив журнал означенной Комиссии и признавая высказанные в пункте первом журнала оной пожелания о том, чтобы епархиальные преосвященные дела о ремонте или перестройке древних церквей представляли на разрешение святейшего Синода, вполне согласными с действующим законом (Уст. Стр., ст. 91, Уст. Дух. Коне., ст. 47) и с установившеюся практикою, и разделяя вполне пожелание Комиссии, выраженное в пункте 3-м того же журнала о необходимости назначения в заседания Техническо-строительного комитета хозяйственного управления при святейшем Синоде, при рассмотрении дел о ремонте или перестройке древних церквей, лица, вполне осведомленного в церковной археологии, которое могло бы обращать внимание членов сего Комитета не на техническую, а на археологическую сторону подлежащих ремонту храмов и других церковных зданий, святейший Синод, по определению от 24 апреля — 19 июня 1915 года за
377
№ 3557, признал благовременным подтвердить епархиальным преосвященным, чтобы во всех указанных случаях они представляли дела о производстве ремонта или перестройки древних церквей и других церковных памятников на разрешение святейшего Синода, поручив председателю Техническо-строительного комитета хозяйственного управления при святейшем Синоде приглашать при обсуждении в заседаниях сего Комитета дел о ремонте или перестройке и расширении древних церквей и других памятников церковной старины, особое лицо, по назначению г. синодального обер-прокурора, осведомленное в церковной археологии, о чем и был разослан епархиальным преосвященным циркулярный указ от 20-го июля 1915 года за № 20.
Что же касается суждения Комиссии о желательности, чтобы в состав императорской Археологической комиссии входил один из преосвященных, но назначению святейшего Синода, для обсуждения в оной дел касательно ремонта древних церквей и памятников церковной старины, то, принимая в соображение: 1) что положение об императорской Археологической комиссии, высочайше утверждено (2 февраля 1889 г.; ПСЗ, № 31109), 2) что Комиссия эта состоит в ведении Министерства императорского двора (т.1, ч. 2 Св. Зак. изд. 1892 г., ст. 914); 3) что, кроме штатных членов в Археологической комиссии, входят в состав оной почетные члены, избираемые председателем Комиссии и утверждаемые в этих званиях министром императорского двора, и 4) что для назначения в состав этой Комиссии одного из иерархов в качестве штатного члена потребовалось бы изменение в соответствующем порядке штата сей Комиссии, что в настоящее время представляется затруднительным, назначение же одного из преосвященных почетным членом названной Комиссии не отвечало бы той цели, ради которой признается желательным участие иерарха в составе сей Комиссии, святейший Синод, не находя благовременным разрешение ныне настоящего вопроса по существу, в том же определении за № 3557, предоставил г. синодальному обер-прокурору войти в сношение с министром императорского двора о том, чтобы императорская Археологическая комиссия во всех таких случаях, когда Комиссия, по рассмотрению возбужденных пред оною епархиальными начальствами ходатайств о ремонте или перестройке древних церквей и других церковных памятников, затрудняется удовлетворить таковые ходатайства, предварительно окончательного разрешения подобных дел, входила в сношение по сим делам с обер-прокурором святейшего Синода; о чем для исполнения и сообщено было в хозяйственное управление по надлежащему.
Между тем, председатель императорской Археологической комиссии, член Государственного совета гофмейстер граф Бобринский, ознакомившись с циркулярным распоряжением святейшего Синода за № 20, представил г. синодальному обер-прокурору справку, в которой,
378
сославшись на закон от 11 марта 1889 г. (Собр. Узак. и Расп. Прав. 1889 г. № 43, ст. 352), коим, между прочим, установлено: «Реставрацию монументальных памятников древности производить по предварительному соглашению с императорскою Археологическою комиссиею и по соглашению с императорской Академией художеств», и указав, что означенное циркулярное распоряжение святейшего Синода отменяет вышеприведенный закон, просит о том, чтобы, во избежание пререканий с названной Археологической комиссией, святейшим Синодом было издано разъяснение сего указа в смысле согласования его с законом 11 марта 1889 года. О каковой просьбе гофмейстера графа Бобринского и было предложено святейшему Синоду.
Выслушав изложенное и принимая во внимание: 1) что в своих распоряжениях по духовному ведомству, и в частности, в циркулярном указе от 30 ноября 1909 года за № 24 святейший Синод неизменно предписывал епархиальным начальствам по вопросам о реставрации монументальных памятников древности входить в соглашение с императорскою Археологическою комиссиею, 2) что синодальным определением от 24 апреля — 19 июня 1915 г. за № 3557, по содержанию п. 1-го какового определения был разослан циркуляр от 20 июля 1915 года за № 20, не только не предполагалось отменить или ослабить закон 11 марта 1889 г., а, наоборот, имелось в виду принять меры, с одной стороны, к установлению контроля в делах реставрации памятников древности над действиями епархиальных начальств, которые, при разногласиях с императорскою Археологическою комиссиею, во всяком случае должны представлять обстоятельства дела в установленном порядке (Уст. Дух. Коне. ст. 51) на рассмотрение святейшего Синода, а с другой — к достижению возможных соглашений по этим вопросам между центральными учреждениями святейшего Синода и императорскою Археологическою комиссиею, святейший Синод находит, что при таких данных не имеется нужды в особом разъяснении епархиальным начальствам содержания циркулярного указа от 20 июня 1915 года, так как сим указом не отменены раннейшие распоряжения, и о таковом своем заключении по определению от 24 мая — 15 июня сего года за № 3685 предоставить г. синодальному обер-прокурору сообщить председателю императорской Археологической комиссии, с препровождением циркулярных указов святейшего Синода: 1909 г. № 24, 1914 г. № 19 и 1915 г. № 20.
О таковом определении святейшего Синода имею честь уведомить ваше сиятельство.
За обер-прокурора святейшего Синода товарищ обер-прокурора.
Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С. 319-325.
379
№192. 1916г. сентября 13.
Доклад министра внутренних дел А.А.Хвостова Николаю По необходимости образования при Министерстве внутренних дел особого совещания для пересмотра законопроекта об охране памятников древности
В 1911 г. бывшим министром внутренних дел, сенатором Макаровым, был внесен на рассмотрение законодательных учреждений законопроект о мерах к охранению памятников древности. Засим, в настоящем году в Министерство внутренних дел поступили сведения о том, что выселенные с начала войны из пограничных и центральных местностей, между прочим, в губернии, богатые остатками старины, подданные воюющих с нами государств закупают на местах значительное количество древностей, каковые, по окончании войны, могут быть вывезены ими за границу, что повлечет за собою оскудение России предметами старины. В связи с сим, Государственный совет обратился к министру внутренних дел за разъяснением о том, какие меры предполагает он принять для устранения дальнейшего расхищения, вывоза и уничтожения памятников старины и искусства в России.
Признавая необходимым сообразовать означенный законопроект с теми задачами, которые выдвинуты настоящею войною, а также и с замечаниями, сделанными в свое время в комиссии по направлению законодательных предположений Государственной думы, а равно различными учеными и художественными обществами и специалистами, предместник мой, гофмейстер Штюрмер, просил председателя Государственной думы о возвращении помянутого выше законопроекта в Министерство для пересмотра.
Предполагая образовать с указанною целью при Министерстве внутренних дел особое совещание, в состав коего, быть может, окажется необходимым пригласить, помимо представителей подлежащих правительственных учреждений, также и членов ученых и художественных обществ и установлений, а равно отдельных сведущих лиц и специалистов, я находил бы соответственным, чтобы председательствование в таковом совещании возложено было на лицо, с одной стороны, занимающее высокое служебное положение, а с другой — пользующееся известностью в области археологии. Изыскивая удовлетворяющее таковым условиям лицо, я находил бы наиболее оным отвечающим председателя императорской Археологической комиссии, члена Государственного совета, сенатора, гофмейстера высочайшего двора, министра земледелия, графа Алексея Бобринского.
Ввиду вышеизложенного и выраженного графом Бобринским на сие согласие, приемлю всеподданнейший долг испрашивать высочайшее вашего императорского величества соизволение на возложение от имени вашего величества на графа Алексея Бобринского председатель-
380
ствования в предполагаемом мною к образованию при Министерстве внутренних дел особом совещании для пересмотра законопроекта о мерах к охранению памятников древности.
Подписал: министр внутренних дел сенатор Хвостов.
Верно: за начальника отделения В. Гамдорв.
13 сентября 1916 г.
Резолюция: на подлинном написано: Собственною его императорского
величества рукою начертано: «С» (согласен).
В Царской ставке. 15 сентября 1916 г.
Министр внутренних дел сенатор Хвостов.
Охрана памятников истории и культуры
в России. XVIII — начало XX вв.
Сборник документов. М., 1978. С. 326—327.
ГЛАВА II
№193