Глава 25. Завершение конфликтов: критерии, формы, факторы..................................... 222
Нормативное регулирование конфликтов (по А. В. Дмитриеву)................................:....... 222
Формы завершения конфликта (по А. И. Шипилову)........................................................... 224
Условия разрешения конфликтов.................................................................................. ......... 226
Факторы разрешения конфликтов.......................................................................................... 228
Этапы разрешения конфликта.................................................................................................. 230
Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте................................................ 232
Зависимость способа разрешения конфликта от стратегий, избираемых оппонентами... 234
Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных конфликтов (часть 1)................... 236
Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных конфликтов (часть 2)................... 238
Глава 26. Посредническая деятельность в завершении конфликтов..................................... 240
Принципы психологического посредничества (по Н. В. Гришиной)................................. 240
|
|
Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта............... 242
Факторы эффективности участия третьей стороны в конфликте........................................ 244
Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны (часть 1)....... 246
Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны (часть 2)...... 248
Влияние переговорщиков на исход конфликтов................................................................... 250
Деятельность психолога по регулированию конфликтов..................................................... 252
Модели деятельности руководителя по урегулированию конфликтов...................... .......... 254
Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликтов между
подчиненными........................................................................................................................... 256
Глава 27. Переговоры как способ завершения конфликта...................................................... 258
Виды и функции переговоров.................................................................................................. 258
Психологические механизмы ведения переговоров..................;...........,............................. 260
Психологические условия успеха на переговорах................................................................ 262
Динамика переговорного процесса......................................................................................... 264
Компромисс в процессе переговоров (по Н. Н. Васильеву)................................................. 266
Особенности ведения переговоров........................................................................................ 268
Подготовка к переговорам....................................................................................................... 270
Ведение переговоров................................................................................................................. 272
Анализ переговоров.................................................................................................................. 274
|
|
Общие тактические приемы ведения переговоров................................................................ 276
Тактические приемы, применяемые на этапе уточнения позиций..................................... 278
Тактические приемы, применяемые на этапе обсуждения позиций.................................... 280
Тактические приемы, применяемые на этапе согласования позиций................................. 282
Алгоритм переговоров с преступниками (по А. И. Шинилову)......................................... 284
Список литературы.................................................................................................................. 286
Конфликтология как наука уже более 10 лет преподается во многих вузах страны. Качество ее преподавания является одним из важных факторов развития самой науки, поскольку конфликтология развивается во многом благодаря усилиям тех, кто ею интересуется и изучает ее. Представление конфликтологических знаний в виде схем, таблиц и рисунков позволяет совместно со словестно-логическим мышлением обучаемых «включить» наглядно-образное и существенно углубляет понимание, повышает прочность усвоения знаний обучаемыми.
Наглядно-образное мышление позволяет обучаемым легче, системнее и прочнее запоминать учебный материал на занятиях. В практической деятельности конфликтолог, занимаясь изучением и регулированием конфликтов, обычно пользуется теми знаниями, которые сохранились в его памяти. Поэтому применение в процессе преподавания конфликтологии таблиц, рисунков и схем повышает не только качество обучения, но и результативность последующей работы конфликтолога по исследованию и урегулированию конфликтов.
Наконец, само представление конфликтологических знаний в виде схем и рисунков позволяет структурировать информацию, приводить ее в определенную систему. Структурирование и систематизация имеющихся знаний является одним из важнейших направлений развития конфликтологической теории. Создание альбома схем по конфликтологии позволяет решить целый ряд не только учебных, но и научных проблем быстро развивающейся науки.
В основу учебного пособия положена системная концепция конфликтов, разрабатываемая в течение последних 18 лет одним из авторов. Использовались четыре универсальных вида системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный. В интересах исследования были разработаны и применены еще три вида системного анализа: системно-содержательный, междисциплинарный и системно-ситуационный. На основе изучения 3000 реальных межличностных конфликтов в организациях, а также в результате анализа всех основных достижений отечественной конфликтологии были сформулированы пять ее принципов: междисциплинарности, преемственности, эволюционизма, личностного подхода, необходимости поиска скрытого содержания конфликтов.
Учебное пособие раскрывает содержание всех разделов конфликтологии предназначено для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей, конфликтологов-практиков - всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных и внутриличностных конфликтов.
Авторы выражают глубокую признательность профессору А. И. Шипилову, сделавшему большой вклад в разработку ряда схем данного учебного пособия.
Авторы будут искренне благодарны всем, кто посчитает возможным высказать свое отношение к предлагаемой работе.
Раздел 1