Раздел 6. Разрешение конфликтов

Глава 25. Завершение конфликтов: критерии, формы, факторы..................................... 222

Нормативное регулирование конфликтов (по А. В. Дмитриеву)................................:....... 222

Формы завершения конфликта (по А. И. Шипилову)........................................................... 224

Условия разрешения конфликтов.................................................................................. ......... 226

Факторы разрешения конфликтов.......................................................................................... 228

Этапы разрешения конфликта.................................................................................................. 230

Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте................................................ 232

Зависимость способа разрешения конфликта от стратегий, избираемых оппонентами... 234

Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных конфликтов (часть 1)................... 236

Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных конфликтов (часть 2)................... 238

Глава 26. Посредническая деятельность в завершении конфликтов..................................... 240

Принципы психологического посредничества (по Н. В. Гришиной)................................. 240

Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта............... 242

Факторы эффективности участия третьей стороны в конфликте........................................ 244

Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны (часть 1)....... 246

Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны (часть 2)...... 248

Влияние переговорщиков на исход конфликтов................................................................... 250

Деятельность психолога по регулированию конфликтов..................................................... 252

Модели деятельности руководителя по урегулированию конфликтов...................... .......... 254

Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликтов между
подчиненными........................................................................................................................... 256

Глава 27. Переговоры как способ завершения конфликта...................................................... 258

Виды и функции переговоров.................................................................................................. 258

Психологические механизмы ведения переговоров..................;...........,............................. 260

Психологические условия успеха на переговорах................................................................ 262

Динамика переговорного процесса......................................................................................... 264

Компромисс в процессе переговоров (по Н. Н. Васильеву)................................................. 266

Особенности ведения переговоров........................................................................................ 268

Подготовка к переговорам....................................................................................................... 270

Ведение переговоров................................................................................................................. 272

Анализ переговоров.................................................................................................................. 274

Общие тактические приемы ведения переговоров................................................................ 276

Тактические приемы, применяемые на этапе уточнения позиций..................................... 278

Тактические приемы, применяемые на этапе обсуждения позиций.................................... 280

Тактические приемы, применяемые на этапе согласования позиций................................. 282

Алгоритм переговоров с преступниками (по А. И. Шинилову)......................................... 284

Список литературы.................................................................................................................. 286


Конфликтология как наука уже более 10 лет преподается во многих вузах страны. Качество ее преподавания является одним из важных факторов развития самой науки, поскольку конфликтология развивается во многом благодаря усилиям тех, кто ею интересуется и изучает ее. Представление конфликтологических знаний в виде схем, таблиц и рисунков позволяет совместно со словестно-логическим мышлением обучаемых «включить» наглядно-образное и существенно углубляет понимание, повышает прочность усвоения знаний обучаемыми.

Наглядно-образное мышление позволяет обучаемым легче, системнее и проч­нее запоминать учебный материал на занятиях. В практической деятельности конф­ликтолог, занимаясь изучением и регулированием конфликтов, обычно пользуется теми знаниями, которые сохранились в его памяти. Поэтому применение в про­цессе преподавания конфликтологии таблиц, рисунков и схем повышает не толь­ко качество обучения, но и результативность последующей работы конфликтоло­га по исследованию и урегулированию конфликтов.

Наконец, само представление конфликтологических знаний в виде схем и ри­сунков позволяет структурировать информацию, приводить ее в определенную систему. Структурирование и систематизация имеющихся знаний является од­ним из важнейших направлений развития конфликтологической теории. Созда­ние альбома схем по конфликтологии позволяет решить целый ряд не только учебных, но и научных проблем быстро развивающейся науки.

В основу учебного пособия положена системная концепция конфликтов, разра­батываемая в течение последних 18 лет одним из авторов. Использовались четыре универсальных вида системного анализа: системно-структурный, системно-фун­кциональный, системно-генетический и системно-информационный. В интересах исследования были разработаны и применены еще три вида системного анализа: системно-содержательный, междисциплинарный и системно-ситуационный. На основе изучения 3000 реальных межличностных конфликтов в организациях, а также в результате анализа всех основных достижений отечественной конфлик­тологии были сформулированы пять ее принципов: междисциплинарности, пре­емственности, эволюционизма, личностного подхода, необходимости поиска скры­того содержания конфликтов.

Учебное пособие раскрывает содержание всех разделов конфликтологии предна­значено для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавате­лей, конфликтологов-практиков - всех, кто интересуется проблемой предупреж­дения и разрешения социальных и внутриличностных конфликтов.

Авторы выражают глубокую признательность профессору А. И. Шипилову, сделавшему большой вклад в разработку ряда схем данного учебного пособия.

Авторы будут искренне благодарны всем, кто посчитает возможным высказать свое отношение к предлагаемой работе.





Раздел 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: