В формировании информационной модели конфликтной ситуации

(по М. Дойчу)

 

 

 

Глава 10. Структура конфликта                                                                                            101

 

Тема «справедливости и несправедливости» тесно связана с проблемой фор­мирования информационной модели конфликта. Как отмечает М. Дойч, когда он начал интересоваться, а затем и вплотную заниматься темой справедливости, он понял, что многие его работы и исследования в области конфликтов фактически могут рассматриваться как изучение проблемы справедливости.

Понимание справедливости выступает моральным обоснованием своей пози­ции участниками конфликта. И напротив, понимание несправедливости являет­ся основанием для возникновения конфликта или продолжения конфронтации.

М. Дойч выделяет несколько оснований для понимания несправедливости в процессе любого распределения.

1. Несправедливость, связанная с характером распределяемого блага, когда принимается во внимание то, что не соответствует природе распределяемо­го, например «заслуги», или услуги оказываются некачественными и т. д.

2. Несправедливость, связанная с исполнением роли в ходе распределения — функции по распределению осуществляются лицами, не имеющими соот­ветствующей квалификации, или кто-то из «распределителей» оказывается заинтересованным лицом и т. д.

3. Несправедливость в отношении стиля и времени распределения. Усиливает подозрения закрытый или тайный характер процедуры, сомнения в ее объек­тивности. Наказание может быть слишком отсрочено от момента соверше­ния преступления.

4. Несправедливость, связанная с ценностями, лежащими в основе распределе­ния. Например, существуют различные подходы для принятия решения об увеличении заработной платы сотрудникам. Выбор одного из подходов мо­жет восприниматься как несправедливость теми, кто придерживается дру­гого мнения.

5. Несправедливость, связанная с существующими правилами. Даже если до­стигнуто согласие по принципам распределения, могут возникнуть трудно­сти определения того, как эти принципы реализовать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      6. Несправедливость, связанная с процедурой измерения. Можно оценивать до­стижения, используя количественные параметры, сравнивая именно их, при этом от внимания уйдут качественные. Например, разгружено два вагона с цементом и с воздушными шариками. В каком случае трудозатраты больше?

7. Несправедливость, связанная с процедурой принятия решений. Речь идет о способах принятия решения. Например, даже если в соответствии с приня­тым решением человек выигрывает, он может испытывать неудовлетворен­ность из-за того, что, по его мнению, такого типа решения должны прини­маться не индивидуально руководителем, а коллективно.

Нужно заметить, что представления сторон конфликта о справедливости, не­смотря на свое, достаточное значимое, место в наших оценках поведения, действий и их последствий, не могут в полной мере выступить в качестве реального крите­рия, позволяющего регулировать отношения между участниками конфликта. Причина такого затруднения заключается в потенциальной множественности этих представлений. Если собираемся положить понятие о справедливости в осно­ву управления взаимоотношениями, то оно должно совпадать у обоих оппонентов.

 

102 _________________________________ Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: