Организационно-управленческие причины конфликтов

 

 

Глава 11. Причины конфликтов                                                                                  109

Организационно-управленческие причины конфликтов — обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллек­тивов, групп. Можно выделить четыре типа подобных причин.

Структурно-организационные — несоответствие структуры организации тре­бованиям той деятельности, которой она занимается. Структура организации долж­на определяться целями и задачами, которые эта организация будет решать или решает. Вместе с тем добиться идеального соответствия структуры организации тем задачам, которые она постоянно решает, практически невозможно.

Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельно­сти, которой она занимается, тем менее эффективным становится функциони­рование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах. Несоответствие структуры организации решаемым задачам может быть вызвано:                                                                                                                                                                                                                                                                                                    •ошибками при проектировании структуры организации. Трудно точно про­гнозировать все и создать структуру, которая до деталей отражала бы требо­вания будущей деятельности;                                                                                                                                                   • непрерывно изменяющимися задачами и деятельностю организации. Чем менее гибка структура организации в этих условиях, тем более вероятно воз­никновение большого количества конфликтов.  

Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптималь-ностыо функциональных связей организации с внешней средой, между различ­ными структурными элементами организации, между отдельными работниками. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответ­ствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффективная работа ор­ганизации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней сре­дой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам.

Личностно-функциональные — несоответствие или неполное соответствие ра­ботника по его профессиональным, нравственным и другим качествам требова­ниям занимаемой должности. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окру­жающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конф­ликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами.

Ситуативно-управленческие — обусловлены ошибками, допускаемыми руко­водителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других за­дач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возмож­ность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.

В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине конфликтогенных решений руководителей возникает 52 % конфликтных ситуаций, по причине социально-психологической несовместимости работни­ков — 33 %, из-за неправильного подбора кадров — 15 % (В. Рубахин, А. Филип­пов). Данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут выступать причиной 67 % конфликтов в трудовых коллективах.

 

110 _________________________ Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: