Этапы разрешения конфликта

 

 

Глава 25. Завершение конфликтов: критерии, формы, факторы                                        231

 

Разрешение конфликта представляет сложный и многоступенчатый процесс. Ком­петентный человек должен четко знать, что он включает в себя несколько этапов.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:

• объект конфликта (материальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • оппонент (данные о нем, его психологические особенности; отношения оп­понента с руководством; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы; правовые и нравственные основы его требований; действия в кон­фликте, ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем — нет и др.);

• собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; пра­вовая и нравственная основы требований, их аргументированность; ошибки; возможность их признания и др.);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;

• социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие зада­чи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция руководства, обще­ственности, подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);

• вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент вос­принимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает меня, мое пред­ставление о конфликте и т. д.).                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руковод­ством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями оппонентов, свидетелями конфликта и др.

Прогнозирование вариантов разрешения конфликта оппонентами и опреде­ление соответствующих своим интересам и ситуации способов его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благопри­ятное развитие событий; наиболее реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.

Определение критериев разрешения конфликта, признаваемых обеими сто­ронами. К ним относят: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авто­ритетных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом, традиции.

Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с вы­бранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана.

Контроль эффективности собственных действий — критические ответы на вопросы: зачем я это делаю? чего хочу добиться? что затрудняет реализацию пла­на? справедливы ли мои действия? что нужно для по устранению помех разреше­ния конфликта? и др.

По завершении конфликта — анализ ошибок; обобщение полученных знаний и опыта; попытка нормализовать отношения с недавним оппонентом; снять дис­комфорт в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные послед­ствия конфликта в собственных состоянии, деятельности и поведении.

 

 

232 _________________________________________________ Раздел 6, Разрешение конфликто в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: