Глава 26, Посредническая деятельность в завершении конфликтов 253
Ключевым в посреднической деятельности психолога является создание новой ситуации в отношениях сторон, способствующей урегулированию конфликта. При урегулировании противостояния психолог стратегической задачей считает не воздействие на оппонентов, а побуждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решения.
Психолог организует работу с оппонентами по конфликту в двух направлениях.
Первое представляет собой организацию и проведение переговорного процесса, в ходе которого стороны приходят к выработке согласованного решения. Это позволяет согласовать интересы обеих сторон и решить проблему конфликта в процессе общения. Осуществление взаимодействия по типу триады (оппонент -психолог - оппонент) делает участников конфликта более уступчивыми, так как они склонны рассматривать свои уступки как уступки психологу, а не противоположной стороне. Таким образом, психолог позволяет оппонентам сохранить лицо (Д. Прюитт).
|
|
Второе направление деятельности психолога заключается в оказании психологической помощи оппонентам. Важная задача такой помощи — восстановление отношений сторон. В случае успеха психологу удается преобразовать отношения недавних оппонентов в новое качественное состояние.
Последовательность действий психолога при регулировании конфликта включает раздельные встречи с оппонентами, формирование положительного настроя участников на совместную работу, а также этап совместной работы.
Положение психолога-посредника осложняется тем, что обратившиеся к нему люди ждут помощи, поддержки своей точки зрения или того, что своим авторитетом он решит проблему. Соблазн выступить оракулом в такой ситуации весьма велик, особенно если возникает иллюзия, что существует достаточно ясный выход из положения. Противостоять этому могут помочь специфические принципы деятельности психолога.
Существуют этические принципы, в соответствии с которыми организуется посредническая деятельность психолога.
Нейтральность по отношению к оппонентам. Психолог не стремится выявить правую и неправую стороны. Он относится к ситуации максимально объективно. Психолог не должен зависеть от конфликтующих сторон.
Безоценочностъ позиции. Психолог не дает оценок действиям или позициям оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения.
Конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему или передана другим лицам без его согласия.
|
|
Процедурный характер деятельности. Задача психолога — организовать процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание процесса и его результат зависят от самих участников.
Стимулирование сотрудничества. Психолог поощряет шаги оппонентов, направленные на нормализацию взаимоотношений, побуждает их к этому, обеспечивая постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству.
Работа с процессом, а не с решением. Психолог несет ответственность не за характер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям.
254 ______________________________ Раздел 6. Разрешение конфликтовний