Деятельность психолога по регулированию конфликтов

 

 

 

Глава 26, Посредническая деятельность в завершении конфликтов                               253

 

Ключевым в посреднической деятельности психолога является создание но­вой ситуации в отношениях сторон, способствующей урегулированию конфлик­та. При урегулировании противостояния психолог стратегической задачей счита­ет не воздействие на оппонентов, а побуждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решения.

Психолог организует работу с оппонентами по конфликту в двух направлениях.

Первое представляет собой организацию и проведение переговорного процес­са, в ходе которого стороны приходят к выработке согласованного решения. Это позволяет согласовать интересы обеих сторон и решить проблему конфликта в процессе общения. Осуществление взаимодействия по типу триады (оппонент -психолог - оппонент) делает участников конфликта более уступчивыми, так как они склонны рассматривать свои уступки как уступки психологу, а не противо­положной стороне. Таким образом, психолог позволяет оппонентам сохранить лицо (Д. Прюитт).

Второе направление деятельности психолога заключается в оказании психо­логической помощи оппонентам. Важная задача такой помощи — восстановле­ние отношений сторон. В случае успеха психологу удается преобразовать отно­шения недавних оппонентов в новое качественное состояние.

Последовательность действий психолога при регулировании конфликта вклю­чает раздельные встречи с оппонентами, формирование положительного настроя участников на совместную работу, а также этап совместной работы.

Положение психолога-посредника осложняется тем, что обратившиеся к нему люди ждут помощи, поддержки своей точки зрения или того, что своим авторите­том он решит проблему. Соблазн выступить оракулом в такой ситуации весьма велик, особенно если возникает иллюзия, что существует достаточно ясный вы­ход из положения. Противостоять этому могут помочь специфические принципы деятельности психолога.

Существуют этические принципы, в соответствии с которыми организуется посредническая деятельность психолога.

Нейтральность по отношению к оппонентам. Психолог не стремится выявить правую и неправую стороны. Он относится к ситуации максимально объективно. Психолог не должен зависеть от конфликтующих сторон.

Безоценочностъ позиции. Психолог не дает оценок действиям или позициям оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает прини­мать решения.

Конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему или передана другим лицам без его согласия.

Процедурный характер деятельности. Задача психолога — организовать про­цедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание про­цесса и его результат зависят от самих участников.

Стимулирование сотрудничества. Психолог поощряет шаги оппонентов, на­правленные на нормализацию взаимоотношений, побуждает их к этому, обеспе­чивая постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству.

Работа с процессом, а не с решением. Психолог несет ответственность не за харак­тер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям.

 

 

254 ______________________________ Раздел 6. Разрешение конфликтовний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: