Виды и функции переговоров

 

Глава 27. Переговоры как способ завершения конфликта259

 

Переговоры являются древним и универсальным средством человеческого об­щения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мне­ния или взгляды расходятся.

Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров тогда, когда кон­фронтация не дает результатов или становится невыгодной. Выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотруд­ничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать.

Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждый участник пере­говоров сам решает, соглашаться или нет на то или иное предложение. Совместное решение — это единое решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации. Существуют различные подходы к классификации переговоров. Один из них основывается на выделении различных целей их участников.

Переговоры о продлении действующих решений — временное соглашение о прекращении военных действий, пролонгация межгосударственных договорен­ностей.

Переговоры о нормализации — проводятся для перевода конфликтных отно­шений к более конструктивному общению оппонентов, могут служить этапом для перехода к другому виду переговоров. Часто в них участвует третья сторона.

Переговоры о перераспределении — одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой в связи с изменившимися обстоятельствами. Эти требова­ния могут сопровождаться угрозами наступающей стороны.

Переговоры о создании новых условий — имеют целью формирование новых отношений, заключение новых соглашений.

Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т. д.).

В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выде­ляются различные функции переговоров:

информационная — стороны заинтересованы в обмене взглядами, в проясне­нии позиций, наличии сил и средств, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия;

коммуникативная — налаживание новых связей, отношений, приобретение опыта сотрудничества в противовес конфронтации;

регуляции и координации действий — выработка конкретных форм взаимо­действия;                                                                                                                                                                    

контроля — определение порядка проверки сторонами выполнения согла­шений;

отвлечения внимания — одна из сторон стремится выиграть время для пере­группировки или наращивания сил;

пропаганды — позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности;

проволочек — одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить его.

 

260                                                                                     Раздел 6. Разрешение конфликтовний

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Психологические механизмы ведения переговоров

 

 

Глава 27. Переговоры как способ завершения конфликта                                              261

 

Переговорный процесс является специфическим видом совместной деятель­ности. Ее особенность заключается в том, что цели и интересы, а тем более пози­ции сторон, особенно в самом его начале, не совпадают. Специфика состоит так­же в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим, вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры как социально-пси­хологический процесс имеют психологические механизмы и технологию прове­дения. Психологические механизмы представляют собой целостную совокупность психических процессов, которые обеспечивают движение к некоему результату в со­ответствии с часто встречающейся последовательностью.

Выделяют несколько механизмов ведения переговоров.

Согласование целей и интересов. Сущность механизма состоит в том, что сто­роны на основе поочередного выдвижения и обоснования своих целей и интере­сов, обсуждения их совместимости вырабатывают согласованную общую цель.

Механизм работает более эффективно, если обеспечен:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   • ориентацией сторон на решение проблемы «на дело»;

• хорошими или нейтральными взаимоотношения оппонентов;

• уважительным отношением к оппоненту;

• открытыми позициями, предъявлением четких целей;

• способностью к корректировке своих целей.

Стремление к взаимному доверию сторон. Осознание сторонами необходи­мости решения проблемы мирным путем, т. е. при помощи переговоров, запуска­ет механизм установления взаимного доверия. Конечно, стороны рискуют, будучи вынужденными доверять недавнему противнику. Однако согласование интере­сов, шаги навстречу друг другу, ослабление негативных эмоций, исправление ис­каженного восприятия могут стать ключевым моментом переговоров.

Рефлексия. Для того чтобы обеспечить объективный подход к решению проблемы, необходимо анализировать не только свою собственную позицию и позицию оппонента, но также и то, как он воспринимает нашу позицию. По­этому активное рефлексирование помогает всесторонне воспринимать пробле­му, с меньшими искажениями анализировать ситуацию, критично оценивать свою позицию, полнее учитывать цели и интересы друг друга, более точно прогно­зировать развитие ситуации.

Эмпатия как социально-психологический механизм взаимодействия крайне важна с точки зрения успешного ведения переговоров. В ходе конфликта она про­является очень редко. В результате не учитываются внутренние переживания со­стояния оппонента, нет сопереживания ему, что, в свою очередь, не позволяет в полной мере определить мотивы и потребности оппонента, делает людей негото­выми и неспособными к коррекции и согласованию целей и мотивов. Это приво­дит к неконструктивному поведению и непродуктивному развитию конфликта.

Еще одним психологическим механизмом переговоров является обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Важное значение имеет соотноше­ние властных полномочий сторон, а также то, как каждый участник оценивает возможности другого по контролю за развивающейся ситуацией. Иногда это ста­вится в зависимость от ранга оппонента. Нельзя забывать и о том, что данный механизм определяет возможности влияния одного оппонента на другого.

 

262                                                                                         Раздел 6. Разрешение конфликтовний                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: