Глава 3. Организационные культуры

Базаров Т.Ю., Еремин Б. Л. Организационные культуры как объект управленческой деятельности[17]

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Английская песенка

Современный уровень менеджмента (80—90-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.

Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.

Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур:

• органическую;

• предпринимательскую;

• бюрократическую;

• партиципативную.

Краткое описание организационных культур представлено в таблице 3.1. Обычно существующая в организациях корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальной смесью из приведенных выше исторических типов организационных культур.

Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные

образования.

Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации (табл. 3.2).

В поликультурных организациях наличие этих управленческих форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к соображениям выгоды (рыночная), и к установлению властей (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая), и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая-знаниевая).

 

Таблица 3.1. Характеристика основных типов организационных культур

Тип организационной культуры

Органическая Предпринимательская Бюрократическая Партиципативная

Организация направляется

Согласием с общей идеей Свободной инициативой Сильным руководством Всесторонними обсуждениями

Проблемы решаются на основе

Исходного согласия с целями Индивидуального творчества Ясного и сосредоточенного продумывания Открытого взаимодействия

Лидерство основывается на

Разделяемых взглядах о направлении общего движения Наличии авторитета и признания Власти и положении Содействии контактам и сотрудничеству

С хроническими проблемами справляются с помощью

Непридания им значения и отказа от обсуждения Поиска новых творческих подходов Укрепления руководства и следования правилам Более напряженной дискуссии и выработки способов решения

Повседневная работа

Осуществляется при минимальном вмешательстве в нее Выполняется и видоизменяется каждым по-своему Зависит от неизменности курса и активности руководства Постоянно перепроверяется для большего совершенства

Функции и ответственность

Реализуются с почти автоматической точностью Получаются такими, какими их делают люди Предписываются и закрепляются Разделяются и сменяются по необходимости

Желания и интересы отдельных людей

Оцениваются по степени их согласованности с целями организации Считаются более важными, чем интересы организации Подчиняются интересам организации Согласуются с интересами организации путем договоренностей

Руководство

Задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство Дает людям возможность делать так, как они считают нужным Определяет лидеров и возможные направления развития Действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества

Разногласия и конфликты

Отражают факт расхождения с общими целями и задачами Являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий Угрожают стабильности организации и мешают работе Считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем

Коммуникации (общение)

Ограничены и несущественны Меняются по интенсивности и непредсказуемы Формальны и подчиняются правилам Открыты и Насыщенны

Информация и данные (как правило)

Расцениваются как Совместное знание, которое не нужно выносить вовне Используются для индивидуальных достижений Контролируются, и доступ к ним ограничен Оцениваются и распределяются открыто

Таблица 3.2. Механизмы и инструменты процесса целеполагания

Доминирующая управленческая форма Задача этапа Критерий Технологический инструментарий
Рыночная Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале Прибыльность Маркетинг
Демократическая Отобрать цели, согласующиеся с законами, нормативами Легитимность Нормативная база, Законы
Коллективистская Отобрать цели, исходя из интересов организации, коллектива Приемлемость Изучение общественного мнения
Знаниевая Получить набор стратегий (сценариев возможных действий в зависимости от развития ситуации) Осуществимость Анализ ресурсов, обстановки при разработке программы
Бюрократическая Привести в соответствие стратегии с возможностями исполнителей Реализуемость задач Разработка заданий

Маршак Р.Д. Метафоры организации[18]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: