Отдел I. О королевской власти и короле
1. Королевская власть неделима — она вверена наследственно царст
вующему дому и переходит по мужской линии в порядке первородства...
2. Особа короля неприкосновенна и священна; он носит титул короля
французов.
3. Во Франции нет власти, стоящей над законом. Король царствует
лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения.
10. Нация обеспечивает блеск трона цивильным листом. Законодательный корпус определяет его размер при каждой смене царствования на всю продолжительность последнего...
Отдел IV. О министрах
1. Назначение и увольнение министров принадлежит всецело королю.
Глава 3. Об осуществлении законодательной власти
Отдел I. Полномочия и обязанности Национального законодательного собрания
1. Конституция поручает исключительно законодательному корпусу следующие полномочия и обязанности:
1) законодательную инициативу и установление законов; король мо
жет только приглашать законодательный корпус войти в рассмотрение того
или иного вопроса;
|
|
2) определение государственных расходов;
3) установление государственных налогов...
4)...наблюдение за употреблением всех государственных доходов и
требование по ним отчетности;
371 |
24*2-51
5) издание постановлений об учреждении и упразднении государственных должностей...
8) ежегодное издание по предложению короля постановлений о чис
ленности личного состава и количестве судов, образующих сухопутные и
морские силы...
9) издание постановлений о порядке заведования национальными
имуществами и об их отчуждении;
10) привлечение к ответственности перед верховным национальным
судом министров и главных агентов исполнительной власти...
2. Решение начать войну может быть принято лишь по утвержденному
королем постановлению законодательного корпуса, вынесенному обязате
льно по формальному предложению короля.
3. Законодательному корпусу принадлежит ратификация мирных, со
юзных и торговых договоров; ни один договор не получит силы без такой
ратификации.
Отдел III. О санкции короля
1. Постановления законодательного корпуса восходят к королю, кото
рый может с ними не согласиться.
2. В случае если король откажет в своем согласии, такой отказ имеет
лишь суспензивное1 значение. Если две легислатуры, следующие за пред
ставившей такое постановление, последовательно представят то же поста
новление в тех же самых выражениях, то считается, что король дал свое
утверждение...
Глава 4. Об осуществлении исполнительной власти
1. Высшая исполнительная власть сосредоточивается исключительно
в руках короля... Заботы об охране общественного порядка и спокойствия
вверены ему. Король — верховный главнокомандующий сухопутными и
морскими военными силами. Королю вручена охрана внешней безопаснос
ти королевства, охрана его прав и владений.
|
|
2. Король назначает послов и прочих агентов международных сноше
ний; командующих армией и флотом...
Отдел II. О внутреннем управлении
2. Органы управления (администраторы)... не имеют характера представительства. Они... агенты, избранные народом на срок для осуществления под наблюдением и властью короля функций управления.
372
Отдел III. О внешних сношениях
1. Король один может поддерживать внешние политические chol ния, вести переговоры... распределять сухопутные и морские силы... и определять их движение в случае войны...
3. Король имеет право договариваться и подписывать со всеми иностранными государствами все мирные, союзные и торговые договоры... под условием ратификации их законодательным корпусом.
Глава 5. О судебной власти
1. Власть судебная... не может осуществляться ни законодательным
корпусом, ни королем.
2. Правосудие будет отправляться беспошлинно судьями, избираемы
ми на срок народом и утверждаемыми в должности королем... Судьи не мо
гут быть ни смещены иначе, как за преступления по должности, надлежаще
установленные в судебном порядке, ни временно отстранены от должности
иначе, как вследствие возбуждения против них обвинения. Общественный
обвинитель назначается народом.
3. Суды не могут ни вмешиваться в осуществление законодательной
власти, ни приостанавливать применение законов, ни вторгаться в круг дея
тельности органов управления...
23. Верховный национальный суд, в состав которого входят члены кассационного суда и верховное жюри, разбирает проступки министров и главных агентов исполнительной власти, а также преступления, угрожающие общей безопасности государства, по вынесении законодательным корпусом постановления об обвинении...
РАЗДЕЛ 4. О ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ ГОСУДАРСТВА
12. Вооруженные силы государства призваны к беспрекословному повиновению; ни одна вооруженная часть не может ни обсуждать какие-либо вопросы, ни выносить по ним постановления.