Правовое регулирование социальных функций государства закреплено в первую очередь Конституцией РФ. Специфика такого регулирования заключается в том, что многие конституционные нормы не являются нормами прямого действия, поэтому определяются как нормы-принципы и нормы-обязательства.
В Конституции РФ закреплен ряд положений, характеризующих роль государства в той или иной области социальной деятельности. В статье 37 Конституция утверждает: “государство гарантирует". Исходя из этого, можно сделать вывод, что регулирование основ социальной государственности и отношений, возникающих в социальной сфере, в принципе осуществляется с помощью текущего законодательства различных отраслей российского права.[1]
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. В качестве структурных элементов конституционной гарантии прав и свобод личности выступают: правовые принципы, субъективные права и свободы, юридические обязанности, запреты, ограничения, требования; меры, направленные на охрану, защиту и компенсацию; полномочия Президента Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Необходимым элементом конституционных гарантий прав и свобод является юридическая ответственность за нарушение прав и свобод личности лиц, выполняющих публичные функции в органах государственной власти и местного самоуправления. Все названные элементы в различной мере определены в Конституции Российской Федерации и действующем российском законодательстве. Синтезируя вышеизложенные элементы или выделяя отдельные из них, ученые приводят свои определения конституционных гарантий прав личности, делая акценты при этом на объективной или субъективной составляющей гарантий.
|
|
Конституционные гарантии - это прежде всего правовые средства и механизмы, с помощью которых достигаются цели правового регулирования, заложенные в конституционных нормах.
Статья 37 Конституции РФ запрещает принудительный труд и объявляет всякий труд добровольным и свободным, а также устанавливает право на защиту от безработицы. Однако в данной статье не закрепляется конкретное право каждого человека на труд. Между тем одним из существенных условий реализации конституционного права на экономическую независимость является ответственное право каждого трудоспособного человека на труд и достойное материальное вознаграждение за него.
Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду не означают предоставления возможности действовать беспрепятственно и неограниченно. Права, предусмотренные Конституцией, в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, реализуются в пределах, определяемых федеральным законодательством. Объем полномочий в конкретном правоотношении устанавливается федеральным законом и не может оцениваться с позиций безграничного использования прав, в общем виде провозглашенных Конституцией
|
|
Российская Конституция, в отличие от иных, не столь расчетливых конституционных и международных актов, не обещает права "на достойный уровень жизни", вплоть до "питания и одежды", или "непрерывного улучшения жизненных условий". Социальное обеспечение обещано частью первой статьи 39 российской Конституции не так, чтобы понимать его как всеобщее право каждого - оно предназначено тем, кто болен и стар, утратил кормильца или стал инвалидом, для воспитания детей и других подобных случаев. Из работоспособных граждан социальная защита за государственно-муниципальный счет простирается больше всего на служащих и на лиц, занимающих должности, вовлекая, к прискорбию, граждан в служебную иерархию не столько обилием благ и качеством зависимой жизни, сколько своей "стабильностью". Отдельной, третьей частью той же статьи Конституция предписывает властям и самому закону поощрять частные старания в защите от неблагополучия - добровольное социальное страхование и благотворительность.
Конституционные положения обещают содействовать занятости и признают право на защиту от безработицы, но не право на рабочее место (ч. 3 ст. 37); они не обязывают предоставить соискателю именно ту работу, которую он избрал, и оставляют это решение сторонам трудового договора.
Конституция РФ указывает на на то что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Она так-же запрещает принудительный труд. Основной закон государства гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Так-же делается упор на то, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Для уяснения понятия, сущности и значения категории "конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина" необходимо проанализировать нормы Конституции Российской Федерации, сформулированные с помощью таких юридических конструкций, как "в Российской Федерации гарантируется" и "каждому гарантируется".
В Конституции Российской Федерации термин "гарантия" употребляется в законодательстве. Прежде всего, этот термин употребляется применительно к сфере прав и свобод человека и гражданина, в сфере взаимоотношений личности и государства. Следует заметить, что механизмы конституционной гарантированности прав и свобод личности выражены и в других конституционных нормах. В Конституции закреплен широкий перечень прав и свобод- это выступает из Конституционной гарантией.
Исходя из вышесказанного, анализ содержания конституционных норм позволяет сделать вывод, что конституционные гарантии прав человека и гражданина представляют собой систему правовых механизмов, с помощью которых государство обязуется обеспечить процесс реализации прав и свобод человека и гражданина.
|
|
Возникает вопрос: можно ли признать отношения по предоставлению гарантии и компенсации в качестве самостоятельного института трудового права?
В разделе VII ТК РФ "Гарантии и компенсации" перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам (ст. 165 ТК РФ). Этот перечень сформулирован не в исчерпывающем виде по сравнению с тем объемом гарантий, которые указаны в отдельных институтах трудового законодательства. Случаи же, перечисленные в ст. 165 ТК РФ, ни в коей мере не отражают сути понятия, приведенного в ст. 164 ТК РФ. Следовательно, можно констатировать, что система гарантий и компенсаций, закрепленная в разд. VII ТК РФ, небезупречна, что должно быть принято во внимание при совершенствовании действующего трудового законодательства.