Применение методологии IDEFO и построение блок-схем процессов при создании элементов СМК ООО «Баксан-Автозапчасть»

Простейшим, но практически важным способом описания бизнес-процессов является методика составления блок-схем (пример в документированной процедуре) или потоковых диаграмм. Данный подход имеет много общего с графическими языками описания алгоритмов программного обеспечения. С точки зрения методологии формирование блок схем проводится также как в нотации IDEF3, хотя для упрощения символы логики обычно опускаются. Для разработки блок-схем используют стандартные офисные программные продукты, например MS Worg или Visio, что выделяет этот метод из остальных, позволяя использовать его специалистам различных областей, степени подготовки и навыков общения со сложными программными продуктами. [8].

Рис.7. блок-схема IDEFO

Для дальнейшей работы над реализацией процессного подхода, заложенного в основу требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001, по мнению автора необходимо использовать более сложную схему описания бизнес-процесса. Это обусловлено тем, что при детальном рассмотрении совокупности процессов, осуществляемых на предприятии, часто недостаточно описания последовательности процессов. Одной из промежуточных задач при построении СМК является определение на верхнем уровне процессов СМК, которые нужно контролировать, и критерии оценки их качества. А для этого информации блок-схемы недостаточно. В связи с этим, по мнению автора, следует выбрать наиболее доступный и распространенный на сегодня способ описания бизнес-процессов - методологию IDEF0, которая обычно используется для описания бизнеса организации на верхнем уровне с акцентом на управление процессами. Важным для целей СМК является возможность отражать в модели процесса обратные связи различного типа – по информации, управлению, движению материальных ресурсов, что обеспечивает способность осуществлять функции управления качества не только к процессу как к деятельности по преобразованию входов в выходы, но и применительно к самим входам и выходам. В качестве инструмента, поддерживающего методологию, автором выбран самый доступный и распространенный.

Программный продукт BPWin 4.0 (Computer Associates согр.) является средством сбора необходимой информации о работе предприятии и графического изображения этой информации в виде целостной и непротиворечивой модели. BPwin-модель - графическое представление действительности. В IDEFO-модели процесс представляется в виде иерархической совокупности функций и стрелок. Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника и олицетворяет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. Блок показывает, как входная информация трансформируется в выходной продукт, с помощью чего или кого и что регламентирует выполнение функции.

В качестве примера описания процесса в данной методологии автором разработана функциональная модель процесса «Управление жизненным циклом услуг», представленная. Для удобства отображения – процесс оказания услуги (на всех этапах жизненного цикла назван «производство»). Под входящей информацией подразумевается информация о рынке, о требованиях потребителей, о существующих и потенциальных конкурентах, о научно-техническом прогрессе в данной области. Данные предыдущих периодов – это данные, поступающие сиз подразделений, представляют собой рекомендации по улучшению деятельности, анализ предыдущего опыта и направлены на выработку корректирующих и предупреждающих мероприятий. Под механизмами функционирования Системы менеджмента качества понимается совокупность вспомогательных (непроизводственных) ресурсов, направленная на обеспечение качества процессов.

Механизмы производства – это производственные участки и цеха, производственный персонал, средства труда и другая необходимая инфраструктура для непосредственного производства продукции.

Документация СМК – это стандарты, методические указания, инструкции разработанные и применяемые на предприятии.

Данными текущего периода являются данные, выработанные в результате данного цикла и необходимы для дальнейшего использования в целях реализации принципа постоянного улучшения.

Информация для потребителей заключается в данных о качестве потребляемых ими услуг.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для успешного функционирования любой организации необходимо обеспечить эффективное управление, основанное на принципах системности. Важнейшим слагаемым успеха в этом должны стать разработка, внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМК, разработанной на основе восьми принципов управления качеством для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон (эти принципы заложены в основу МС ИСО).

Процесс разработки СМК можно представить в виде десяти стандартных этапов, после выполнения перечисленных этапов работ можно считать, что система менеджмента качества разработана на основе рекомендаций стандартов ИСО 9000.

Проанализировав деятельность ООО «Баксан-Автозапчасть» в области организации работ по качеству на соответствие ее основополагающим принципам менеджмента качества, автор пришел к выводу о наличии в ней недостатков, главным их которых является отсутствие единой системы управления качеством на предприятии.

Решением данной проблемы на начальном этапе, по мнению автора, должно стать создание в ООО «Баксан-Автозапчасть» элементов системы менеджмента качества с последующей их доработкой до полноценной системы, соответствующей требованиям международных стандартов и подлежащей сертификации, изучению состава и практики, применения которых посвящена исследовательская глава настоящей работы.

В соответствии с выводами, полученными в результате ретроспективного анализа различных моделей систем менеджмента качества, автор пришел к выводу о том, что процесс создания системы менеджмента качества для ООО «Баксан-Автозапчасть» должен основываться, во-первых, на стандартизованных процедурах (этапах) разработки СМК по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (МС ИСО 9001:2000), и, во-вторых, на учете специфических черт деятельности предприятия: малого размера организации, недостатка квалифицированных кадров и финансовых ресурсов.

В процессе разработки элементов СМК для ООО «Баксан-Автозапчасть» автор пришел к выводу о необходимости применения самых простых и доступных методологий и средств описания бизнес-процессов. В небольшой компании на начальных этапах построения элементов СМК без привлечения посторонних специалистов при отсутствии опыта в данной области и денежных средств для покупки сложных программных продуктов уместно использовать метод построения блок-схем с последующим переходом к моделированию по стандарту IDEF0 с помощью, например, программного продукта BPWin 4.0. Детальное описание указанных способов с примерами описания процессов ООО «Баксан-Автозапчасть» также приводятся в данной главе работы.

Очевидно, что решение проблем качества, изложенных в работе будет зависеть не только от того, как разработаны элементы системы менеджмента качества, но и от их функционирования, то есть от того, как выполняются на практике функции и задачи систем всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя. Однако именно процесс создания системы менеджмента качества в ООО «Баксан-Автозапчасть» должен стать движущей силой на пути к организации систематической и планомерной работы по качеству на предприятии, благодаря чему будет, достигнут стабильный уровень качества предоставляемых услуг, который служит основой конкурентоспособности. Кроме того, актуальность рассматриваемого в настоящей работе вопроса подчеркивается общепризнанным специалистами фактом, что наличие системы менеджмента качества благотворно повлияет на улучшение управления предприятием в целом, так как все системы управления (персоналом, производством и др.) связаны между собой и влияют друг на друга.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. №51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. в редакции от 06 декабря 2007г. №333-ФЗ;

2. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08 февраля 1998 г. в редакции от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ;

3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08 августа 2001г. в редакции от 06 декабря 2007 №334-ФЗ;

4. Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07 февраля 1992г. в редакции от 25 октября 2007 г. №234-ФЗ;

5. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. в редакции от 01 декабря 2007г. №309-ФЗ;

1. ГОСТ Р ИСО 9000:2001 (МС ИСО 9000:2000). Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (МС ИСО 9001:2000). Система менеджмента качества. Требования.

3. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 (МС ИСО 9004:2000). Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 «Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества».

5. Войтоловский В.Н. Управление качеством продукции на предприятии. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 2011 г., 64 с.

6. Ильенкова С.Д. Управление качеством: учебник для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. – 199 с.

7. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2013.- 408с.

8. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента от тейлопизма до японизации. – СПб.: Питер, 2013. – С.261.

9. Щурин К.В. Социотехническое регулирование надежности// Стандарты и качество.-2014.-№4.-С.27

10. www.businesspravo.ru

11. www.consultant.ru

12. www.eupp.ru

13. www.regnum.ru

14. www.rsc.ru

15. www.rosstandart.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: