СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. Глава1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 1.1 Понятие и классификация должностных преступлений………….…… 1.2 Отдельные виды должностных преступлений…………………………. Глава 2 АНАЛИЗ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 2.1 Общая характеристика должностных преступлений в сфере социальной защиты……………………………………………………….…....................... 2.2 Система мер по предупреждению должностных преступлений в сфере социальной защиты………………………….………….……………............. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… | 3 5 7 19 24 27 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями получили в последнее время в России достаточно широкое распространение. Во многом это связано с изменениями, системе управления, социальной сфере, Идеологии, которые обусловили разрастание метастаз такого социально-негативного феномена, как коррупция.
|
|
Теоретическая и практическая значимость проводимых ими исследований несомненна. Однако следует обратить внимание на то, что в условиях происходящих изменений в экономике, системеуправления, социальной сфере известный, казалось бы, и отработанный в практике состав преступления требует нового подхода в уголовно-правовой и криминологической оценке, особенно с учетом специфики и масштабов его проявления в разных сферах деятельности должностных лиц.
Цель и задачи курсовой работы. Целью настоящего исследования является комплексное (уголовно-правовое и криминологическое) исследование злоупотреблений должностными полномочиями в системе социальной защиты и изучения особенностей их проявлений в этой системе. Нам представляется, что должностные злоупотребления в разных сферах бюджетной системы имеют свои особенности и проявляют себя достаточно специфично, а акцентирование внимания на должностных злоупотреблениях в системы социальной защиты позволяет нам быть более убедительными в ходе уголовно-правового анализа новой конструкции состава преступления, более определенно строить суждения и адекватные рекомендации об эффективных направлениях предупредительно-профилактической работы.
Исходя из цели, в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
1. Определить понятие и классификацию должностных преступлений.
2. Рассмотреть отдельные виды должностных преступлений.
|
|
3. Изучить общую характеристику должностных преступлений в сфере социальной защиты.
4. Рассмотреть систему мер по предупреждению должностных преступлений в сфере социальной защиты.
Методологической основой исследования служат основополагающие положения современной материалистической диалектики. В ходе работы над курсовой работой автор использовал исторический, сравнительно-правовой, методы исследования. При подготовке работы автор опирался на положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов. Выводы курсовой работы базируются на анализе, как нового, так и ранее действовавшего уголовного законодательства, разъяснений Пленумов Верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, трудов и концепций ведущих ученых в области криминологии и уголовного права, а также публикаций периодических изданий, ведомственных документов, содержащих фактический материал относительно избранной темы.
Теоретической основой работы явились труды специалистов в области криминологии, уголовного, административного и гражданского права, а также в области права социального обеспечения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Понятие и классификация должностных преступлений
Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 января 1997 г., принципиально по-новому решил проблему ответственности за злоупотребления по службе, разграничив преступления так называемых публичных служащих, посягающие на интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственным или муниципальным учреждением. Сформированы составы ряда преступлений, отсутствовавшие в прежнем уголовном законодательстве[1, с. 43].
Под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействия), посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением ими своих служебных полномочий, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами, причиняющие существенный вред государственным и общественным интересам, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или содержащие реальную угрозу причинения такого вреда[2, с. 87].
Мотивом взяточничества является корысть, целью же - личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность понимается здесь, как стремление получить имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества. Личная заинтересованность может быть выражена и в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел в организации, учреждении, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой вышестоящего начальника в решении личного или служебного вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д.
В зависимости от субъекта все преступления, предусмотренные гл. 30 УК, можно разделить на совершаемые:
|
|
- должностными лицами:
- злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285;
- нецелевое расходование бюджетных средств - ст. 2851;
- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов - ст. 2852;
- превышение должностных полномочий - ст. 286;
- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ - ст. 287;
- незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289;
- получение взятки - ст. 290;
- халатность - ст. 293;
- государственными служащими или служащими органов местного самоуправления, не являющимися должностными лицами - присвоение полномочий должностного лица - ст. 288;
- как должностными лицами, так и служащими - служебный подлог - ст. 292;
- незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ - ст. 2921;
- любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта - дача взятки - ст. 291[3, с. 105].