Понятие и классификация должностных преступлений

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….   Глава1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 1.1  Понятие и классификация должностных преступлений………….…… 1.2  Отдельные виды должностных преступлений………………………….   Глава 2 АНАЛИЗ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 2.1  Общая характеристика должностных преступлений в сфере социальной защиты……………………………………………………….…....................... 2.2  Система мер по предупреждению должностных преступлений в сфере социальной защиты………………………….………….…………….............   ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………   СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………   3     5 7   19   24   27   29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями получили в последнее время в России достаточно широкое распространение. Во многом это связано с изменениями, системе управления, социальной сфере, Идеологии, которые обусловили разрастание метастаз такого социально-негативного феномена, как коррупция.

Теоретическая и практическая значимость проводимых ими исследований несомненна. Однако следует обратить внимание на то, что в условиях происходящих изменений в экономике, системеуправления, социальной сфере известный, казалось бы, и отработанный в практике состав преступления требует нового подхода в уголовно-правовой и криминологической оценке, особенно с учетом специфики и масштабов его проявления в разных сферах деятельности должностных лиц.

Цель и задачи курсовой работы. Целью настоящего исследования является комплексное (уголовно-правовое и криминологическое) исследование злоупотреблений должностными полномочиями в системе социальной защиты и изучения особенностей их проявлений в этой системе. Нам представляется, что должностные злоупотребления в разных сферах бюджетной системы имеют свои особенности и проявляют себя достаточно специфично, а акцентирование внимания на должностных злоупотреблениях в системы социальной защиты позволяет нам быть более убедительными в ходе уголовно-правового анализа новой конструкции состава преступления, более определенно строить суждения и адекватные рекомендации об эффективных направлениях предупредительно-профилактической работы.

Исходя из цели, в курсовой работе необходимо решить ряд задач:

1. Определить понятие и классификацию должностных преступлений.

2. Рассмотреть отдельные виды должностных преступлений.

3. Изучить общую характеристику должностных преступлений в сфере социальной защиты.

4. Рассмотреть систему мер по предупреждению должностных преступлений в сфере социальной защиты.

Методологической основой исследования служат основополагающие положения современной материалистической диалектики. В ходе работы над курсовой работой автор использовал исторический, сравнительно-правовой, методы исследования. При подготовке работы автор опирался на положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов. Выводы курсовой работы базируются на анализе, как нового, так и ранее действовавшего уголовного законодательства, разъяснений Пленумов Верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, трудов и концепций ведущих ученых в области криминологии и уголовного права, а также публикаций периодических изданий, ведомственных документов, содержащих фактический материал относительно избранной темы.

Теоретической основой работы явились труды специалистов в области криминологии, уголовного, административного и гражданского права, а также в области права социального обеспечения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Понятие и классификация должностных преступлений

Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 января 1997 г., принципиально по-новому решил проблему ответственности за злоупотребления по службе, разграничив преступления так называемых публичных служащих, посягающие на интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственным или муниципальным учреждением. Сформированы составы ряда преступлений, отсутствовавшие в прежнем уголовном законодательстве[1, с. 43].

Под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействия), посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением ими своих служебных полномочий, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами, причиняющие существенный вред государственным и общественным интересам, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или содержащие реальную угрозу причинения такого вреда[2, с. 87].

Мотивом взяточничества является корысть, целью же - личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность понимается здесь, как стремление получить имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества. Личная заинтересованность может быть выражена и в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел в организации, учреждении, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой вышестоящего начальника в решении личного или служебного вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д.

В зависимости от субъекта все преступления, предусмотренные гл. 30 УК, можно разделить на совершаемые:

- должностными лицами:

- злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285;

- нецелевое расходование бюджетных средств - ст. 2851;

- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов - ст. 2852;

- превышение должностных полномочий - ст. 286;

- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ - ст. 287;

- незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289;

- получение взятки - ст. 290;

- халатность - ст. 293;

- государственными служащими или служащими органов местного самоуправления, не являющимися должностными лицами - присвоение полномочий должностного лица - ст. 288;

- как должностными лицами, так и служащими - служебный подлог - ст. 292;

- незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ - ст. 2921;

- любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта - дача взятки - ст. 291[3, с. 105].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: