Система мер по предупреждению должностных преступлений в сфере социальной защиты

 

 

В борьбе с должностной преступностью также важное значение имеет профилактика преступлений.

Мерами такой профилактики являются:

- совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью;

- совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни;

- совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий;

- разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью;

- осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений;

- обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;

- повышение уровня правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений;

- совершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступлений;

- установление и осуществление административного надзора за лицами, имеющими судимости за совершение тяжких должностных и коррупционных преступлений;

- использование средств массовой информации и системы образования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости к ее проявлениям.

Практика показывает, что если борьбу с коррупцией заменить на борьбу с коррупционерами, то коррупция только увеличивается. Ее невозможно победить без профилактики. Но коррупция по сравнению с другими видами преступлений чрезвычайно специфична. Во-первых, в коррупционной сделке участвуют две стороны, и обе совершают преступление - в той мере, в какой коррупционная сделка признается преступлением Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.

Второе. Масштаб явления. В коррупцию вовлечено, по социологическим данным, более половины населения и практически вся экономика.

Третье. Негативный эффект коррупции. Коррупция наносит обществу и государству самый большой урон. Только прямые потери от нее для бюджета превосходят его доходную часть. Но коррупция страшна не столько прямыми потерями, сколько косвенными, связанными с тем, что она приводит к неэффективности экономики, управления. Эти потери просто неисчислимы[19, с. 296].

Коррупция тесно взаимосвязана с другими опасными видами преступности - это экономическая преступность, незаконный оборот наркотиков и т.д. При определенном уровне своего развития указанные виды преступности неизбежно смыкаются с коррупцией. Последняя крайне слабо изучена. Если криминология хорошо изучила различные виды преступности, то коррупция во многом осталась за пределами ее внимания и, прежде всего, причины, факторы, порождающие коррупцию. В основном данные упущения обусловлены тем, что термин «коррупция» появился в нашем государстве совсем недавно, раньше он был просто табуирован. Коррупция может быть ограничена только при условии, что мы планомерно занимаемся борьбой с факторами, ее порождающими. Но это невозможно без глубочайшего понимания явления, его причин, взаимосвязей, последствий и т.д. [20, с. 47].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Государству следует периодически пересматривать законы и практику для обеспечения их способности реагировать на изменяющиеся условия, в случае необходимости принимать и вводить в действие законодательное положения, запрещающие деяния, представляющие собой серьезные виды злоупотребления властью и содействующие мерам и механизмам предотвращения таких деяний, а также развивать и широко обеспечивать соответствующие права и средства правовой защиты для жертв таких деяний.

Злоупотребление служебными полномочиями есть особая форма злоупотребления правом, поскольку осуществление полномочий есть разновидность осуществления лицом своих субъективных прав, дозволенных законом. Это форма злоупотребления правом, состоящая в незаконном использовании официально предоставленных лицу в силу занимаемого им служебного положения прав, возможностей для совершения деяния, противоречащего интересам службы и влекущего существенное нарушение иных правоохраняемых интересов. Злоупотребление служебными полномочиями есть также умышленное неисполнение служебных обязанностей, которые возложены на лицо как участника правоотношения для осуществления законной деятельности в интересах службы.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем систему мер по предупреждению должностных злоупотреблений в системе социальной защиты, прежде всего, строить в русле совершенствования правовой регламентации функций, прав и обязанностей должностных лиц, их ответственности за должностные правонарушения вообще, и должностные злоупотребления, в частности; на высоком уровне должна быть налажена кадровая политика; в организационном плане необходимо создать «прозрачные» условия работы структур системы социальной защиты, кроме того, наладить внешний и внутриведомственный контроль за деятельностью отдельных подразделений. Также необходимо своевременно принимать меры дисциплинарного характера, а в случаях, предусмотренных законом, и меры административной ответственности.

Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: