Александр Кондратович
Три базовых стратегии манипуляции.
Виды манипуляций.
Манипуляции делятся на три основных класса:
· позитивные (плюс);
· негативные (минус);
· нейтральные (ноль).
Манипуляция – это некая ловкость, сноровка, умелое обращение, представленные как попытка повлиять на поведение человека или людей, для того, чтобы получить от него или них какое-то поведение, желаемое для манипулятора.
Элементы манипуляции есть в воспитании и обучении. Помимо прочего манипуляции используются:
· в игре;
· в коммуникациях;
· от избытка энергии (альфа-лидерство);
· на войне;
· при социальной адаптации.
Хороший рассказчик и оратор – манипуляторы. Владеет манипуляциями и хороший переговорщик.
Нейтральная манипуляция направлена на то, чтобы показать себя, удовлетворить своё эго.
Позитивной манипуляция становится тогда, когда мы хотим, чтобы в результате манипуляции человек получил какой-то ресурс. Например, знание. Любой инструктор, тренер, учитель – манипуляторы: они вынуждают ученика приобретать ресурс.
|
|
Негативная манипуляция приводит к потере ресурса. Иногда негативный манипулятор даёт ресурс, но делает это всегда во вред. Это своеобразный троянский конь, когда в результате манипуляции человек получает ресурс, который является вирусом и со временем разрушает человека (пример, научить азартным играм, вследствие чего человек всё проиграет). Приём напоминает гамбит в шахматах – отдать пешку, чтобы забрать ферзя. Или прикормку, которую рыбак даёт рыбе перед рыбалкой. Конечная цель – получить ресурс, лишить всего, снять последнее.
Зачем изучать технологии манипуляций.
1. Самозащита. Надо уметь распознавать манипулятора, понимать, что это игра. А раз это игра, значит можно либо выиграть, либо не вступать в неё. Самый простой способ победить манипулятора – не вступать в его игру.
2. Контратака (для нейтрализации манипуляций). Применяется, когда человек хочет переиграть манипулятора, то есть, во-первых – не быть жертвой, а во-вторых, самому устанавливать правила игры.
3. Коммуникативная квалификация (для развития профессиональной уверенности). Мы себя чувствуем более уверенно, когда у нас больше навыков и инструментов и мы можем помочь большему количеству людей.
4. Подготовка детей к жизни.
5. Развитие.
Манипуляция ценностями.
Структура ценностей, которыми оперирует манипулятор:
· безопасность;
· социум (семья, друзья, команда). Пример из кинофильма «Бронзовая птица: «Общество тебя не поймёт», «Общество тебя просит»;
· свобода выбора;
· наслаждения;
· эволюция, исследование, любопытство, рост.
|
|
Ценности бывают материальные и духовные.
Манипулируют безопасностью, работой, социумом (семья, компания, Родина), достатком, карьерой, самореализацией. Очень вероломной и жестокой может быть манипуляция духовными ценностями. Пример, деструктивные секты, когда манипулируют самореализацией (просветлением, духовным ростом и т.д.). Цель – получить деньги, власть. При такой манипуляции нарушается гармония внутри человека, иногда – психика.
Манипулятор стремится узнать, что для вас ценно. Он заходит в сектор ваших ценностей и начинает раздувать среди них пожар. Цель – зацепить вас. Если то, о чем говорит манипулятор, является для вас крайне ценным ресурсом, вы рискуете попасть в серьезную зависимость от него. Зависимость зиждется на вашем сильном желании получить то, что предлагает манипулятор и эмоциональном отождествлении с его предложением. Став зависимым, вы будете полностью управляемы.
Поэтому самое главное в сложных переговорах сохранить эмоциональный контроль, не вовлечься в эмоции. Опытные манипуляторы умеют поднимать эмоциональную волну, накачивать человека таким образом, чтобы он отождествился с этой волной. В подобных ситуациях нельзя поддаваться эмоциям, уходить в острую коммуникацию. Так мы лишь пойдем на поводу у манипулятора. Необходимо сохранять контроль, оставаться в зоне задавания вопросов и выяснения, что стоит за презентацией оппонента и его предложениями.
Виды манипуляций ценностями:
· манипуляция безопасностью (манипулятор предлагает поддержку, помощь, гарантирует безопасность в обмен на доверие);
· манипуляция работой (делай, как говорю, иначе потеряешь работу);
· манипуляция социумом (любишь Родину или свою компанию – работай сверхурочно и бесплатно);
· манипуляция достатком (хочешь иметь достаток – делай то, что говорю; при этом не факт, что достаток будет получен реально);
· манипуляция карьерой (хочешь карьерного роста – делай то, что говорю);
· манипуляция самореализацией (хочешь самореализации – терпи выходки учителя).
Следует помнить тезис: наши ценности влияют на наше окружение.
Манипуляция психологическими комплексами (грехами).
1. Чувство страха.
2. Вина, стыд.
3. Тщеславие.
4. Алчность.
5. Симпатии и антипатии.
Цель манипулятора психологическими комплексами (грехами) – встроить в нас чувство вины или стыда. Это первый признак негативного манипулятора. Когда нам встраивают чувство вины или стыда, мы теряем силу, погружаемся в нересурсное состояние. Что делать в подобной ситуации? – Внутренне собраться и понизить квант доверия манипулятору (перестать ему верить).
Если мы в чём-то не правы, мы должны выработать план действий как исправить сложившуюся ситуацию своими поступками без сохранения чувства вины и стыда. Иными словами, мы не зацикливаемся на чувстве вины или стыда, перешагиваем через них и исправляем ситуацию. Исправлять ошибки нужно через тело и поступки, а не через эмоции и речь. Это ресурсно и нормально. Ненормально жевать и пережёвывать бесконечно. Не следует нести свою ошибки через всю жизнь.
Следует разделять религию и психологию. Религия – это восстановление связи с Богом. Цель – святость. Но стыд и вина к святости не ведут, это тупиковые пути. Они ведут к моральной инвалидности человека. Юродство не от Бога, это проблема с психикой. Надо говорить так: «Я в чём-то виноват, я исправлю, но не буду ломать своё сердце и свою психику». Нет ничего хорошего в самоистязании.
Нельзя стыдить детей или сравнивать их с замечательными детьми из других семей. В этом случае у ребенка падает самооценка, развивается вина, исчезает желание что-либо делать. Появляется страх совершать поступки. Или наоборот – ребенок начинает что-либо делать назло, чтобы доказать, что он еще хуже. Аналогичные комплексы встраивают некоторые жены в поведение своих мужей.
|
|