Манипуляция психологическими комплексами (грехами)

Александр Кондратович

Три базовых стратегии манипуляции.

Виды манипуляций.

Манипуляции делятся на три основных класса:

· позитивные (плюс);

· негативные (минус);

· нейтральные (ноль).

Манипуляция – это некая ловкость, сноровка, умелое обращение, представленные как попытка повлиять на поведение человека или людей, для того, чтобы получить от него или них какое-то поведение, желаемое для манипулятора.

Элементы манипуляции есть в воспитании и обучении. Помимо прочего манипуляции используются:

· в игре;

· в коммуникациях;

· от избытка энергии (альфа-лидерство);

· на войне;

· при социальной адаптации.

Хороший рассказчик и оратор – манипуляторы. Владеет манипуляциями и хороший переговорщик.

Нейтральная манипуляция направлена на то, чтобы показать себя, удовлетворить своё эго.

Позитивной манипуляция становится тогда, когда мы хотим, чтобы в результате манипуляции человек получил какой-то ресурс. Например, знание. Любой инструктор, тренер, учитель – манипуляторы: они вынуждают ученика приобретать ресурс.

Негативная манипуляция приводит к потере ресурса. Иногда негативный манипулятор даёт ресурс, но делает это всегда во вред. Это своеобразный троянский конь, когда в результате манипуляции человек получает ресурс, который является вирусом и со временем разрушает человека (пример, научить азартным играм, вследствие чего человек всё проиграет). Приём напоминает гамбит в шахматах – отдать пешку, чтобы забрать ферзя. Или прикормку, которую рыбак даёт рыбе перед рыбалкой. Конечная цель – получить ресурс, лишить всего, снять последнее.  

 

Зачем изучать технологии манипуляций.

1. Самозащита. Надо уметь распознавать манипулятора, понимать, что это игра. А раз это игра, значит можно либо выиграть, либо не вступать в неё. Самый простой способ победить манипулятора – не вступать в его игру.

2. Контратака (для нейтрализации манипуляций). Применяется, когда человек хочет переиграть манипулятора, то есть, во-первых – не быть жертвой, а во-вторых, самому устанавливать правила игры.

3. Коммуникативная квалификация (для развития профессиональной уверенности). Мы себя чувствуем более уверенно, когда у нас больше навыков и инструментов и мы можем помочь большему количеству людей.

4. Подготовка детей к жизни.

5. Развитие.

Манипуляция ценностями.

         Структура ценностей, которыми оперирует манипулятор:

· безопасность;

· социум (семья, друзья, команда). Пример из кинофильма «Бронзовая птица: «Общество тебя не поймёт», «Общество тебя просит»;

· свобода выбора;

· наслаждения;

· эволюция, исследование, любопытство, рост.

         Ценности бывают материальные и духовные. 

Манипулируют безопасностью, работой, социумом (семья, компания, Родина), достатком, карьерой, самореализацией. Очень вероломной и жестокой может быть манипуляция духовными ценностями. Пример, деструктивные секты, когда манипулируют самореализацией (просветлением, духовным ростом и т.д.). Цель – получить деньги, власть. При такой манипуляции нарушается гармония внутри человека, иногда – психика.

    Манипулятор стремится узнать, что для вас ценно. Он заходит в сектор ваших ценностей и начинает раздувать среди них пожар. Цель – зацепить вас. Если то, о чем говорит манипулятор, является для вас крайне ценным ресурсом, вы рискуете попасть в серьезную зависимость от него. Зависимость зиждется на вашем сильном желании получить то, что предлагает манипулятор и эмоциональном отождествлении с его предложением. Став зависимым, вы будете полностью управляемы.

Поэтому самое главное в сложных переговорах сохранить эмоциональный контроль, не вовлечься в эмоции. Опытные манипуляторы умеют поднимать эмоциональную волну, накачивать человека таким образом, чтобы он отождествился с этой волной. В подобных ситуациях нельзя поддаваться эмоциям, уходить в острую коммуникацию. Так мы лишь пойдем на поводу у манипулятора. Необходимо сохранять контроль, оставаться в зоне задавания вопросов и выяснения, что стоит за презентацией оппонента и его предложениями.  

Виды манипуляций ценностями:

· манипуляция безопасностью (манипулятор предлагает поддержку, помощь, гарантирует безопасность в обмен на доверие);

· манипуляция работой (делай, как говорю, иначе потеряешь работу);

· манипуляция социумом (любишь Родину или свою компанию – работай сверхурочно и бесплатно);

· манипуляция достатком (хочешь иметь достаток – делай то, что говорю; при этом не факт, что достаток будет получен реально);

· манипуляция карьерой (хочешь карьерного роста – делай то, что говорю);

· манипуляция самореализацией (хочешь самореализации – терпи выходки учителя).

Следует помнить тезис: наши ценности влияют на наше окружение. 

Манипуляция психологическими комплексами (грехами).

1. Чувство страха.

2. Вина, стыд.

3. Тщеславие.

4. Алчность.

5. Симпатии и антипатии.

Цель манипулятора психологическими комплексами (грехами) – встроить в нас чувство вины или стыда. Это первый признак негативного манипулятора. Когда нам встраивают чувство вины или стыда, мы теряем силу, погружаемся в нересурсное состояние. Что делать в подобной ситуации? – Внутренне собраться и понизить квант доверия манипулятору (перестать ему верить).

Если мы в чём-то не правы, мы должны выработать план действий как исправить сложившуюся ситуацию своими поступками без сохранения чувства вины и стыда. Иными словами, мы не зацикливаемся на чувстве вины или стыда, перешагиваем через них и исправляем ситуацию. Исправлять ошибки нужно через тело и поступки, а не через эмоции и речь. Это ресурсно и нормально. Ненормально жевать и пережёвывать бесконечно. Не следует нести свою ошибки через всю жизнь.   

Следует разделять религию и психологию. Религия – это восстановление связи с Богом. Цель – святость. Но стыд и вина к святости не ведут, это тупиковые пути. Они ведут к моральной инвалидности человека. Юродство не от Бога, это проблема с психикой. Надо говорить так: «Я в чём-то виноват, я исправлю, но не буду ломать своё сердце и свою психику». Нет ничего хорошего в самоистязании.

Нельзя стыдить детей или сравнивать их с замечательными детьми из других семей. В этом случае у ребенка падает самооценка, развивается вина, исчезает желание что-либо делать. Появляется страх совершать поступки. Или наоборот – ребенок начинает что-либо делать назло, чтобы доказать, что он еще хуже. Аналогичные комплексы встраивают некоторые жены в поведение своих мужей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: