Диагностика исходных показателей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики исходных показателей уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста была выбрана старшая группа «Светлячок» МБДОУ №23 «Улыбка».
Первый этап наблюдения за детьми показал низкий уровень социально-коммуникативного развития детей.
Проводя наблюдение, за анализ было взято:
1. Умеют ли дети договариваться между собой в разных видах деятельности;
2. Как осуществляется взаимный контроль.
3. Как относятся к результату деятельности своего партнера по игре (деятельности).
4. Умеют ли рационально использовать средства деятельности.
5. Осуществляется ли взаимопомощь?
Результаты наблюдения, были сведены по балльной системе и показали следующий уровень социально-коммуникативного развития:
Высокий уровень -5 баллов из 5 пунктов анализа
Средний уровень -3-4 балла из 5 пунктов анализа
Ниже среднего уровня - 2-1 балла – из 5 пунктов анализа.
|
|
Низкий уровень -0.5-0 баллов из 5 возможных пунктов анализа
Рис. 1. Диагностика социально-коммуникативного развития детей на этапе наблюдения
На втором этапе необходимо было подтвердить предполагаемый уровень социально-коммуникативного развития при помощи следующей методики «Раскраска» Г.К. Хузеевой.
Задачи методики:
1. Определение типа межличностного отношения детей дошкольного возраста к сверстнику.
2. Характер проявления просоциальных форм поведения.
Оборудование: листки с контурным изображением, наборы фломастеров:
Инструкция: «Ребята, сейчас у нас будет соревнование, мы с вами будем рисовать. Какие цвета вы знаете? Вам нужно раскрасить рисунок, используя как можно больше цветов. Победит тот, кто больше других использует разные карандаши, у кого рисунок будет самым многоцветным. Один и тот же фломастер можно использовать только один раз. Можно делиться».
Дети были посажены за 5 столов по четыре ребенка, перед каждым находится лист с контурным изображением и набор фломастеров. Важно, что в каждом наборе фломастеров не хватает по 3 цвета, что должно заставить ребенка взаимодействовать с соседом.
В процессе работы воспитатель обращает внимание детей (определенного ребенка) на рисунок соседа, хвалит его, спрашивает мнение другого, при этом отмечая и оценивая все высказывания детей.
Характер отношения определяется тремя параметрами:
1. Интерес ребенка к сверстнику и его работе.
2. Отношение к оценке другого сверстника взрослым.
3. Анализ проявлений коммуникативного взаимодействия – смогут ли поменяться цветами фломастеров.