Динамика показателей опытно-экспериментальной работы

В результате проведенного месячного эксперимента с упором на использование трех диалоговых технологий для социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, вновь был проведен анализ, по той же методике, определяющей уровень социально-коммуникативного развития «Раскраска» и были получены следующие результаты:

Рис. 3. Уровень социально-коммуникативного развития на констатирующем этапе

Получается, что уровень социально-коммуникативного развития был значительно повышен именно в результате использования диалоговых технологий. Высокий уровень был продиагностирован у 65 % воспитанников, средний уровень у 30 %, и низкий всего у одного человека (5 %). Динамика показателей опытно-экспериментальной работы по развитию социально-коммуникативного развития старших дошкольников при использовании диалоговых технологий, ярко проиллюстрирована на Рис. 4:

Рис. 4. Динамика показателей опытно-экспериментальной работы по социально-коммуникативному развитию

 

Динамика показателей опытно-экспериментальной работы по социальнол-коммуникативному развитию детей с использованием диалоговых технологий, диалогической речи детей, показала успешность проведенной методики, в результате чего было обогащено содержание речевого воспитания и усовершенствованы формы и методы речевой работы с детьми данной группы. В том числе, так заинтересованные детей методы  проблемно-поискового диалога и эвристических бесед предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта, организацию словесного коллективного творчества; обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействия, отвечать на высказывания, рассуждать, и аргументировать;

Выводы по 2 главе.

Анализ уровня социально-коммуникативного развития детей, показал,  что в группе можно выявить три уровня такого развития:

1. Индифферентный тип отношения – дети со сниженным интересом к действиям сверстника, индифферентное отношение к положительной и отрицательной оценке сверстника – Низкий уровень социально-коммуникативного развития.

2. Предметный тип отношения – выраженный интерес к действиям сверстника, неадекватная реакция на оценку сверстника, отмечается отсутствие просоциального поведения, амбивалентное отношение к сверстнику – Средний уровень социально-коммуникативного развития.

3. Личностный тип отношения – отмечался выраженный интерес к действиям сверстника, адекватная реакция на оценку сверстника, просоциальное поведение, положительное эмоциональное отношение к сверстнику – Высокий уровень социально-коммуникативного развития.

Проведенная система работы по социально-коммуникативному развитию, должна была состоять из нескольких видов диалоговых технологий в данной группе детей в течение 1 месяца с использование эвристических бесед, проблемно-поисковых диалогов, с использование малых фольклорных форм идиалогических дидактических игр – показала значительный уровень повышения уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Большинство детей теперь можно отнести к личностному типу отношения, который и характеризуется высоким уровнем социально-коммуникативного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, проведенное в данной курсовой работе, было посвящено проблеме использования диалоговых технологий как условия социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. В данной работе были решены следующие задачи:

- определено социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста;

- охарактеризованы диалоговые технологии в социально - коммуникативном развитии дошкольников;

- была проведена диагностика состояния социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе

- были выявлены динамика результатов экспериментальной работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием диалоговых технологий

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении связано со всеми этапами образовательно-воспитательной работы с детьми, когда дети неосознанно или целенаправленно осваивают новые лексические значения слов, учатся межличностному взаимодействию, вступают в диалог друг с другом и с взрослыми. В процессе разных видов деятельности в дошкольном учреждении, ребенок не просто узнает новые слова, а задумывается над их смыслом и постепенно учится самостоятельности высказываний и диалогу. Заложенный в дошкольном учреждении уровень социально-коммуникативного развития и умения вести диалог, будет влиять на будущее успешное обучение в школе.

Проведенный эксперимент показал важность использования диалоговых технологий как условия социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.

 

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямова А. Г. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста / А. Г. Абсалямова. - Дошкольное воспитание. - 2016. - №9. - С.46-52

2. Агафонова И. Н.  Опыт лидерства и работы в группе как составляющие социально‐коммуникативного развития дошкольника/ И. Н. Агафонова. - Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - С.121-127

3. Ананьина С. А. Социально коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ как научно-педагогическая проблема / С. А. Ананьина. - Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 452-453.

4. Андреева И.А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста / И. А. Андреева. - Научно-педагогическое обозрение.- 2014. - №4. - С. 7-11.

5. Бабунова Е. С., Багаутдинова С. Ф., Обухова С. Н. Особенности социально‐коммуникативного и художественно‐эстетического развития дошкольников в программно- методическом комплексе «Наш дом – Южный Урал»/ Е. С. Бабунова, С. Ф. Багаутдинова,  С. Н. Обухова. - Дошкольное воспитание. - 2015. - №12. - С.25-31.

6. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И. Конкурс «Педагог года в дошкольном образовании»: взгляд изнутри / С.Ф. Багаутдинова, Н.И. Левшина. - Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 11 (47). - С. 60-67.

7. Баенская, Е. Р. Специальная дошкольная педагогика: учебник / Е. Р. Баенская. - Москва: Академия, 2016. - 350 с.

8. Белых В.А. Развитие речи для дошкольников. Старшая группа. / В.А. Белых. - М.: Феникс-Премьер. - 2016. - 72 с.

9. Болдинова О.Г. Социально-коммуникативное развитие дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзии // Специальное образование. – 2016. - С. 82-86.

10. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. - Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 35-38.

11. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре: Учебно-методическое пособие. / О. А. Бизикова. -  М.: Скрипторий. - 2015. - 136 с.

12. Бурачевская О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц / О. В. Бурачевская. - Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №1. - С. 148-150.

13. Виноход В. Л., Шахрай Т. И. Фольклор как средство речевого развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся без матери / В. Л. Виноход, Т. И. Шахрай. - Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 942-944.

14.    Диденко Л. А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: Учебное пособие / Л.А. Диденко. – М.: Красноярск. - 2015. - 174 с.

15. Дорошенко О.Ю. Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале методов цепной структуры. / О.Ю. Дорошенко. - Дошкольная педагогика. - 2015. - №11- С.42-44.

16. Евдокишина О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина. - Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 155-159.

17. Елистратова О.В., Левшина Н.И. К вопросу реализации интегративного подхода в образовательном процессе ДОО / О.В. Елистратова, Н.И. Левшина. -  Мир детства и образование: Сб. материалов VIII очно‐заочной Всероссийской научно‐ практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: Изд‐во Магнитогорск. гос. техн. ун‐та им. Г.И. Носова, 2014.- 282 с.

18. Журавлева С.С. Образовательная среда организации дополнительного образования как фактор социально-коммуникативного развития старших дошкольников / С.С. Журавлева. - Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - № 4. - С. 149 - 152.

19. Казанникова А.В., Петрова Т.О., Силина С.Ю. Подходы к определению уровня социально-коммуникативного развития ребенка / А.В. Казанникова, Т.О. Петрова, С.Ю. Силина. - Инновационная наука. - 2015. - №8(10). - С.479 - 483.

20. Карпова С. Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / С. Н. Карпова. - Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №3. - С. 92-95.

21. Когут А.А. К вопросу формирования коммуникативной компетентности современных детей старшего дошкольного возраста / А.А. Когут. - Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017.- №9. - С.142-146.

22. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду. / Н.И. Колчина. - Дошкольная педагогика. - 2016. - №12. - С.10-12.

23. Комарова И.В., Половодова Л.С. Обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей посредством дидактических игр. / И.В. Комарова, Л.С. Половодова. - Пермский педагогический журнал. - 2015. - №7. - С.36-41.

24. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А.Д. Король. - Педагогика. - 2007. - №9. - С.18-25.

25. Кравченко Т.А., Фокина И.М. Особенности социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника / Т.А. Кравченко, И.М. Фокина. - Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - Т. 1. - 93 с.

26. Левшина Н. И. Научные и нормативные аспекты интеграции социально‐коммуникативного и физического развития старших дошкольников/ Н. И.  Левшина. - Дошкольное воспитание. - 2016. - №10. - С.16-22.

27. Левшина Н.И., Бабунова Т.М. Диагностические методики по проблеме социально‐личностного развития и воспитания дошкольников: Учеб. пособие. 2‐е изд., испр. и доп. / Н.И. Левшина, Т.М. Бабунова. М.: Флинта, 2015. - 161 с.

28. Легчакова О. А., Чуева И. Г. Необходимость в формировании речи дошкольника / О. А. Легчакова, И. Г. Чуева. - Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 890.

29. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема / Э. С. Меджидова. - Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 799-803.

30. Медведева И. К., Куланина Е. С., Прохорова М. М. Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста / И. К. Медведева, Е. С. Куланина,  М. М. Прохорова. - Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый. -2016. - С. 51-53.

31. Монгуш О. О. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования / О. О. Монгуш. - Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. - Казань: Бук.- 2015. - С. 64-67.

32. Николаева Н. А., Ерышова Ю. В., Генералова О. М., Корнеева М. П. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества / Н. А. Николаева, Ю. В. Ерышова, О. М. Генералова, М. П. Корнеева. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Самара: ООО "Издательство АСГАРД".- 2016. - С. 86-89.

33. Новые развивающие технологии педагогической практики, Коллективная монография, Нагорнова А.Ю., 2016.-148 с.

34. Новая философская энциклопедия.Т. 1. М.: Мысль, 2000, С.722.

35.  Оганян‐Захараш Т., Гвалдин А. Использование наследия В.А.Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками. Диалоги на зимние темы/ Т. Оганян-Захараш, А. Гвалдин. - Дошкольное воспитание. - 2017. - №1. - С.24-28.

36. Осипова Т. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР / Т. В. Осипова. - Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 547-549.

37. Остапенко А.А. Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками. / А.А. Остапенко. -  Дошкольная педагогика. - №2. - 2016. - с.6

38. Половникова Н. А Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников, ч.1 / Н. А. Половникова Дошкольное воспитание. - 2016. - №12. - С.11-17.

39. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС Консультант Плюс.

40. Прохорова С. Н. и Жолобова Ю. С. Социализация младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2689 (дата обращения: 23.10.2017).

41. Сергеенко А.В. Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.В. Сергеенко. - Специальное образование. - 2017. - С.108-113.

42. Склезнева И.В. Игра с правилами как форма социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в деятельности педагога-психолога / И.В. Склезнева. - Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. – Т.9. - №4. - С.102-104.

43. Солодкина М. А. Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя [Текст] / М. А. Солодкина. - Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф.. - СПб.: Заневская площадь. - 2014. - С. 152-155.

44. Тенкачева Т.Р. Особенности коммуникативного развития дошкольников с задержкой речевого развития, обучающихся в условиях дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование в России. – 2017. - №3. - С. 57-60.

45. Топоркова Н.Ю., Спирина Т.А. Проблема психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / Н.Ю. Топоркова, Т.А.  Спирина. - Таврический научный обозреватель. - 2016. - №2(7). - С.128-131.

46. Трубайчук Л.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста / Л.В. Трубайчук. - Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №6. - С.85-90.

47. Уразова А.Р. Педагогические условия социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста / А.Р. Уразова. -  Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №15. - С.151-155.

48. Филиппова А.Р. Методика формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с природой / А.Р. Филиппова. - Педагогическое образование в России. – 2017. - №3. - С.62-67.

49. Хузеева Р.Х. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка / Р.Х. Хузеева. - М.: ВЛАДОС. - 2014. - 78 с.

50. Чуева И. Г., Сасина З. М. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм / И. Г. Чуева, З. М.  Сасина. - Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 77-79.

51.  Штец А. А., Шемигон Г. И. Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения / А. А. Штец,  Г. И. Шемигон. - Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 830.

52. Щеголева О. В. Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / О. В. Щеголева. - Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 861-862.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: