Виды бесперегрузочных сообщений. Их технико–экономическая оценка

В мультимодальном сообщении возникает необходимость перегрузки груза с одного вида транспорта на другой. Кроме того, грузоподъемность транспортных средств на разных видах транспорта различна и не всегда соответствует отправляемому грузу. Любая перегрузка может привести к изменению товарного вида либо потерям груза, его тары или упаковки и, естественно, увеличению времени его доставки. Поэтому специалисты разрабатывают такие транспортные средства и системы, которые позволят уменьшить количество перегрузок либо полностью ликвидировать их при транспортировке в мультимодальном сообщении.

Под итермодальными перевозками подразумевают последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта, что в русской транскрипции называется также бесперегрузочным сообщением.

Бесперегрузочная (интермодальная) технология сокращает время нахождения грузов на перевалочном пункте; снижает трудозатраты и расходы на погрузочно–разгрузочные работы; уменьшает потребность в перегрузочных механизмах и потери грузов, неизбежные при перегрузках; улучшает взаимодействие видов транспорта.

Существуют следующие виды интермодальных технологий.

Паромные переправы.

Паромные переправы имеют следующие преимущества:

ускорение обработки судов в портах, сокращение простоев судов и вагонов;

снижение стоимости перемещения грузов с одного вида транспорта на другой в связи с ликвидацией перегрузочных операций;

лучшее обеспечение сохранности и качества груза;

ускорение доставки грузов за счет сокращения времени на перевалку грузов и общего расстояния перевозок;

упрощение коммерческих операций по передаче грузов с одного вида транспорта на другой.

Недостатки паромных переправ:

при перевозке на паромах груженого подвижного состава количество перевозимого груза примерно в два раза меньше, чем могло быть перевезено на судах такой же грузоподъемности;

стоимость строительства паромов выше стоимости обычных судов;

требуется оборудование причалов подъемно–сопрягающими устройствами, системами накопления вагонов, а иногда и сооружение шлюзовых бассейнов.

Кроме паромных переправ, значительно сокращающих расстояния перевозок между странами, немаловажное значение придается строительству тоннелей, которые зачастую также способствуют бесперегрузочному сообщению.

Трейлерные перевозки.

Трейлерные перевозки, распространенные с 1930–х гг., – это система перемещения железнодорожного вагона на тележках–тяжеловозах (трейлерах) автомобильным транспортом. Перегрузка может осуществляться с помощью лебедки автомобиля–тягача. Время перегрузки составляет от З мин до 15 мин.

Контрейлерные перевозки – комбинированные железнодорожно–автомобильные перевозки прицепов, полуприцепов, трейлеров (прицепов для тяжеловесных неделимых грузов) или съемных кузовов на железнодорожной платформе.

Недостатком контрейлерной технологии считается необходимость перевозки самого автомобиля (уменьшается коэффициентиспользования грузоподъемности вагона и происходит потеря производительности автомобиля), а также водителя, для которого необходимо создать комфортные условия.

Однако применение такой технологии позволит сократить количество железнодорожных станций, так как автомобиль может везти дальше груз по назначению от любой станции.

Применение этого способа ограничивается строгими лимитами габаритов переправляемых по железной дороге грузов.

Контейнерные и пакетные перевозки

Контейнерные и пакетные перевозки – одна из основных технологий взаимодействия различных видов транспорта.

Эффективность этой технологии заключается в уменьшении времени на перегрузочные операции, сокращении количества тары и упаковки, возможности использования контейнера и пакета как временного склада, сохранности груза благодаря герметизации контейнера.

Недостаток контейнерной перевозки состоит в том, что требуется возврат владельцу его контейнера, несколько сокращается коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства, а создание высокопроизводительного перегрузочного комплекса требует больших капитальных вложений.

Суда смешанного плавания типа «река море».

Применение этих судов позволяет избежать простоев на различных технологических операциях транспортного процесса. В течение года суда типа «река –море» заходят в 600 иностранных портов 30 – 35 стран Балтики, Черного и Средиземного морей, Дальневосточного региона при работе с Китаем, Японией, Кореей и др. Ряд судов, имеющих класс Морского регистра, могут выполнять рейсы вокруг Европы и Скандинавии.

Рентабельность судов типа «река – море» в 4 –6 раз выше, чем морских судов, перевозка ими грузов характеризуется высокой экономической эффективностью – себестоимость почти в 1,5 раза ниже.

Ролкерная система.

Ролкерная система («Ро – Ро») – перевозка грузов на судах, обеспечивающих горизонтальную погрузку–выгрузку, предназначенная для самоходной техники, крупногабаритных тяжеловесных грузов с погрузкой–выгрузкой методом наката или своим ходом на транспортном средстве, либо с использованием автопогрузчика.

Большим достоинством ролкерной системы является тот факт, что эта технология не требует механизированного причала.

Лихтеровозная система.

Лихтер(баржа) – речное судно с небольшой осадкой грузоподъемностью до 1100 т загружается в лихтеровоз. Лихтеровоз – крупнотоннажное судно.

Грузоподъемность лихтеров различна, скорость обычно ниже, а энергозатраты на 1 т перевозимого груза выше по сравнению с перевозкой на обычных баржах. Лихтеровозы более чувствительны к ветроволновому режиму, особенно при погрузочно–разгрузочных работах. Лихтерная система позволяет осуществлять перевозку на мелководных реках и в межконтинентальном сообщении, в том числе по принципу «от склада отправителей до склада получателей». Лихтеры, как укрупненные грузовые единицы, устанавливают на платформы на воздушных подушках массой 200, 400 и 600 т для ускорения обработки судов на рейде и буксируют на необорудованный берег по воде автомобилями–амфибиями.

Остро стоит вопрос о возможности бесперегрузочной перевозки грузов и пассажиров по железной дороге с разной колеей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: