Атеизм французских просветителей XVIII в

Атеизм нашел выражение в сочинениях французских материалистов — Д. Дидро, К.А.Гельвеция (1715— 1771), Ж. О. де Ламетри (1709 — 1751), П. Гольбаха (1723 — 1789). У истоков атеизма XVIII в. стоит творчество сельского кюре Ж. Мелье (1664 — 1729),который в своем единственном сочинении «Завещание» доказывал вечность и несотворенность мира, критиковал доказательства бытия Бога, выступал против деизма. Главная идея этого сочинения — полное отрицание всякой идеи сверхъестественного — была воспринята, обоснована развита французскими просветителями. Атеизм, опирающийся на материалистическую философию, разработал П. Гольбах. В труде «Система природы», названном современниками «библией материализма», он писал, что Вселенная — это колоссальное соединение всего существующего, и являет она нам лишь материю и движение, а движение заключено в ней самой, ибо она есть великое целое, вне которого ни не может существовать.

Ж. Мелье обнаружил, что многие христианские чудеса совпадают с языческими. Например, рождение Иисуса от девы напоминает легенду древних римлян о рождении Ромула и Рема от девы-весталки; вознесение Иисуса на небо — вознесение Юпитером троянского коня Ганимеда. Д. Дидро установил, что многие положения христианства заимствованы из античной мифологии.

Французские атеисты резко критиковали религиозную мораль. П. Гольбах полагал, что Христа нельзя считать образцом нравствен [278] ного поведения, безнравственны попытки Христа разделить сына с отцом, дочь с матерью. Он полагал, что религия не содействует улучшению нравов, что само по себе убеждение в наличии Бога не удерживает человека от дурных поступков. В сочинении П. Гольбаха подробно разбираются факторы, порождающие религию: бедствия, страдания, обман, незнание, страх перед внешними силами, деятельность воображения, заключения по аналогии. Возникнув в глубокой древности как результат невежества народа, а затем и как следствие обмана жрецов, религия стала передаваться по традиции: «Вера в бога - не что иное, как укоренившаяся с детских лет привычка» (Французские просветители XVIII в. о религии. М., 1960. С. 579). Понятие же Бога возникло в результате перенесения качеств человека на природу и поклонения затем продуктам собственной фантазии.

Большинство просветителей полагали, что религия противоречила требованиям разума, препятствовала развитию науки, а также здоровой естественной нравственности. Ж. Мелье обвинял религию в под­держке социального неравенства и угнетения, называя ее и политику двумя ворами-карманниками, которые защищают и поддерживают друг друга.

Атеизм Л. Фейербаха

В Германии выделяется колоритная фигура материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он исследовал причины возникновения религии; в работах «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» показал роль чувств, эмоций в возникновении религиозных представлений и культа. Он раз­делил религии на естественные и духовные: первые существовали в ранний период развития общества и являли собою культ явлений природы; духовные же (монотеистические) обожествляют духовные свойства человека. Общую основу всякой религии, по Л. Фейербаху, составляет чувство зависимости: в естественных религиях отражается зависимость человека от природы, в духовных — от социальных сил. Вместе с тем Л. Фейербах говорил и о гносеологических механизмах возникновения религии, считал основанием религии силу вообра­жения, фантазию, которую называл «теоретической» причиной религии. Вслед за просветителями он видел «отрицательную предпо­сылку» религии в невежестве, неопытности, необразованности, некуль­турности. Человеческое сознание в процессе познания мира отрывает понятия от действительности, принимает воображаемое за действительное. Собственный образ «человек полагает вне себя и пред­ставляет себе в виде самостоятельного существа» (Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. II. С. 701). Бог, по Фейербаху, есть объективированная абстракция, существующая лишь в голове че­ловека. В естественных религиях люди отрывали от природы понятия о ее свойствах и объективировали их, обожествляя ее силы, а в духовных религиях они обоготворяют свою сущность как сущность человеческого рода вообще. Наиболее общие свойства человеческого рода разум, бессмертие, могущество, благо — мысленно отделяются от [278] него и силой воображения превращаются в самостоятельное существо — в Бога. Сущность человека, ищущего пути к счастью и не находящего их, отчуждается от него. Внутренний мир его раскалывается, раздваивается — человек абсолютизирует свою сущность и затем уже противопоставляет себе ее как нечто чуждое.

Л. Фейербах дал подробный анализ христианства. Он показал, что христианство возникло из иудаизма, хотя и было новой, отличной от него религией; исследовал соотношение между языческими и христианской религиями. Он детально проанализировал вопрос о происхождении идеи христианского Бога и пришел к выводу о том, что христианский бог есть продукт длительного процесса абстрагирования. Л. Фейербах считал, что религия и мораль противоречат друг другу: религиозная вера сужает горизонты человека, отнимает у него свободу. Вера «добра по отношению к верующим и зла по отношению к неверующим. В вере лежит злое начало», она «везде осуждает и проклинает», и главное — «вера уничтожает естественные узы человечества» (См.: Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. II. С. 290, 291). В «Лекциях о сущности религии» Л. Фейербах раскрывает социальное и нравственное содержание атеизма: истинный атеизм, говорит он, положителен — он ставит на место Бога человека, на место того света — утверждение этого. Атеизм «щедр, свободомыслящ... он от сердца радуется красоте природы и добродетели человека...»; «... на место любви к Богу надо поставить любовь к человеку как единственно истинную религию» (Там же. С. 808, 809).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: