Атеизм нашел выражение в сочинениях французских материалистов — Д. Дидро, К.А.Гельвеция (1715— 1771), Ж. О. де Ламетри (1709 — 1751), П. Гольбаха (1723 — 1789). У истоков атеизма XVIII в. стоит творчество сельского кюре Ж. Мелье (1664 — 1729),который в своем единственном сочинении «Завещание» доказывал вечность и несотворенность мира, критиковал доказательства бытия Бога, выступал против деизма. Главная идея этого сочинения — полное отрицание всякой идеи сверхъестественного — была воспринята, обоснована развита французскими просветителями. Атеизм, опирающийся на материалистическую философию, разработал П. Гольбах. В труде «Система природы», названном современниками «библией материализма», он писал, что Вселенная — это колоссальное соединение всего существующего, и являет она нам лишь материю и движение, а движение заключено в ней самой, ибо она есть великое целое, вне которого ни не может существовать.
Ж. Мелье обнаружил, что многие христианские чудеса совпадают с языческими. Например, рождение Иисуса от девы напоминает легенду древних римлян о рождении Ромула и Рема от девы-весталки; вознесение Иисуса на небо — вознесение Юпитером троянского коня Ганимеда. Д. Дидро установил, что многие положения христианства заимствованы из античной мифологии.
|
|
Французские атеисты резко критиковали религиозную мораль. П. Гольбах полагал, что Христа нельзя считать образцом нравствен [278] ного поведения, безнравственны попытки Христа разделить сына с отцом, дочь с матерью. Он полагал, что религия не содействует улучшению нравов, что само по себе убеждение в наличии Бога не удерживает человека от дурных поступков. В сочинении П. Гольбаха подробно разбираются факторы, порождающие религию: бедствия, страдания, обман, незнание, страх перед внешними силами, деятельность воображения, заключения по аналогии. Возникнув в глубокой древности как результат невежества народа, а затем и как следствие обмана жрецов, религия стала передаваться по традиции: «Вера в бога - не что иное, как укоренившаяся с детских лет привычка» (Французские просветители XVIII в. о религии. М., 1960. С. 579). Понятие же Бога возникло в результате перенесения качеств человека на природу и поклонения затем продуктам собственной фантазии.
Большинство просветителей полагали, что религия противоречила требованиям разума, препятствовала развитию науки, а также здоровой естественной нравственности. Ж. Мелье обвинял религию в поддержке социального неравенства и угнетения, называя ее и политику двумя ворами-карманниками, которые защищают и поддерживают друг друга.
Атеизм Л. Фейербаха
В Германии выделяется колоритная фигура материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он исследовал причины возникновения религии; в работах «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» показал роль чувств, эмоций в возникновении религиозных представлений и культа. Он разделил религии на естественные и духовные: первые существовали в ранний период развития общества и являли собою культ явлений природы; духовные же (монотеистические) обожествляют духовные свойства человека. Общую основу всякой религии, по Л. Фейербаху, составляет чувство зависимости: в естественных религиях отражается зависимость человека от природы, в духовных — от социальных сил. Вместе с тем Л. Фейербах говорил и о гносеологических механизмах возникновения религии, считал основанием религии силу воображения, фантазию, которую называл «теоретической» причиной религии. Вслед за просветителями он видел «отрицательную предпосылку» религии в невежестве, неопытности, необразованности, некультурности. Человеческое сознание в процессе познания мира отрывает понятия от действительности, принимает воображаемое за действительное. Собственный образ «человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа» (Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. II. С. 701). Бог, по Фейербаху, есть объективированная абстракция, существующая лишь в голове человека. В естественных религиях люди отрывали от природы понятия о ее свойствах и объективировали их, обожествляя ее силы, а в духовных религиях они обоготворяют свою сущность как сущность человеческого рода вообще. Наиболее общие свойства человеческого рода разум, бессмертие, могущество, благо — мысленно отделяются от [278] него и силой воображения превращаются в самостоятельное существо — в Бога. Сущность человека, ищущего пути к счастью и не находящего их, отчуждается от него. Внутренний мир его раскалывается, раздваивается — человек абсолютизирует свою сущность и затем уже противопоставляет себе ее как нечто чуждое.
|
|
Л. Фейербах дал подробный анализ христианства. Он показал, что христианство возникло из иудаизма, хотя и было новой, отличной от него религией; исследовал соотношение между языческими и христианской религиями. Он детально проанализировал вопрос о происхождении идеи христианского Бога и пришел к выводу о том, что христианский бог есть продукт длительного процесса абстрагирования. Л. Фейербах считал, что религия и мораль противоречат друг другу: религиозная вера сужает горизонты человека, отнимает у него свободу. Вера «добра по отношению к верующим и зла по отношению к неверующим. В вере лежит злое начало», она «везде осуждает и проклинает», и главное — «вера уничтожает естественные узы человечества» (См.: Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. II. С. 290, 291). В «Лекциях о сущности религии» Л. Фейербах раскрывает социальное и нравственное содержание атеизма: истинный атеизм, говорит он, положителен — он ставит на место Бога человека, на место того света — утверждение этого. Атеизм «щедр, свободомыслящ... он от сердца радуется красоте природы и добродетели человека...»; «... на место любви к Богу надо поставить любовь к человеку как единственно истинную религию» (Там же. С. 808, 809).