Тема 1. Предмет и источники римского частного права

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(СЗФ РПА МИНЮСТА РОССИИ)

 

 

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Специальность 030501.65 «юриспруденция» квалификация «юрист»

Направление 030500.62 «юриспруденция» квалификация «бакалавр юриспруденции»

 

 

М. Г. ФЕДЮКОВСКАЯ

ПРАКТИКУМ

ПО РИМСКОМУ ЧАСТНОМУ ПРАВУ

 

Учебное пособие

 

 

Утверждаю

Заместитель директора

О. В. Шейнкер

 

Санкт-Петербург

2011


 

Федюковская М. Г. Практикум по римскому частному праву: учебное пособие. – СПб.: ФГБОУ СЗФ РПА Минюста России, 2011. – 58 с.

 

 

Практикум подготовлен в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 030501.65 «юриспруденция», квалификация «юрист» и направлению 030500.62 «юриспруденция», квалификация «бакалавр юриспруденции» с учетом специфики обучения студентов РПА Минюста России.

Практикум содержит задачи, вопросы  и методические указания к отдельным темам практических занятий; примерную тематику курсовых и контрольных работ и организационно-методические рекомендации для их написания; библиографический список, вопросы к промежуточной аттестации, словарь терминов и понятий по всем темам курса, тесты по отдельным темам курса.

Практикум может быть использован при проведении семинарских занятий со студентами очной и заочной форм обучения, а также при осуществлении студентами самостоятельной работы по всем темам курса.

 

 

Автор-составитель:

Федюковская М.Г., кандидат педагогических наук, доцент.

 

Рецензенты:

Шубников Ю.Б., доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин юридического факультета ФГБОУ РГПУ им. А.И. Герцена;

 

Жукова Т.В., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин НОУ ВПО «Межрегиональный институт экономики и права»

 

 

Практикум обсужден и одобрен к изданию кафедрой гражданско-правовых дисциплин (протокол № 7 от 24.02.2011 г.)  и одобрен Методическим советом Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала Российской правовой академии Минюста России (Протокол № 8 от 20.05.2011 г.).

 

 

© ФГБОУ СЗФ РПА МЮ РФ, 2011


Оглавление

 

Введение. 3

1. Задачи, вопросы и методические указания к отдельным темам. 4

практических занятий. 4

Тема 1. Предмет и источники римского частного права. 4

Тема 2. Иски. 5

Тема 3. Лица. 8

Тема 4. Семейные правоотношения. 10

Тема 5. Вещные права. 12

Тема 6. Обязательственное право. 14

Тема 7. Отдельные виды обязательств. 17

Тема 8. Наследственное право. 19

2. Примерная тематика курсовых, контрольных работ. 22

3. Организационно-методические рекомендации для написания контрольной и курсовой работы.. 23

4. Библиографический список. 25

5. Вопросы к промежуточной аттестации. 26

6. Словарь терминов и понятий по римскому праву. 28

7. Краткий латино-русский словарь. 37

8. Хронология истории римского государства и права. 41

9. Тесты промежуточной аттестации. 46

Тема 1. Предмет и источники римского частного права. 46

Тема 2. Иски. 47

Тема 3. Лица. 48

Тема 4. Семейные правоотношения. 49

Тема 5. Вещные права. 51

Тема 6. Обязательственное право. 52

Тема 7. Отдельные виды обязательств. 54

Тема 8. Наследственное право. 56

 


 

 




Введение

 

Потребность в изучении римского права на юридических факультетах в качестве отдельной дисциплины определяется той особой ролью, которую оно сыграло как в истории права, так и в культурной истории человечества в целом. Предлагаемый практикум по римскому частному праву представляет собой обобщение опыта проведения практических занятий по курсу «Римское право».

В качестве основных источников по исто­рии законодательства Древнего Рима в практикуме используются: Законы ХП таблиц, Институции Гая и Дигесты Юстиниана. Законы ХII Таблиц отражают уровень римского правосудия в эпоху становления республиканских институтов власти, социальную структуру общества, семейно-брачные отношения. Важное место в них занимают вопросы права собственно­сти, деление вещей по способам приобретения прав на них. Учебник Гая, раскрывая перед читателями базисные положе­ния римского права, обобщает развитие его институтов в эпоху рес­публики и принципата. В трех книгах Институций затронуты про­блемы правового статуса лиц, приобретение права собственности на вещи. Особое внимание уделено наследственному и обяза­тельственному праву. Дигесты Юстиниана являются классическим обобщением римской правовой мысли и практики.

Существенное место в настоящем практикуме и на занятиях по римскому праву занимают ситуативные задачи (казусы), дающие представле­ние о юридической технике и уровне судопроизводства в Древнем Риме. Ответы на поставленные в них вопросы следует давать с уче­том знаний систем римского права, особенностей судебного процес­са соответствующей эпохи и, конечно, основных положений рим­ского права.

На современном этапе развития гражданского права России ощущается объективная потребность в превращении римского права в практически ориентированную дисциплину, служащую не только целям воспитания высокой профессиональной культуры юриста, но и потребностям формирования его как специалиста-практика.

Изучение римского права является необходимым условием для сознательного, осмысленного усвоения современного гражданского права России, что достигается при проведении семинарских занятий с решением конкретных, ситуативных задач.

Кроме того, в контексте римского права должна быть усвоена латинская правовая терминология, давно уже ставшая международным языком юристов. Последнее обстоятельство требует включения в практикум глоссария и краткого словаря.



Задачи, вопросы и методические указания к отдельным темам

Практических занятий

Тема 1. Предмет и источники римского частного права

 

Цель занятия: сформировать представление о системе римского права, его источниках, основных направлениях развития римской правовой системы.

Методические указания студентам:

Важно обратить внимание на проблему периодизации римского права и выделить общие, наиболее масштабные закономерности, представляющие собой направления развития права и правовой системы римского государства на каждом этапе развития. Следует обратить внимание на фундаментальные различия, присущие нормам публичного и нормам частного права, а также весьма значительное в историческом аспекте деление римского права на цивильное, право народов и преторское право.

Изучая основные формы выражения римского права, необходимо уяснить их соотношение между собой, степень влияния каждого источника на развитие римской правовой системы и отношение римских юристов к тому или иному источнику права. Важно понять, какие формы деятельности римских юристов вели к созданию норм права, какие из них носили характер правоприменения, уяснить природу юридической интерпретации.

Вопросы:

1. Периодизация и основные этапы эволюции римского права.

2. Основные системы римского объективного права.

3. Основные источники римского права и их соотношение между собой.

4. Историческое значение римского права для современной юриспруденции.

5. В чем состоит отличие частного права от публичного права?

6. Рецепции римского права. На какие страны римское право оказало наибольшее влияние?

7. В чем выражалась деятельность римских юристов в эпоху принципата? В чем сущность законов о цитировании?

8. Чем различались две основные школы римских юристов - прокулеанская и сабинианская?

 

Задачи:

1. Продолжите умозаключение юриста Юлиана, касающееся перерастания обычая в закон: «Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то следует соблюдать наиболее близкое и вытекающее из последнего правило; если и этого не ока­зывается, то следует...?».

2. Слова претора таковы: «Признается пользующимся дурной славой тот, кто за позорные поступки уволен из войска императо­ром... или тот, который выступает на сцене для увеселения, людей или для декламации, то есть сценические выступления без слов, либо со словами». Следует ли считать гладиаторов и атлетов лица­ми, пользующимися дурной славой?

3. С какого момента человек, обвиненный в клевете, считается лицом, пользующимся дурной славой?

4. Мясник Фабий задержан с поличным при краже драгоценно­стей в ювелирном магазине. За него семья внесла залог, но, тем не менее, стража по приказу эдила закрыла его лавку. Как вы оцените действия магистрата?

 

 

Тема 2. Иски

 

Цель занятия: усвоение студентами основных достижений римской юридической мысли в сфере защиты частных прав: понятийного аппарата, принципов и системы частного процесса.

Методические указания студентам:

В рамках данной темы следует акцентировать внимание на разработанных римскими юристами понятиях: иск (actio), истец, ответчик, предмет и основания иска и уяснить их практическую значимость. Кроме того, важно понимать различие между петиторной (исковой) и владельческой (интердиктной) защитой нарушенного частного права. Необходимо уяснить критерии и практическую значимость разграничения римскими юристами исков на вещные и обязательственные; цивильные и преторские; иски «строгого права» и иски «доброй совести».

Особенно важно понять сущность деления исков на вещные и обязательственные, поскольку оно во многом определяет систему частного права. Полезно будет разграничивать эти иски с точки зрения круга лиц, в отношении которых возможно их предъявление, а также с точки зрения возможного содержания предмета этих исков. Раскрывая суть конкуренции исков, важно определить понятие и причины этого явления, сформулировать основные правила, применявшиеся римскими юристами при возникновении конкуренции исков.

 

Вопросы:

1. Эволюция римского частного процесса.

2. Способы защиты частных прав.

3. Классификация исков.

4. Какими причинами объясняется вытеснение легисакционного процесса формулярным в судопроизводстве?

5. Какие правила применялись римскими юристами при возникновении конкуренции исков?

6. Кто обеспечивает явку ответчика в суд?

7. Возможно ли было прекращение дела до суда?

8. Как решается дело, если одна из сторон не явится в суд?

9. Почему запрещалось истцу применять силу для обеспечения явки свидетеля в суд?

10. Как исполнялось судебное решение относительно должника?

 

Задачи:

1. Предположите, какое следует наказание лицу, сорвавшему доску, на которой помещен преторский эдикт?

2. Истец в иске заявил, что Нубии Нуций одолжил у него 400 сестерциев, но он хотел бы предъявить иск на 200 сестерциев. На какую сумму следует сформулировать иск?

3. Совет общины отпустил на волю, то есть обратно в положе­ние вольноотпущенника Сикста, иноземца, отличившегося пример­ным поведением и трудолюбием. Спустя некоторое время Сикст повздорил с одним из членов Совета и предъявил против него иск. Законен ли такой иск?

4. Ответчик не является в суд. Истец пришел к порогу его дома с намерением силой привести его на судебное разбирательство. С этой целью он привел своих знакомых. Правомерно ли его намере­ние и действия? Какое наказание предусматривалось за неявку в суд?

5. Определите части формулы:

а) «Если будет установлено, что Нимерий Нигидий должен Авлу Агерию 100 сестерциев, но ответчик не исполняет обязательства, ссылаясь на то, что самих этих денег он так и не получил, то ты, су­дья, установи, так это или не так, и в зависимости от этого присуди или отклони, ибо несправедливо, чтобы кредитор получал выгоду, связав ответчика формальным обязательством, но ничего не дав».

б) «Поскольку Авл Агерий требует, чтобы Нубии Нуций возмес­тил ему не только стоимость вороного коня, принадлежащего к од­номастной запряжке и искалеченного по вине ответчика, но и все расходы, которые потребуются для приобретения коня той же масти и такого же качества, то ты, судья, рассмотри это дело и оцени сум­му, подлежащую уплате, не исключая, при необходимости, затрат, на которых настаивает истец, ибо они не противоречат справедли­вому «возмещению причиненного ему ущерба»

6. Определите вид эксцепции формулы:

а) «Октавий да будет судьей. Рассмотри иск Авла Агерия к вольноотпущеннику Нимерию Нигидию (о том-то), приняв во внимание возражения ответчика, состоящие в том, что в своих притязаниях Авл Агерий вышел за пределы права, принадлежащего ему как па­трону, а также и то, что обещание вольноотпущенника сделать или дать было для него вынужденным».

б) «Октавий да будет судьей. Авл Агерий требует от Нубия Нуция исполнения по заключенному между ними договору строгого права, на что Нубии Нуций отвечает тем, что как при заключении сделки, так и в самом притязании из сделки Авл Агерий допустил и допускает обман, и если это так, то, хотя сделка и иск из нее допуска­ются и защищаются цивильным правом, предлагаю тебе, судья, уста­новив обман, отклонить иск, как противоречащий справедливости».

в) «Так как Авл Агерий требует, чтобы Нубии Нуций возвратил данные ему взаймы 100 сестерциев, на что Нубии Нуций отвечает тем, что истец за оказанную затем услугу клятвенно обещал отсро­чить исполнение на год, то ты, Октавий, выясни это, и если Авл Агерий обещал, откажи».

г) «Поскольку Авл Агерий утверждает, что он получил спорную вещь вследствие законного дарения, но по случайной причине утра­тил владение ею, не став собственником, что делает для него невоз­можным виндицирование вещи по цивильному праву, то ты, судья, когда сообщенные истцом факты и обстоятельства дела будут дока­заны, примени к данному случаю фикцию, допущенную претором Публицием, и с тех пор называемую Публицивы иском, и да будет считаться, что истец провладел давностный срок, ибо мы полагаем, что было бы несправедливо лишать собственности того, кто по слу­чайной причине лишился ее».

7. Какие виды исков упомянуты в данном фрагменте: «Если зерно, принадлежащее двум лицам, смешано не по их воле, то каж­дому принадлежит... иск на это (смешанное зерно), насколько зерно каждого оказывается имеющимся в общей массе; если же зерно сме­шано не по их воле, то оно считается общим, и имеется иск о...»?

8. Определите вид иска:

а) «Если раб убил с ведома господина, то он возлагает ответст­венность в полном объеме на господина, ибо считается, что убил сам господин; если без ведома господина, то имеется... иск, и госпо­дин не обязан отвечать за злодеяния раба свыше выдачи причинив­шего вред».

б) «Если кто-то причинил вред, будучи побуждаем к этому дру­гим лицом, то Прокул пишет, что не отвечает ни тот, кто побуждал, так как он не убил, ни тот, кого побудил, так как он не причинил вреда противоправно; поэтому должна быть дана... против того, кто побуждал».

в) «Если кто-то, нагруженный сверх меры, сбросил тяжесть и убил раба, то применяется Аквилиев закон: от него самого зависело не возлагать на себя такого груза. Ибо если кто-то свалился и зада­вил чужого раба тяжестью груза, который он нес, то Пегас говорит, что на него возлагается ответственность по Аквилиеву закону, лишь если он нагрузил себя сверх меры или слишком неосторожно пере­ходил скользкое место».

г) «Если свободный человек, который добросовестно служил как раб, дал мне деньги, чтобы я отпустил его на свободу, и я это вы­полнил, то спрашивается, может ли он предъявить ко мне кондикцию после того, как будет доказано, что он был свободным. И Юли­ан в 11-й книге пишет, что отпущенный на свободу может предъя­вить требование о возвращении денег».

 

Тема 3. Лица

Цель занятия: сформировать понимание нормативных категорий, фиксирующих фактические и юридические особенности различных лиц в определении объема их правомочий в сфере частного права.

Методические указания студентам:

Необходимо выделить характер и сущность различий правового положения различных категорий населения римского государства, показать обусловленность этих различий объективными условиями жизни древнеримского общества.

Характеризуя правовое положение рабов, следует акцентировать внимание на способах вовлечения их в гражданский оборот: институты рабского пекулия и рабов-приказчиков. Характеризуя правовое положение либертинов, целесообразно раскрыть характер юридической регламентации их отношений с патроном. Рассматривая конструкцию юридического лица, продуктивно провести сопоставление признаков современного юридического лица с суждениями римских юристов, касающихся основных функций юридического лица: оформления коллективного интереса участников, объединения имущества, ограничение предпринимательского риска и управления общим имуществом. 

 

Вопросы:

1. Основные категории учения о лицах: статус, правоспособность, дееспособность. Их соотношение между собой и практическое значение.

2. Различия в правовом положении римских граждан, латинов и перегринов.

3. Правовое положение рабов, либертинов и колонов.

4. Представления римских юристов о категории «юридическое лицо».

5. Из каких элементов состояла полная правоспособность римских граждан?

6. Назовите основания приобретения римского гражданства в эпо­ху Законов ХII таблиц?

7. Каким образом отражены понятия опеки и попечительства в Законах ХII таблиц?

8. Как регулируются Законами ХII таблиц отношения патрона и вольноотпущенника?

9. Укажите категории лиц, ограниченных в дееспособности по Законам ХII таблиц.

10. В чем выражались особенности правоспособности и дееспособ­ности женщин в Древнем Риме?

11. Назовите источники рабства в раннереспубликанском Риме.

12. Покажите изменения правового статуса рабов в эпоху Римской республики.

13. Каковы условия учреждения коллегий как юридических лиц по Законам ХII таблиц?

14. Чем отличались корпорации и товарищества по римскому праву?

 

Задачи:

1. Имеет ли право лицо, не достигшее 25-летнего возраста, полу­чить свое имущество от попечителей по причине появления у него детей?

2. Лицо, не достигшее 25 лет, допустило продажу себя в рабство и получило часть денег. Может ли этот несовершеннолетний предъявить иск о восстановлении в первоначальное положение?

3. Несовершеннолетний продал рабыню. Покупатель продал ее на волю. Юноша посчитал, что продешевил. Имеет ли он право быть восстановленным в первоначальное положение?

4. Уничтожает ли умаление правоспособности гражданина его публичные права?

5. Каких прав был лишен перегрин:

а) права обладания квиритской собственностью;

б) права наследования имущества;

в) права власти над женой и детьми;

г) права занятия ремесленной и торговой деятельностью;

д) права переселения из колонии в Рим;

е) права требовать рассмотрения его иска в легисакционном процессе.

6. В силу обстоятельств задолжавший некоему лицу господин платит в счет погашения долга пекулий своего раба, но этот пе­кулий не покрывает всего долга. Знакомый господина вносит свое имущество в счет долга. Следует ли сохранить пекулий или необходимо предоставить рабу новый пекулий?

7. Некто взял раба в залог (или упросил дать ему раба во времен­ное пользование). Раб совершил правонарушение. Отвечает ли владелец раба, взявший его временно по ноксальному иску? (ноксальный иск предъявляется на основании ущерба, причи­ненного рабами).

8. Собственнику раба предъявлен ноксальный иск. Имеет ли хозя­ин раба право избежать судоговорения?

9. Беглый раб, скрывавший свое происхождение и проживавший в Риме как полноправный гражданин, был избран и назначен претором. В течение года он исполнял обязанности на этой сво­ей должности, а римские граждане подчинялись его распоряже­ниям. В конце концов обман был обнаружен. Каким образом должен поступить Сенат, чтобы сохранить свое лицо?

10. Считается ли законным товарищество, в котором наряду с пат­рициями и другими римскими гражданами, членом его является перегрин?

11. Кассий считает, что можно вступить в товарищество таким об­разом, что на одного из участников не возлагается никакой час­ти ущерба, а прибыль является общей. Приведите примеры по­добного распределения ответственности и прибыли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: