Основные черты права Древнего Рима

ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Главным органом Римской республики был сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен. В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной, наблюдение за государственным имуществом, бюджет, внешние сношения, военное дело, включая назначение командующих, функции по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов, злонамеренном убийстве. Без предварительного согласия сената Народное собрание не могло рассматривать кандидатуры и избирать магистратов.

Народные собрания считались законодательными органами.

Существовали три вида народных собраний:

1) центуриатные;

2) трибутные;

3) куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивающие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. С расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий – по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Центу—риатные собрания решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско—плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Эти собрания избирали плебейского трибуна. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан.

Куриатные собрания лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием 30 представителей курии – ликторов. Повседневная исполнительно—распорядительная власть находилась в руках магистраторов. Консулы, преторы, цензоры избирались центуриатными собраниями. Все они были в зависимости от сената.

Магистратуры делились на:

1) ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов и др.;

2) экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах, так как тяжелая война, восстания рабов, внутренние беспорядки. Судебные дела в Риме предварительно рассматривал претор и направлял их в суд для разрешения по существу. Армия носила временный характер и созывалась лишь на период военных действий.

РИМ В ПЕРИОД ИМПЕРИИ

Начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Император – принцепс – соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, цензора, трибуна, верховного жреца. Народные собрания приходят к упадку, они теряют судебные полномочия, лишаются своего права избирать магистраторов.

Сенат наполнился провинциальной знатью. Законопроекты исходили от принцепса и обеспечивались его поддержкой. Выборы принцепса были правом сената, но и это стало формальностью.

Ядром всех высших органов власти стал двор принцепса. Армия была наемной и постоянной. Солдаты служили 30 лет, получали жалованье, а по выходе в отставку – земельный участок. В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

1) сословие нобилей, которое сформировалось из патрицианско—плебейской поместной знати. Это сословие занимало главенствующее положение как в обществе, так и в государстве на основе имеющихся у них земельных наделов, рабов и зависимых крестьян;

2) сословие всадников, образовавшееся из торгово—финансовой знати и средних землевладельцев.

Одновременно наблюдается превращение свободного крестьянина в арендатора—издольщика – колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из—за границы.

Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер.

Доминат характеризуется признаками неограниченной монархии. Старые республиканские органы государственной власти исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, которыми руководили сановники.

Среди этих ведомств следует отметить:

1) Государственный совет при императоре;

2) финансовое ведомство;

3) военное ведомство.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Оно получают право на пенсию.

Римская империя была разделена на 4 части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основами налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

В период империи была реорганизована полиция. Принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА

Римское право по классовому содержанию было рабовладельческим. Оно всемерно охраняло политические, имущественные и личные интересы рабовладельцев, их неограниченное господство над рабами. Особенностью этого права является тщательная регламентация института частной собственности.

Существовали следующие этапы развития Римского права:

1) квиритское, или цивильное, право;

2) преторское право;

3) общенародное право;

4) собственно римское право (публичное и частное).

Римское право характеризуется разработкой разного рода правовых институтов, детализацией правил должного поведения, ясностью аргументации, точностью формулировок, высокой юридической техникой. Это относится к праву частной собственности, институту договора, к наследственному праву.

Развитию римского права, тому, что оно получает классическое завершение, способствовали многие обстоятельства. Сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый в периоды поздней республики и принципата. Также на правовую систему Рима оказала влияние и потребность примирения различных правовых систем, которые исторически возникли за счет завоеванных стран. Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития культурных частей империи.

Старое римское право получило название цивильного права, КВИРИТСКОЕ.

Преторское право развивалось параллельно цивильному. Третьим элементом римского права становится с течением времени право народов, которое было свободным от древнеримских традиций, отличалось большей гибкостью. Оно широко черпает из права и торговых обыкновений других стран, находившихся с Римом в торговых отношениях.

С развитием экономических связей, с предоставлением перегринам прав римского гражданства происходит сближение цивильного права и прав народов. Велико было влияние права народов на область оборота недвижимости и договорное право Рима. К праву народов римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение из рабства, подчеркивались связь и различия между цивильным правом как правом данного государства и правом народов как установлениями, общими для всех.

Преторское право заключалось в том, что судья в своей деятельности был ограничен указанием претора, каждый раз судья был обязан следовать полученной инструкции.

Помимо преторских эдиктов, источниками нового римского права сделались распоряжения императоров, постановления сената, консультации юристов.

К частному праву относятся те положения и нормы, которые касаются положения Рима как государства. Храмы, дороги были объектами регулирования публичного права. Отношения, которые связаны с правом собственности, семейные, наследственные и другие считались областью частного права.

ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ

Законы двенадцати таблиц были созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима – Форуме. Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную. Римские юристы под собственностью понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, которые установлены договором или правом.

Со времен Законов XII таблиц римское право подразделяло собственность на два типа:

1) к одному типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первого типа требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципаций;

2) ко другому типу относились все прочие вещи, которые переходили от владельца к владельцу посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором, – так называемой традиции. Действительность договора обусловливалась: согласием сторон и его соответствием закону.

Договоры делились на четыре группы:

1) вербальные договоры;

2) литеральные;

3) реальные;

4) консенсуальные.

Устный договор был древнейшей формой договора, на основе которого заключались различные сделки. Литеральные договоры носили письменный характер. Реальные договоры отличались тем, что права и обязанности в договоре возникали с момента передачи вещи. К ним относились договоры хранения, займа, ссуды. В консенсуальном договоре права, обязанности, ответственность наступают немедленно при заключении договора.

Древнему Риму известны три формы брака:

1) брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа;

2) брак в форме покупки невесты;

3) брак сине Ману – без власти мужа. Наследственное право различало такие очереди, как дети, внуки, братья наследодателя, его дядя и племянники, а далее все кровные родственники. Существовали следующие виды преступлений:

1) государственные преступления;

2) религиозные преступления;

3) воинские преступления;

4) преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности;

5) преступления против личности;

6) преступления против собственности.

Происходит резкое увеличение видов наказаний, включая:

1) каторжные работы на рудниках, отдача в гладиаторы;

2) различные виды ссылок;

3) телесные наказания по некоторым видам предусматривались.

Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистром—претором и судьей – частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: