Раздел 1. Исторические представления древнерусских авторов Киевской Руси XI – начала XII веков

Галина Петровна ПРИСЕНКО

Русская историческая мысль XI – XVII веков.

 

Учебно-методическое пособие

Тула. 2005


Введение

 

Историчность является уникальной особенностью древнерусской литературы ХI - начала XVII веков. Основные ее жанры: летописание, красноречие, жития были связаны с описанием реаль­ных событий истории или событий, в реальности кото­рых авторы не сомневались. Только в XVII веке в отечест­венной литературе появились новые направления, связан­ные с «прекрасным вымыс­лом»: поэзия, драматургия, романы, повести – все то, что мы называем беллетристикой.

В ХI - начале XVII веков древнерусский автор, старательно запечатлевая эпизоды русской истории, мог умело комментировать место своей страны в собы­тиях мирового масштаба. Он был хорошо осведомлен о ходе всеобщей истории.

Вместе с тем все жанры древнерусской литературы, включая и самые «политизи­рованные» - летописи, были обращены к человеку, стре­мились благотворно повлиять на иерархию ценностей в обществе, достаточно ясно указывая, что достойно по­ощрения, что - порицания.

Произведения древнерус­ской литературы ХI - начала XVII веков иллюстрируют пред­ставления их авторов о мировой истории, истории своей страны, месте ее во всемирном процессе, их по­нимание взаимоотношений между властью и обществом на разных этапах государст­венного развития, содержат богатый материал по истории русской ментальности.

Обобщение данной проблематики послужило основанием разработки курса «Русская историческая мысль XI – XVII веков» в рамках национального компонента изучаемых дисциплин на историческом факультете Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. Вместе с тем, концептуально данный курс отражает понимание его предмета и в рамках развития отечественной исторической мысли эпохи традиционализма как части историографии отечественной истории в целом.

Подробное знакомство студентов, с историческими взглядами древнерусских авторов позволит значительно углу­бить их знания по истории русской исторической мысли донаучного периода её развития, а также по исто­рии русской литературы XI— начала XVII веков,  и в целом -   по ис­тории Отечества эпохи традиционализма и её источниковедению, понять фило­софскую основу древнерус­ской исторической, в том числе и политической мысли, понаблюдать историю разви­тия русского национального характера.

Понимание истории исторической мысли как важной составляющей отечественной культуры связано с большим вниманием (особенно в семинарских занятиях) к непосредственному изучению отечественной исторической литературы эпохи традиционализма, начиная с «Повести временных лет» Нестора и «Слова о Законе и Благодати» Илариона (XI – XII века) и заканчивая комплексом исторических сочинений XVII века, посвящённых Смутному времени, а также характеризующих переход к научной проблематике в рамках философии рационализма.

К тому же изучение истории исторической мысли XI – XVII веков и позднее историософии XIX – XX веков (в рамках курса историографии отечественной истории) позволяет проследить развитие традиций русской духовности, которые являются несомненным вкладом России в мировое культурное наследие. Знание проблем национальных традиций исторической мысли необходимо и для освоения современных методик изучения мировой и отечественной истории и для осознанного понимания национальных основ исторических теорий как части отечественной культуры.

Помимо познавательного данная учебная книга имеет воспитательное значение: она может помочь современным молодым людям почувство­вать рамки национальной культурной традиции в об­ласти исторической, в том числе политической мысли; ощутить процесс развития отечественной культуры, а себя - ее наследниками.

Упомянутая проблемати­ка древнерусской литературы ХI - начала XVII веков опреде­лила структуру данной учеб­ной книги: Киевская Русь IX- начала XII веков — мировая история, история Отечества, власть, человек; Московское  царствоХV-ХVI веков - мировая история, история Отечества, власть, человек;   Россия первой половины ХVII века - древнерусская традиция оценки Смутного времени; методические рекомендации студентам по изучению курса.

Для комментирования важнейших произведений древнерусских авторов или исторических фактов, с ними связанных, были использованы в основном произведения классиков отечественной исторической науки: Н.М.Карамзина «История государства Российского», С.М.Соловьёва «История России с древнейших времён», В.О.Ключевского «Курс русской истории», которым в большей степени свойственен показ мотиваций человеческой деятельности, во многом определявших ход исторического развития.

 

Автор благодарит академика РАО С. О. Шмидта за ценные советы в разработке данного курса, связанные с трудами С. Ф. Платонова, М. Н. Тихомирова, Д. С. Лихачева.

Автор благодарит также директора Тульской классической гимназии № 1 Алексея Васильевича По­номарева и декана исторического факультета ТГПУ им.Л.Н. Н. Толстого Валентину Ильиничну Баринову за поддержку и всестороннюю помощь в подготовке первого издания данной учебной книги,проректора ТГПУ им. Л.Н.Толстого Светлану Владимировну Краюшкину за заинтересованную помощь в подготовке её нового издания.




Раздел 1. Исторические представления древнерусских авторов Киевской Руси XI – начала XII веков.

Крупнейший российский историк второй половины XIX - начала XX веков В.О.Ключевский справедливо считал, что древ­нерусские книжники имели твердое и цельное историческое миропонимание. Известный фи­лософ первой половины XX века Г.П.Федотов даже полагал, что главные проблемы отечествен­ной философии второй полови­ны ХIХ - начала XX веков были поставлены еще древнерусскими книжниками в ХI - ХII веках.

Основные идеи древнерус­ской литературы периода Киев­ской Руси связаны с ранней русской государственностью и с ранним русским христианством:

- представления о мировой истории;

- представления о месте Руси в мировой истории;

- концепция русской исто­рии до 20-х годов XII века;

-  представления о власти;

- представления о человеке, об иерархии ценностей в древнерусском обществе.

Основными сочинениями, где эти идеи нашли ясное вы­ражение, являются: Иларион «Слово о Законе и Благодати» (между 1037-1050); «Сказание о святых мучениках Борисе иГлебе», середина XI века, автор неизвестен; Нестор «Чтения о Борисе и Глебе», конец ХI - начало XII веков.; Нестор, Сильвестр «Повесть временных лет» (с 1113 по 1118 годы); Владимир Мономах «Поучение» (1117); Нестор «Житие Феодосия Печерского» (после 1108); Лука Жидята «Поучение к братии» (до 1059); Феодосий Печерский «Слово о терпении и о любви» (до 1074) и «Поуче­ние о терпении и милостыне» (до 1074); «Наставление бо­гатым» (до 1074), автор неиз­вестен; «Слово о чтении книг» (до 1076), автор неизвестен.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: