Галина Петровна ПРИСЕНКО
Русская историческая мысль XI – XVII веков.
Учебно-методическое пособие
Тула. 2005
Введение
Историчность является уникальной особенностью древнерусской литературы ХI - начала XVII веков. Основные ее жанры: летописание, красноречие, жития были связаны с описанием реальных событий истории или событий, в реальности которых авторы не сомневались. Только в XVII веке в отечественной литературе появились новые направления, связанные с «прекрасным вымыслом»: поэзия, драматургия, романы, повести – все то, что мы называем беллетристикой.
В ХI - начале XVII веков древнерусский автор, старательно запечатлевая эпизоды русской истории, мог умело комментировать место своей страны в событиях мирового масштаба. Он был хорошо осведомлен о ходе всеобщей истории.
Вместе с тем все жанры древнерусской литературы, включая и самые «политизированные» - летописи, были обращены к человеку, стремились благотворно повлиять на иерархию ценностей в обществе, достаточно ясно указывая, что достойно поощрения, что - порицания.
|
|
Произведения древнерусской литературы ХI - начала XVII веков иллюстрируют представления их авторов о мировой истории, истории своей страны, месте ее во всемирном процессе, их понимание взаимоотношений между властью и обществом на разных этапах государственного развития, содержат богатый материал по истории русской ментальности.
Обобщение данной проблематики послужило основанием разработки курса «Русская историческая мысль XI – XVII веков» в рамках национального компонента изучаемых дисциплин на историческом факультете Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. Вместе с тем, концептуально данный курс отражает понимание его предмета и в рамках развития отечественной исторической мысли эпохи традиционализма как части историографии отечественной истории в целом.
Подробное знакомство студентов, с историческими взглядами древнерусских авторов позволит значительно углубить их знания по истории русской исторической мысли донаучного периода её развития, а также по истории русской литературы XI— начала XVII веков, и в целом - по истории Отечества эпохи традиционализма и её источниковедению, понять философскую основу древнерусской исторической, в том числе и политической мысли, понаблюдать историю развития русского национального характера.
Понимание истории исторической мысли как важной составляющей отечественной культуры связано с большим вниманием (особенно в семинарских занятиях) к непосредственному изучению отечественной исторической литературы эпохи традиционализма, начиная с «Повести временных лет» Нестора и «Слова о Законе и Благодати» Илариона (XI – XII века) и заканчивая комплексом исторических сочинений XVII века, посвящённых Смутному времени, а также характеризующих переход к научной проблематике в рамках философии рационализма.
|
|
К тому же изучение истории исторической мысли XI – XVII веков и позднее историософии XIX – XX веков (в рамках курса историографии отечественной истории) позволяет проследить развитие традиций русской духовности, которые являются несомненным вкладом России в мировое культурное наследие. Знание проблем национальных традиций исторической мысли необходимо и для освоения современных методик изучения мировой и отечественной истории и для осознанного понимания национальных основ исторических теорий как части отечественной культуры.
Помимо познавательного данная учебная книга имеет воспитательное значение: она может помочь современным молодым людям почувствовать рамки национальной культурной традиции в области исторической, в том числе политической мысли; ощутить процесс развития отечественной культуры, а себя - ее наследниками.
Упомянутая проблематика древнерусской литературы ХI - начала XVII веков определила структуру данной учебной книги: Киевская Русь IX- начала XII веков — мировая история, история Отечества, власть, человек; Московское царствоХV-ХVI веков - мировая история, история Отечества, власть, человек; Россия первой половины ХVII века - древнерусская традиция оценки Смутного времени; методические рекомендации студентам по изучению курса.
Для комментирования важнейших произведений древнерусских авторов или исторических фактов, с ними связанных, были использованы в основном произведения классиков отечественной исторической науки: Н.М.Карамзина «История государства Российского», С.М.Соловьёва «История России с древнейших времён», В.О.Ключевского «Курс русской истории», которым в большей степени свойственен показ мотиваций человеческой деятельности, во многом определявших ход исторического развития.
Автор благодарит академика РАО С. О. Шмидта за ценные советы в разработке данного курса, связанные с трудами С. Ф. Платонова, М. Н. Тихомирова, Д. С. Лихачева.
Автор благодарит также директора Тульской классической гимназии № 1 Алексея Васильевича Пономарева и декана исторического факультета ТГПУ им.Л.Н. Н. Толстого Валентину Ильиничну Баринову за поддержку и всестороннюю помощь в подготовке первого издания данной учебной книги,проректора ТГПУ им. Л.Н.Толстого Светлану Владимировну Краюшкину за заинтересованную помощь в подготовке её нового издания.
Раздел 1. Исторические представления древнерусских авторов Киевской Руси XI – начала XII веков.
Крупнейший российский историк второй половины XIX - начала XX веков В.О.Ключевский справедливо считал, что древнерусские книжники имели твердое и цельное историческое миропонимание. Известный философ первой половины XX века Г.П.Федотов даже полагал, что главные проблемы отечественной философии второй половины ХIХ - начала XX веков были поставлены еще древнерусскими книжниками в ХI - ХII веках.
Основные идеи древнерусской литературы периода Киевской Руси связаны с ранней русской государственностью и с ранним русским христианством:
- представления о мировой истории;
- представления о месте Руси в мировой истории;
- концепция русской истории до 20-х годов XII века;
- представления о власти;
- представления о человеке, об иерархии ценностей в древнерусском обществе.
Основными сочинениями, где эти идеи нашли ясное выражение, являются: Иларион «Слово о Законе и Благодати» (между 1037-1050); «Сказание о святых мучениках Борисе иГлебе», середина XI века, автор неизвестен; Нестор «Чтения о Борисе и Глебе», конец ХI - начало XII веков.; Нестор, Сильвестр «Повесть временных лет» (с 1113 по 1118 годы); Владимир Мономах «Поучение» (1117); Нестор «Житие Феодосия Печерского» (после 1108); Лука Жидята «Поучение к братии» (до 1059); Феодосий Печерский «Слово о терпении и о любви» (до 1074) и «Поучение о терпении и милостыне» (до 1074); «Наставление богатым» (до 1074), автор неизвестен; «Слово о чтении книг» (до 1076), автор неизвестен.
|
|