Иларион «Слово о Законе и Благодати».
Нестор «Повесть временных лет», предисловие; «Чтение о Борисе и Глебе», предисловие.
Иларион и Нестор, показывая разные периоды мировой истории, решали одну задачу -доказывали идею равенства Руси как государства другим христианским государствам и русского народа - другим народам, жившим на земле.
Историко-философская концепция мировой истории Илариона.. История человечества имела два закономерных этапа в своем развитии. В основе первого этапа лежал «Закон». В основе сменившего его второго этапа лежит «Благодать».
Первый этап был временем постепенного перехода человечества от язычества к вере в единого Бога. Этот переход зависел от воли Бога, который не хотел, чтобы человечество погибло во мраке языческого неверия. Устами пророка Моисея он дал «Закон». Но эти правила веры - Ветхий Завет - получил только еврейский народ. Вольно или невольно был возвышен один народ, а другие оказались в приниженном состоянии. Таким образом, первый период человеческой истории, время «Закона», был периодом неравенства народов. Но, несмотря на то, что «Моисеев Закон» разобщил народы, времена Ветхого Завета имели несомненную историческую ценность: с его помощью люди были подготовлены к «Благодати», то есть Новому Завету сына Божия Иисуса Христа.
|
|
Второй этап был временем распространения христианства среди народов. Оно также зависело от воли Бога, который послал к людям своего сына, чтобы дать правила веры всем народам, чтобы обновить все человечество Евангелием и крещением. «Благодать» - Новый Завет - был обращен не к одному избранному народу, а являлся достоянием всего человечества. Поэтому второй этап человеческой истории - этап равенства народов. Народы, принявшие христианство, независимо от времени принятия, равны между собой. Потому что они признают над собой одинаковые абсолютные ценности: Новый Завет. Второй период человеческой истории Иларион считал более совершенным, чем ветхозаветный, именно из-за равноправия всех христианских народов. Новый Завет универсален, является достоянием всего человечества, в том числе и Руси.
Классик отечественной исторической науки С.М.Соловьев в «Истории России с древнейших времен» (вторая половина XIX века.) писал о том, что Иларион сумел понять превосходство нового порядка вещей перед старым и умел показать другим это превосходство: превосходство «новой веры над старой, истины над тенью, сыновства над рабством, общего, всечеловеческого над частным, народным».
В «Повести временных лет» осмыслено и утверждено начало русской истории в контексте единого мирового развития. При помощи библейского текста, повествующего об истории человечества после Всемирного потопа, Нестор доказывал в предисловии к летописи, что русы - исторический народ, равноправный всем другим народам земли. Нестор изложил предание о разделении Ноем после Потопа земли между тремя сыновьями - Симом, Хамом и Иафетом. Восток достался Симу, юг - Хаму, запад - Иафету. После Вавилонского столпотворения Бог разделил единый народ на 70 и 2 «языка» (народа) и рассеял их по земле. Сыновья Сима направились в «восточные страны»; сыновья Хама - в страны «полуденные» (на юг); сыновья Иафета - на запад и в «полуношные страны». Среди этих народов были славяне. Если все народы произошли от трех братьев, то все они равны, все они исторические народы.
|
|
Таким образом, историко-философские концепции мировой истории древнерусские книжники связывали с национально-патриотическими идеями. Эти идеи не являлись плодом литературного вымысла, который не был свойственен древнерусским сочинениям.
Они отражали реальную самооценку Руси, основанную на собственной силе и самоутверждении в европейском мире.
I.II Представления о месте Руси в мировой истории, ее предназначении
Иларион «Слово Законе и Благодати»
Нестор «Чтение о Борисе и Глебе»
В рассуждениях о мировой истории и о месте в ней Руси древнерусские книжники обнаружили четкое самосознание Руси XI—начала XII веков как очень сильного, хотя и молодого, государства, ни в чем не уступавшего даже... блестящей Византийской империи.
Более того, Иларион и Нестор сформулировали идею особой миссии Руси в христианском мире. Русь равна христианским государствам, но как и каждое из них, имеет свое предназначение. Нестор в предисловии к «Чтению о Борисе и Глебе» рассуждал о том, что русский народ оказался последним из великих народов, принявших христианство. Он остался без апостольского прощения. Нестор считал, что это не случайно, что Бог специально хранил Русь «до последнего часа». Его замысел заключался в том, чтобы последний призванный народ стал первым в истории христианского мира.
В «Слове о Законе и Благодати» Иларион напомнил о том, что «новое совершеннее старого» («не наливают новое вино в старые мехи»), поэтому новопринявшие христианство народы могут рассчитывать на более перспективное будущее.
Древнерусские книжники подтверждали правоту своих рассуждений христианским подвигом князей Бориса и Глеба. Бог испытал молодую христианскую Русь династическим кризисом 1015 г. (смерть великого князя Владимира I). Русь достойно ответила на это испытание подвигом христианской покорности, а не языческим сопротивлением.
Появившаяся в киевский период идея особой миссии Руси, а позднее России, в мировой христианской истории стала одним из символов национальной русской культуры. В.О.Ключевский писал: «Замечательно, что в обществе, где 100 лет с чем-нибудь назад народ еще приносил идолам человеческие жертвы, мысль уже училась подниматься до осознания связи мировых явлений».