Представления о мировой истории

Иларион «Слово о Законе и Благодати».

Нестор «Повесть временных лет», предисловие; «Чтение о Борисе и Глебе», предисловие.

 

 

Иларион и Нестор, показы­вая разные периоды мировой истории, решали одну задачу -доказывали идею равенства Руси как государства другим христианским государствам и русского народа - другим наро­дам, жившим на земле.

Историко-философская концепция мировой истории Илариона.. История человечества имела два закономер­ных этапа в своем развитии. В основе первого этапа лежал «Закон». В основе сменившего его второго этапа лежит «Бла­годать».

Первый этап был временем постепенного перехода челове­чества от язычества к вере в единого Бога. Этот переход за­висел от воли Бога, который не хотел, чтобы человечество по­гибло во мраке языческого не­верия. Устами пророка Моисея он дал «Закон». Но эти правила веры - Ветхий Завет - получил только еврейский народ. Вольно или невольно был возвышен один народ, а другие оказались в приниженном состоянии. Та­ким образом, первый период человеческой истории, время «Закона», был периодом нера­венства народов. Но, несмотря на то, что «Моисеев Закон» ра­зобщил народы, времена Ветхо­го Завета имели несомненную историческую ценность: с его помощью люди были подготов­лены к «Благодати», то есть Новому Завету сына Божия Иисуса Христа.

Второй этап был временем распространения христианства среди народов. Оно также зави­село от воли Бога, который по­слал к людям своего сына, что­бы дать правила веры всем на­родам, чтобы обновить все че­ловечество Евангелием и креще­нием. «Благодать» - Новый За­вет - был обращен не к одному избранному народу, а являлся достоянием всего человечества. Поэтому второй этап человече­ской истории - этап равенства народов. Народы, принявшие христианство, независимо от времени принятия, равны меж­ду собой. Потому что они при­знают над собой одинаковые аб­солютные ценности: Новый За­вет. Второй период человече­ской истории Иларион считал более совершенным, чем ветхо­заветный, именно из-за равно­правия всех христианских на­родов. Новый Завет универса­лен, является достоянием всего человечества, в том числе и Ру­си.

Классик отечественной ис­торической науки С.М.Со­ловьев в «Истории России с древнейших времен» (вторая половина XIX века.) писал о том, что Иларион сумел понять пре­восходство нового порядка ве­щей перед старым и умел пока­зать другим это превосходство: превосходство «новой веры над старой, истины над тенью, сыновства над рабством, общего, всечеловеческого над частным, народным».

В «Повести временных лет» осмыслено и утверждено начало русской истории в кон­тексте единого мирового раз­вития. При помощи библейско­го текста, повествующего об ис­тории человечества после Все­мирного потопа, Нестор дока­зывал в предисловии к летопи­си, что русы - исторический народ, равноправный всем дру­гим народам земли. Нестор из­ложил предание о разделении Ноем после Потопа земли между тремя сыновьями - Симом, Ха­мом и Иафетом. Восток достал­ся Симу, юг - Хаму, запад - Иафету. После Вавилонского столпотворения Бог разделил единый народ на 70 и 2 «языка» (народа) и рассеял их по земле. Сыновья Сима направи­лись в «восточные страны»; сы­новья Хама - в страны «полу­денные» (на юг); сыновья Иафета - на запад и в «полу­ношные страны». Среди этих народов были славяне. Если все народы произошли от трех братьев, то все они равны, все они исторические народы.

Таким образом, историко-философские концепции ми­ровой истории древнерусские книжники связывали с нацио­нально-патриотическими идея­ми. Эти идеи не являлись пло­дом литературного вымысла, который не был свойственен древнерусским сочинениям.

Они отражали реальную само­оценку Руси, основанную на собственной силе и самоутвер­ждении в европейском мире.

 

I.II Представления о месте Руси в мировой истории, ее предназначении

Иларион «Слово Законе и Благода­ти»

Нестор «Чтение о Борисе и Глебе»

 

 

В рассуждениях о мировой истории и о месте в ней Руси древнерусские книжники обна­ружили четкое самосознание Руси XI—начала XII веков как очень сильного, хотя и молодо­го, государства, ни в чем не ус­тупавшего даже... блестящей Византийской империи.

Более того, Иларион и Не­стор сформулировали идею особой миссии Руси в христи­анском мире. Русь равна хри­стианским государствам, но как и каждое из них, имеет свое предназначение. Нестор в предисловии к «Чтению о Борисе и Глебе» рассуждал о том, что русский народ оказался последним из великих народов, принявших христианство. Он остался без апостольского прощения. Нестор считал, что это не случайно, что Бог специ­ально хранил Русь «до последнего часа». Его замысел заклю­чался в том, чтобы последний призванный народ стал первым в истории христианского мира.

В «Слове о Законе и Бла­годати» Иларион напомнил о том, что «новое совершеннее старого» («не наливают новое вино в старые мехи»), поэтому новопринявшие христианство народы могут рассчитывать на более перспективное будущее.

Древнерусские книжники подтверждали правоту своих рассуждений христианским подви­гом князей Бориса и Глеба. Бог испытал молодую христианскую Русь династическим кризисом 1015 г. (смерть великого князя Владимира I). Русь достойно ответила на это испытание под­вигом христианской покорно­сти, а не языческим сопротив­лением.

Появившаяся в киевский период идея особой миссии Ру­си, а позднее России, в мировой христианской истории стала од­ним из символов национальной русской культуры. В.О.Ключев­ский писал: «Замечательно, что в обществе, где 100 лет с чем-нибудь назад народ еще прино­сил идолам человеческие жерт­вы, мысль уже училась подни­маться до осознания связи ми­ровых явлений».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: