Печаль глубокую ношу я в сердце своем о вас, дети мои! Никак не измените вы дурных своих привычек, все богомерзкое творите на погибель души своей. Правду отринули, любви не имеете, зависть и лесть процветают в вас, и вознесся разум ваш! Обычай языческий приняли: волхвам веруете, и сжигаете огнем невинных людей. Где же вы найдете в писании, что люди властны над урожаем или неурожаем, что могут послать дождь или тепло? [...] Уже испытав гнев Божий, все же думаете: если кто висельника или утопленника похоронил, надо вырыть, чтобы не пострадали люди. О безумье злое! О маловерие! Полно мы зла преисполнены и в том не раскаиваемся! Потоп был при Ное не из-за удавленника, не из-за утопленника, но из-за людской неправды, как и все прочие кары неисчислимые. Драч-город сорок лет стоял и морем затоплен был, ныне в море лежит. В польских землях от обилия дождя 600 человек утонуло, и других 200 в Перемышле утонули, и голод был 4 года. Там все это было в наше время за грехи наши! О, люди, это ли ваше раскаяние, тем ли вы Бога умилостивите, что утопленника или удавленника выроете? Этим ли Божие наказание хотите смягчить?
Лучше же, братья, отойдем от дурного, оставив все злодеяния, разбой, грабежи, пьянство, прелюбодейство, скупость, лихоимство, обиды, воровство, лжесвидетельства, гнев, ярость, злопамятство, ложь, клевету, ростовщичество. Я, грешный, всегда учу вас, дети мои, велю вам каяться. Вы же не прекращаете злых дел. А если какая кара на вас от Бога придет, то еще более гневим Бога, распространяя приметы: из-за этого засуха, из-за этого дождь, из-за того — хлеб не родится. Распоряжаетесь вы Божиим творением, но почему о безумии своем не скорбите? Даже язычники, закона Божьего не ведая, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют напрасно, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой язычник не продаст своего брата, а если кого постигнет беда, то искупят его и в нужде его помогут ему, и найденное на торгу всем покажут. Мы же считаем себя православными, крещены во имя Божие, и заповеди его слышали, но всегда неправды исполнены: и зависть, и немилосердие. Братьев своих грабим, неверным их продаем; если б могли, доносами, завистью съели бы друг друга, но Бог нас охраняет. Вельможа или простой человек — каждый добычи желает, ищет, как бы обидеть кого. Окаянный, кого поедаешь?! Не такого ли человека, как и ты? Не зверь он и не иноверец! Зачем же плачь и проклятья на себя навлекаешь? Или ты бессмертен? Или же ждешь Божиего суда и воздаяния каждому по заслугам его? Ото сна пробуждаясь, ведь не на молитву ты мысли направляешь, а на то, как бы кого озлобить, ложью пересилить кого! Если не оставите это, то еще горшие беды ожидают вас! Потому, молясь, вам говорю: примем сердечное раскаяние — тогда Бог оставит гнев свой, отвратимся от всех злодеяний - и Господь Бог обратится к нам. Ведь знаю я и вам говорю, что за мои грехи все несчастья творятся. Придите же со мной на покаяние, и умолим Бога, ибо знаю я, что если покаемся, то будем помилованы, если же вы не оставите безумия и неправды, то увидите еще худшее после. Богу нашему слава.
1275 г.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси XI - XVII вв. М.,1987.С. 120-122.
Раздел 2. Исторические представления древнерусских авторов Московского царства
Основные идеи древнерусской литературы конца XV-XVI веков. были связаны с процессом образования единого Российского государства с центром в Москве (Московского царства). Они иллюстрировали второй в отечественной истории виток государственности на русской земле. В новых исторических условиях конца XV-XVI веков. древнерусские книжники демонстрировали:
- представления о мировой истории;
- представления о месте Руси в мировой истории;
- концепцию отечественной истории периода уделов и Московского царства;
- представления о государственной власти;
- представления о человеке, об иерархии ценностей в обществе периода Московского царства.
Данная проблематика сочинений конца XV-XVI веков. Московского периода обнаруживает удивительное сходство с проблематикой сочинений ХI-XII веков. Киевского периода. Это лишний раз доказывает похожесть политических и социокультурных процессов Киевской Руси и Московского царства как государственных образований, разделенных хронологически и частично территориально. Она свидетельствует о сходстве масштабов и глубины национального самосознания в древнерусский и великороссийский периоды отечественной истории.
Основными сочинениями, где указанные идеи нашли яркое выражение, являются: памятники официального московского летописания - московские своды 1471 и 1470 годов; Воскресенская летопись середины XVI века.; Никоновская летопись середины XVI века.; «Царственная книга» Лицевого летописного свода, отредактированная, вероятно, лично Иваном IV в конце 70-ых годов XVI века; •«Сказание о князьях Владимирских» начала XVI века, автор неизвестен, в основе - сочинение начала XVI века тверского инока Спиридона - Саввы; «Книга степенная царского родословия» 1560-1563 годов, авторы-кураторы: духовник Ивана IV митрополит Афанасий и митрополит Макарий; «Послание старца Елеазарова монастыря Филофея Василию III», 1515-1521 гг.; «Послание Филофея царю Ивану Васильевичу», позднее 1547 года; Иосиф Волоцкий «Просветитель», 1494 -1506 годов.; «Слово об осуждении еретиков» с 1505 года до 1515год.; Нил Сорский «Предание ученикам своим», «Устав о жительстве скитском», до 1507года; Ф.В.Курицын «Повесть о Дракуле», до 1504 года; Ф.Карпов «Послание митрополиту Даниилу», начало XVI века; «Валаамская беседа», 1551года.; А.М.Курбский «История о великом князе Московском», 1573 года; переписка А.М.Курбского и Ивана IV, 1564-1579 годы; «Повесть о походе Ивана IV на Новгород в 1570году», автор неизвестен; Максим Грек «Послание Федору Карпову», диалоги: «Беседа души и ума», «Беседа ума и души», первая половина XVI века; «Домострой», начало XVI века, автор неизвестен, первая редакция принадлежала Сильвестру; Ермолай-Еразм «Правительница», середина XVI века.
I.II Представления о мировой истории,