Общее понятие управления.
Виды социального управления.
Понятие и особенности государственного управления.
Общее понятие управления.
Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе организации и осуществления государственного управления.
Поэтому чтобы понять сущность АП необходимо выяснить, что такое управление и какими чертами оно обладает.
Термин происходит от латинского слова adminstratio и имеет много значений. В самом широком смысле он означает руководство кем-либо или чем-либо. Любому процессу управления свойственно следующее (черты выделены кибернетикой – абстрактной науке об управлении):
1. Управление всегда обнаруживается в целостных системах.
2. Система должна быть динамичной.
3. В управлении всегда присутствуют два элемента: субъект и объект. Отношения между ними осуществляются по линии прямой и обратной связи. Информация, идущая от субъекта к объекту – прямая связь, а от объекта к субъекту – обратная.
|
|
В настоящее время общепризнаны следующие виды управляемых систем:
1. Механические – управление машинами, механизмами, технологическими процессами.
2. Биологические – управление процессами в живой природе.
3. Социальные – управление поведением людей и их коллективов.
Административное право изучает часть социального управления.
Виды социального управления
Социальные системы являются наиболее широкой базой процессов управления. Их главной особенностью является то, что и в роли субъекта, и в роли объекта управления здесь выступают люди. Поскольку социальное управление чрезвычайно разнообразно, оно делится на ряд видов. Главным критерием, по которому производится такое деление, является субъект управления. Выделяют следующие виды:
· Государственное – осуществляется специальными государственными органами и их должностными лицами.
· Общественное – осуществляется общественными организациями, политическими партиями, трудовыми коллективами.
· Семейное.
АП изучает только государственное социальное управление.
Понятие и особенности государственного управления.
Государственное управление – особый вид социального управления. Оно имеет свои, только ему присущие особенности:
1. В процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства.
2. Функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством.
3. Сущностью госуправления является исполнение законов.
АП – право исполнительной власти.
Необходимо проводить различие между терминами «госуправление» и «управление государством». Управление государством осуществляют практически все госорганы. Когда говорят о госуправлении, то имеют в виду деятельность только исполнительной власти.
|
|
Тема 2. АП как отрасль права
Понятие и предмет АП.
Методы АП.
Разграничение АП от иных отраслей права.
Источники АП.
Понятие и предмет АП.
Отрасли права отличаются друг от друга по предмету правового регулирования. Предмет отрасли права – круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью.
АП регулирует общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере госуправления, т.е. это отношения, которые связаны с организацией и функционированием исполнительной власти на всех её уровнях.
Для того, чтобы определить будет ли конкретное общественное отношение регулироваться АП или нет, оно должно удовлетворять двум условиям:
· Одной из сторон такого отношения обязательно должен быть орган исполнительной власти или его представитель.
· Отношение должно быть связано с деятельностью исполнительной властью.
Методы АП.
Методы административно-правового регулирования – совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия на управленческие отношения. В АП используются 4 основных метода.
1. Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершить определённые действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
2. Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать определённые действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
3. Дозволение – юридическое разрешение совершать определённые действия или воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.
4. Рекомендация – совет или пожелание юридического характера о том, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Разграничение АП от иных отраслей права.
АП охватывает своим воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений и не имеет строгих границ.
Наиболее тесно АП взаимодействует с КП. КП закрепляет основы организации исполнительной власти, основные права и свободы граждан. АП берёт исходные начала в нормах КП, детализирует и конкретизирует их.
Нередко наблюдается тесная связь между АП и ГП. Это происходит тогда, когда необходимо урегулировать отношения имущественного характера. Здесь разграничение проводится в зависимости от метода правового регулирования, а именно: если отношения регулируются на основании договора – ГП, а если на основании предписания – АП.
При проведении грани между АП и ТП главное отличие состоит в характере отношений, подлежащих регулированию. ТП регулирует всё то, что связанно с работой гражданина (время труда, отдыха, продолжительность отпуска), но само оформление на работу, полномочия администрации регулируются АП, т.к. представляют собой проявления управленческих функций. Кроме того, АП регулирует все отношения, связанные с госслужбой.
Источники АП.
Юридические нормы нуждаются в своём внешнем выражении. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли ознакомиться те, кому они адресованы. Для этого правовые нормы оформляются в виде статей, пунктов, параграфов и в таком виде включается в акты госорганов. Любой акт, который содержит хотя бы одну А-П норму, уже является источником АП.
К источникам можно отнести:
· Конституцию
· Кодексы
· Законы
· Акты президента
· Решения местных представительных органов
· Акты управления (правительства, министерств, госкомитетов)
· Международные акты…
В Беларуси все источники – писаные акты, в ряде зарубежных стран + судебные прецеденты, правовые доктрины (мнения ученых по тому или иному вопросы).
|
|
Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения
Понятие и виды А-П норм.