Психологическая подготовленность – это педагогический процесс, исправленный на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-теоретических сборах, соревнованиях.
С педагогических позиций надо иметь как минимум следующие факторы и отдельные средства, методы и условия, позволяющие в комплексе целесообразно воздействовать на психологическое состояние спортсмена.
1. Общие факторы воспитания и самовоспитания спортсмена. Вкомплексе их особенно существенное влияние как на всю динамику развития, так и на конкретные психологические состояния спортсмена оказывают:
- воздействие тренера и его постоянные духовные контакты со спортсменом. Один из основных общих способов управления предстартовым состоянием состоит в формировании четкой установки на предстоящее состязание;
- систематическое воспитание и самовоспитание волевых качеств.
2. Специальная ориентация средств, методов и форм построения спортивной тренировки в аспекте психической подготовки.
|
|
Системное регулирование психического состояния спортсмена с помощью факторов тренировки обеспечивается, однако, не столько отдельными упражнениями, сколько общей структурой тренировочною процесса – оптимальным чередованием нагрузки и отдыха, ритмичной сменой направленности занятий в рамках малых, средних и больших циклов тренировки, рациональной динамикой нагрузки.
3. Адаптация к условиям соревнований и регулирование психической напряженности соревновательных нагрузок к общим условиям оптиматизации предстартовых состояний и воспитания психической устойчивости спортсмена относится также рационально организованная соревновательная практика.
4. Специальные методы психической регуляции и саморегуляции.
Они представлены «психической тренировкой» (включая «аутогенную тренировку»), идеомоторными упражнениями и подобными методами и приемами.
5. Условия естественной среды, гигиенические и другие средовые факторы, содействующие оптимизации психического состояния. Речь здесь идет не только о вполне очевидной необходимости постоянно соблюдать общие требования гигиены, касающиеся внешних условий спортивных занятий. Существенное значение в оперативной регуляции психических состояний спортсмена имеет также направленное использование ряда средовых факторов. Практикуется, в частности, чередование занятий в эмоционально комфортных и иных условиях природной среды и спортивных сооружений, искусственная аэроионизация, гидропроцедуры, сауна, цветовая гамма и освещение мест занятий, умело подобранное музыкальное сопровождение и др.
|
|
Управление, в первую очередь, осуществляет руководитель организации. Руководитель – это лицо, постоянно общающееся с людьми разного должностного уровня в своем коллективе и за его пределами. Он является важным связующим звеном коллектива с внешним миром.
Руководитель учреждения обеспечивает не только ход образовательного, воспитательного, тренировочного процесса на основе нормативных документов и требований, но и выполняет определенную социальную роль. В связи с этим целесообразно выделить особенности личности руководителя.
Каждый человек обладает своеобразным, присущим только ему набором черт личности. В различных сочетаниях эти черты влияют на тип и стиль управления. Черты личности руководителя, необходимые для выполнения основных функций, разделяют на три группы [4, с. 241]:
1. Психологические – связанные сособенностями психических процессов (память, умение сосредоточиться, переключаться с одной задачи на другую, эмоциональностьи т. д.).
2. Социально-психологические – качества, формируемые и развиваемые в процессе воспитания и социальной деятельности (сила воли, решительность, целеустремленность, коммуникативность).
3. Административные – черты, определяющие способность руководителя взаимодействовать с подчиненными и принимать управленческие решения (компетентность, тактичность, внимательность и т. д.).
Соотношение этих черт весьма спорно. Тем не менее, не следует считать, что руководителем может быть только человек, обладающий исключительными качествами и чертами личности.
Большую роль в создании спаянного, работоспособного коллектива, благоприятного психологического климата в нем, в повышении эффективности управления играет стиль управления руководителя организации, т. е. устойчивая система средств, методов и приемов общения руководителя с членами коллектива, направленная на выполнение поставленных задач.
Отечественные психологи выделяют три основных стиля управления.
Авторитарный стиль. Руководитель сам определяет направление деятельности коллектива и издает приказы, не обсуждая их и не считаясь с мнением сотрудников. Это создает напряженную атмосферу, препятствует проявлению творчества, инициативы.
Либеральный стиль характерен для руководителей, которые не вмешиваются в работу своих сотрудников. Они предоставляют последним право выполнять свои обязанности так, как те считают нужным. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач исполнителями и пускают работу на самотек.
Демократический стиль – всем членам коллектива предоставляется возможность проявить творческую активность [4, с. 243].
Разновидностью демократического стиля является деловой стиль. Он отвечает природе общественных отношений и характеризуется ориентацией руководителя на основную, конечную цель деятельности коллектива, с учетом всех моментов, которые влияют на ее достижение. Интересы дела для такого руководителя важнее всего. Он стремится выбрать кратчайший путь к достижению цели и выполнить работу наилучшим способом, проявляя самостоятельность мышления, новаторский подход к делу. Его отличает оперативность, способность к гибкой распорядительной деятельности, вплоть до отмены принятых решений. Такой руководитель ориентируется на широкий кругозор и всестороннюю компетентность подчиненных.
В практике встречаются, как правило, комбинированные стили управления.
Контрольные вопросы и задания:
1. Характеристика средств и методов тактической подготовки.
2. Этапы обучения и совершенствования тактики.
3. Задачи, средства и методы психической подготовки.
4. Воспитание волевых качеств
Лекция № 9