(к семинарским занятиям)
Занятие 1: Стиль научного мышления и его исторические трансформации.
¾ Понятие стиля научного мышления.
¾ Историческая трансформация стиля научного мышления: тенденции и этапы.
¾ Специфика современного стиля научного мышления.
¾ Современное научное мышление и постнеклассический тип научной рациональности.
Занятие 2: Феномен нелинейности и формирование теории нелинейных динамик в современной науке.
¾ Понятие линейных и нелинейных процессов. Феномен бифуркационного ветвления векторов эволюции.
¾ Феномен самоорганизации и специфика самоорганизующихся сред: естественнонаучный вектор изучения нелинейности.
¾ Идея нелинейности в гуманитарном познании: гуманитарные модели самоорганизации.
¾ Специфика нелинейного моделирования.
Занятие 3: Идиографический метод и специфика методологии идиографизма.
¾ Номотетикам и идиографика: конституирующая роль принципа идиографизма в формировании методологии гуманитарного познания.
|
|
¾ Принцип идиографизма в истории методологии гуманитарных наук.
¾ «Генерализирующий» и «индивидуализирующий» методы формирования научных понятий.
¾ Идиографика и проблема интерпретации гуманитарного знания.
Занятие 4: Трансформация статуса идиографизма в методологии современной науки
¾ Идеи сингулярности в современной гуманитаристике: презумпция уникальной неповторимости события.
¾ Презумпция нарративности знания и установка на преодоление универсализма.
¾ Парадигма антиуниверсализма в современной философии и науке: тенденции реализации.
¾ Современные методологические программы индивидуации.
Занятие 5: Критика логоцентризма в современной науке
¾ Классическая концепция детерминизма и ее роль в развитии естествознания и гуманитаристики.
¾ Парадигма гилеморфизма и идея «внешней причины» в европейской культуре.
¾ Феномен случайности и его осмысление в истории гуманитаристики.
¾ Эволюция осмысления случайности в европейской культуре. Неклассическая критика детерминизма лапласовского типа.
Занятие 6: Формирование нового типа детерминизма в современной науке
¾ Трансформация принципа детерминизма в постнеклассической науке. Синергетика о детерминационных зависимостях в неравновесных средах.
¾ Модель нелинейных зависимостей и отказ от принципа внешней каузальности.
¾ Фундаментальная роль случайности в формировании векторов эволюции.
¾ Феномен неодетерминизма. Неодетерминизм в современном гуманитарном познании.
|
|
Занятие 7: Феномен «переоткрытия времени» в современном научном познании.
¾ Трактовка темпоральности современным естествознанием. История мироздания как «истории времени».
¾ Анализ необратимых процессов в современной синергетике. Необратимость как механизм формирования «порядка из хаоса».
¾ Бытие и становление: «мир траекторий» и «мир процессов».
¾ Содержательная значимость фактора времени для процессов самоорганизации.
Занятие 8: Социо-гуманитарное познание и презумпция темпоральности.
¾ Феномен социального времени: гуманитарное познание как темпорально артикулированное.
¾ Парадигма историзма в гуманитарных науках.
¾ Презумпция необратимости времени в гуманитаристике.
¾ Время как отношение: фактор времени в неклассических аналитиках субъективности.
¾ Идея нелинейного прочтения социального времени в современной гуманитаристике.
Занятие 9: Субъект-объектная оппозиция в современной культуре: тенденции переосмысления.
¾ «Кризис онтологии» ХХ века и экзистенциализация онтологической проблематики.
¾ Идея «смерти субъекта» и дегуманизация человека постиндустриальной цивилизации.
¾ Постмодернистская критика идеи бинаризма. Распад субъект-объектной оппозиции.
¾ Преодоление «постметафизического мышления» и программа «новой онтологии» в современной культуре. Концепт «украденного объекта»
¾ Программа «воскрешения субъекта» и традиция неоклассицизма в современной культуре.
Занятие 10: Проблемы и перспективы междисциплинарного диалога в современной методологии
¾ Интегративные тенденции в современном естествознании. Проблема единства естественнонаучной картины мира.
¾ Программная установка на единство социального знания в современной гуманитаристике.
¾ Проблема междисцилинарного взаимодействия в современной науке. Феномен рубежных дисциплин.
¾ Принцип единства мира в современной науке: онтологические и мировоззренческие аспекты.
¾ Идеи «нового альянса» и «нового синтеза» в современной науке. Тенденции взаимодействия и взаимопроникновения естественных и гуманитарных дисциплин в современной науке.
КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Контролируемая самостоятельная работа студентов в рамках данного курса включает в себя два задания:
1) подготовка теоретического реферата по предложенной проблематике;
2) выполнение прикладного задания по практическому нелинейному моделированию социокультурных процессов.
(см. подробнее Пояснительную записку)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
(для контролируемой самостоятельной работы)
Выполнение прикладной аппликации нелинейной методологии моделирования на социальные процессы в одной из следующих предметных областей (эмпирический массив – по выбору студента):
¾ Моделирование истории как пост-истории.
¾ Моделирование истории как пост-современности.
¾ Моделирование истории как нарративной.
¾ Моделирование историографии как нарратология.
¾ Моделирование социально-исторического процесса как бифуркационного.
¾ Моделирование социально-психологического процесса как бифуркационного.
¾ Моделирование этической проблематики в контексте новой трактовки темпоральности.
¾ Моделирование художественного процесса в контексте новой трактовки темпоральности.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
(для самостоятельной контролируемой работы)
1. Феномены линейного и нелинейного детерминизма в истории науки.
2. Постановка проблемы сущности гуманитарного познания в европейской философии. В.Дильтей о специфике «наук о природе» и «наук о духе».
|
|
3. Дифференциация номотетического и идиографического подходов к объекту в методологии В.Виндельбанда.
4. Г.Риккерт о «генерализирующем» и «индивидуализирующем» методах формирования научных понятий.
5. Принцип идиографизма и специфика гуманитарных наук.
6. Нарративное знание и идея «заката метанарраций»: постмодернистская программа преодоления универсализма.
7. Анализ процессов самоорганизации в постмодернистских аналитиках.
8. Понятие идиографического метода и специфика методологии идиографизма.
9. Классическая концепция детерминизма и ее роль в развитии естествознания и гуманитаристики.
10. Парадигма гилеморфизма и идея «внешней причины» в европейской культуре.
11. Феномен случайности и его осмысление в истории гуманитаристики.
12. Трансформация принципа детерминизма в постнеклассической науке. Модель нелинейной эволюции Н.Н.Моисеева.
13. Новый образ детерминизма в современной науке.
14. Неодетерминизм в современном гуманитарном познании.
15. Проблема анализа неравновесных культурных сред.
16. Метод нелинейного моделирования в гуманитарном познании.
17. Социо-гуманитарное познание и презумпция темпоральности.
18. Феномен социального времени.
19. Идея нелинейного прочтения социального времени в современной гуманитаристике.
20. Проблема «памяти знака» (Р.Барт) в концепции интертекстуальности.
21. Принцип необратимости в постмодернистской текстологии.
22. Идея необратимости исторического времени: от Ф.Фукуямы – до С.Хантингтона.
23. Отказ от линейного прочтения исторического времени в современной культуре.
24. Переосмысление феномен традиции в современной философии.
25. Концепция исторического времени Ж.Делеза и Ф.Гваттари.
26. Феномен пост-истории: концепция пост-современности в современном историческом познании.
27. Методология нарративной истории.
28. Переосмысление этической проблематики в контексте новой трактовки темпоральности.
29. Феномен времени в современном искусствоведении.
30. Проблема междисцилинарного взаимодействия в современной науке. Тенденции взаимодействия и взаимопроникновения естественных и гуманитарных дисциплин.
|
|