Постклассический период

Начинают преобладать нормы общего характера. С периода правления Константина императорские конституции содержат нормы общего характера. Период характеризуется упадком и упрощением права.

Обычай сохраняет своё значение.

Юриспруденция.

Произведения старых, классических юристов пользуются авторитетом, но в целом юриспруденция в упадке. Использовать классическое наследие становится непросто: судьи не обладают возможностью использовать ориентиры.

Специальные конституции перестают быть источниками права и становятся правоприменительными актами.

Происходит важное изменение. Уже в классический период начался процесс слияния цивильного и преторского права, но в постклассические период этот процесс завершился. Исчезает дуализм правопорядков, он становится един. Из параллельно существовавших институтов права "выжили" только подходящие.В этот период отмирает прежний формализм.

Кодификация.

В постклассическом периоде накапливается много материала, требовавшего упорядочения в определённую систему. Принимается два кодекса-сборника:

- Кодекс Грегориана - собрание императорских конституций от Андрианов до Деоклитиана.

- Кодекс Гермогениана - дополнение предыдущего кодекса, состоявшее из конституций Деоклитиана.

 

Римское право

Ноября

(продолжение прошлой лекции – Источники права постклассического периода)

Следующая важная кодификация - кодификация Феодосия Второго. Собранные в этом кодексе Конституции подверглись обработке, поскольку поздние конституции представляли сложность из-за многословия. В кодекс вошли конституции, которые не охватывались прошлыми двумя кодексами (от Константина до Феодосия Второго).

Два прошлых кодекса не были официальными - являлись частными собраниями. Феодосий своими постановлениями придал этим двум предшествующим кодексам силу закона, они регулировали в основном публичные отношения.

Следующая кодификация - кодификация Юстиниана corpus iuris civilis, состоявшая из нескольких частей:

1. Институции

Юстиниан издаёт свой учебник в 533 году. Комиссию по подготовке учебника возглавлял Трибуниан, вместе с ним работали Теофил и Доротей. Состоят из 4 книг.

2. Дигесты digesta/ пандекты pandectae

Дигесты - сборник фрагментов произведений юристов. Дигесты Юстиниана характеризуются как компиляция. Состоят из 50 книг.

Комиссия состояла из 16 человек и возглавлялась Трибунианом. В задачу комиссии входило не только извлечь фрагменты и собрать их воедино, но и приспособить извлечённые нормы к современным условиям, сделать их применимыми. Такие изменения носят название интерполяции.

Существовало даже явление охоты за интерполяциями, когда существовало стремление отделить изменения от классического римского права. Однако этот процесс имел и негативные последствия - часто на интерполяции стали списывать любые конфликты права, забывая о ius controversum.

Работа по составлению дигест заняла три года. Были опубликованы в 533 году. Все фрагменты, не вошедшие в дигесты, потеряли юридическую силу. Дигесты имели нормативный характер и имели юридическую силу.

3. Юстиниановский кодекс codex Iustinianus

Это собрание императорских конституций от периода принципата до правления самого Юстиниана включительно. Самая ранняя публикация - 529 год. До нашего времени дошло второе издание (534 год).

4. Новеллы - новые конституции - novellae constitutiones

Содержат конституции на греческом языке.

 

ЛИЦА

· Лицо - это субъект права, тот, за которым признаётся правоспособность.

· Субъективное право - мера возможного поведения лица.

Слово человек не рассматривается как юридический термин. Не всякое лицо - это человек, то есть существуют лица, не являющиеся людьми, и в то же время не каждый человек - лицо.

Вторая часть суждения несправедлива для современных условий. Для истории права это суждение, тем не менее, верно, например, в отношении римского права. Например, рабы - люди, но не лица.

Другая категория - дееспособность (возможность приобретать и осуществлять права своими действиями). Дееспособность имеет не каждый человек: дееспособными признаются лица, способные понимать значение совершаемых ими действий и руководить ими.

Правоспособность свободного лица возникает в момент рождения, но по римскому праву могла быть приобретена позднее (когда раб обретал свободу). Она прекращается со смертью или, по римскому праву, при жизни в случае утраты свободы.

В римском праве свобода имеет градации и характеризуется следующими критериями:

- состояние свободы или несвободы status libertatis

- Статус гражданства status civitatis: все делились на cives, latini, peregrini

- Семейное положение status familiae

 

Status libertatis: свободные и рабы.

Чтобы быть правоспособным, нужно обладать этим статусом. Свободным можно родиться или стать. Свободен тот, кто рождён от свободной матери. Свободен и тот, кто приобрёл этот статус в течение жизни.

· Capitis deminutio - уменьшение правоспособности, делившееся на maxima (обращение в рабство), media, minima.

Главное основание рабства - военный плен. На раба распространяется право собственности. На протяжении истории всего римского права действовало право, что раб может своими действиями приобретать для своего господина выгоды.

 

Cives

Гражданами становятся по тем же основаниям, что и свободными. Если раб приобретал свободу, то приобретал гражданство и составлял часть вольноотпущенников.

Граждане:

- по рождению

- по монумиссии

- предоставлению гражданства государством

 

Утрата гражданства:

- утрата свободы

- Другие основания

 

 

Latina

Правовое положение, близкое положению римлян. Граждане латинских городов государств, находившихся в союзнических отношениях с Римом.

Peregrini

Проживали в провинциях и считались иностранцами, хотя в политическом отношении принадлежали Риму. За ними в определённых границах признавалась правоспособность.

 

Постепенно различия сглаживаются.

 

Римское право

Ноября

(продолжение Лица)

Вольноотпущенники

Между тем, кто отпустил, и вольноотпущенниками устанавливались отношения патроната - взаимные и односторонние обязанности.

· Capitis deminutio media - Умаление правоспособности вследствие определённых оснований, например, высылки.

Status familiae

Все лица делятся на personae sui iuri s (лица своего права) и personae aliem iuris (лица чужого права).

К лицам своего права относится домовладыка - pater familias. Только он обладал полной правоспособностью и имел имущество, а также обладал особой отцовской властью patria potestas, которой подвластны дети - filii familias.

Две формы брака:

- Cum manu (с рукой): жена в полной власти мужа/домовладыки; но постепенно эта форма брака изживает себя

- Sine manu (без руки): жена не попадала под власть мужа - она сохраняла свой семейный статус, который имела до вступления в брак

Кроме того, женщина, вышедшая из-под отцовской власти, была personae sui iuris, но не обладала семейной властью.

Содержание patria potestas:

- Изначально это ничем не ограниченная возможность домовладыки распоряжаться подвластными вплоть до лишения жизни или продажи в рабство

- Для защиты своей власти домовладыка мог использовать иски (виндикационные)

- Постепенно бесправное положение других членов семьи смягчается сначала обычаями, а затем законодательно

- Эта власть возникает вследствие рождения подвластного, брака, усыновления

- Власть постоянна и прекращается со смертью главы семьи или умаления его правоспособности в максимальной или средней степени

· Capitis deminutio minima. Изменение власти домовладыки - домовладыка усыновлён другим домовладыкой.

- Власть может прекратиться вследствие акта освобождения из-под отцовской власти - emancipatio

- В случае освобождения от домовладыки его дети становятся домовладыками

 

 

Лица под властью одного домовладыки состоят в agnatio - агнатское родство.

Изначально это единственная юридически значимая форма родства, по которой шло наследство, опекунство.

С достижением сыном определённого возраста и его вступлением в брак отцовская власть не прекращается.

Положение подвластного сына:

- В области публичного права он полностью дееспособен и правоспособен

- Не может иметь собственное имущество

- Может создавать долг, однако взыскать долг невозможно, поскольку не имеет собственности

- Может быть опекуном, наследником, ответчиком

Впоследствии появится исключение в виде признания большей имущественной самостоятельности за подвластным: например, peculium - имущество для собственного дела, предоставляемое домовладыкой. С юридической точки зрения это имущество принадлежит домовладыке, но фактически подвластный имеет очень широкие возможности распоряжения.

· С этой точки зрения положение подвластного сына и раба было схожим.

Peculium castrense - имущество для подготовки к военному походу и приобретения подвластного сына во время военного похода. Распорядительная возможность в отношении этого имущества была куда больше. Можно было по поводу этого имущества вступать с различными лицами, включая домовладыку. Это имущество могло войти и в завещание подвластного сына. Однако без завещания имущество поступало домовладыке, но не как наследство, а как любой другой peculium.

Впоследствии такое имущество можно будет получить и по государственной, и по церковной службе. К Юстиниану принадлежность такого имущества сыну закрепляется юридически.

Дееспособность подвластного сына:

- брак с согласия главы семейства

- Действия только для выгоды отца семейства

· От агнатского родства отличается когнатское родство - cognatio - кровное родство. По агнатскому - мать и дети не являются родственниками, а по когнатскому являются. Во времена Юстиниана агнатское родство упраздняется, и вся система наследования строится на основе когнатского родства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: