Метаиндивидная репрезентация личности в теории А.В. Петровского и В.А. Петровского

Артур Владимирович Петровский
сформулировал оригинальную концепцию, описывающую динамику развития социальных групп — теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений
Выделяет три формы метаиндивидуальной репрезентации личности:
1) авторитет человека, который оказывается в признании окружением за «значимым другим» права принимать ответственные решение в существенных для них обстоятельствах
2) эмоциональный статус другого субъекта, его способность притягивать или отталкивать людей, быть избранным или отторгнутым, вызывать симпатию или антипатию, то есть идет речь об аттракции
3) институализация роли, в которой доминируют властные полномочия: статус власти.
Вадим Артурович Петровский
Определял в качестве высшего уровня существования личности те изменения, которые субъект произвел в окружающем пространстве, получив при этом обратную связь на бытийном уровне, то есть происходящие изменения личности в целостном единстве со своим окружением.
Метаиндивидуальная репрезентация личности открыта и отображена им в концепции персонализации, которая описывает опосредствованный процесс, в результате которого субъект получает индивидуальные представления о жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Т.е. существование личности за счет «идеальной» ее представленности в сознании других людей, что обусловливает специфику их эмоциональной и когнитивной сфер и поведенческой активности.
Потребность в персонализации выступает как глубинная и не всегда осознанная основа общения между людьми (альтруизма, стремление к самоопределению).










Потребность быть личностью в теории В.А. Петровского

Концепция персонализации В. А. Петровского:
индивид, как, прежде всего, субъект межличностных отношений представляет собой своеобразное единство трех ипостасей существования собственно личности и личностности:
1) как относительно устойчивой совокупности интраиндивидных качеств (симптомокомплексы психических свойств, образующие ее индивидуальность, мотивы, направленности личности, структура характера личности, особенности темперамента, способности);
2) как включенности индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе могут трактоваться как носители личности их участников;
3) как «идеальной» представленности индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их актуального взаимодействия, как результата активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей.
Человек испытывает закономерную, социально детерминированную потребность «быть личностью», то есть быть в максимально возможной степени «идеально» представленным в сознании других людей, прежде всего и более всего, теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе.
Потребность «быть личностью» может быть удовлетворена лишь при наличии соответствующей способности. Разрыв, «вилка» между этими потребностью и способностью может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста, нарушить общую поступательную направленность движения к подлинной зрелости.
Человек именно через деятельность, а еще точнее, через деяния транслирует свою личностность другим, иногда неосознанно удовлетворяя свою социогенную потребность «быть личностью», потребность в персонализации.
В различных сообществах эта потребность удовлетворяется, как правило, в разной степени. Так, многократно и при этом однозначно в целом ряде экспериментальных работ было показано, что в группах высокого уровня социально-психологического развития возможна персонализация практически всех ее членов, своего рода «стопроцентная взаимосоциализация», а, например, в корпоративных группировках персонализация властной «элиты» чаще всего базируется на откровенной деперсонализации остальной части сообщества.
В концепции В. А. Петровского персонализация рассматривается не только как индивидуальная, но и как общественная потребность. По словам В. А. Петровского, «потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела. Общественная необходимость персонализации очевидна».
«Потребность “быть личностью”, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое “Я” в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в персонализации»
Определяющей границей способности индивида к персонализации есть возможность производить деяние, то есть общественного бытия значимые изменения, за которые он несет ответственность перед обществом (перестройка мотивационно-смысловых образований, личностных смыслов других людей…).













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: