Проективные методы исследования личности

основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности.Специфические особенности проективных методик: относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов; неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния; глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон. По признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании. Эффективны для установления контакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми. Они вызывают интерес со стороны испытуемого, который вовлекается в их выполнение.Возникая в клинических условиях, проективные методы были и остаются в основном инструментом психолога-клинициста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоаналитических концепций и перцептивных теорий личности.В числе их недостатков обычно видят:отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту»;в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлетворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности;попытки их валидизации страдают методическими недостатками либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки. Как указывает А. Анастази, число работ, потерпевших неудачу в доказательстве какой-либо валидности таких проективных методик, как «Нарисуй человека» и «Чернильные пятна» Роршаха, поистине впечатляет.

Экспериментальные методы исследования личности

Методология экспериментальных исследований личности

Вся методология экспериментальных исследований личности основывается на трех основных способах сбора информации о личности:

L-данные

Регистрация реального поведения человека в повседневной жизни.
Получение L-данных строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков или достижений личности. Объект наблюдения может принимать как пассивное, так и активное участие в сборе таких данных о себе.

Часто L-данные используются в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных с помощью другого метода.

Общие недостатки методов получения L-данных:

§ часто получение достоверных L-данных биографического характера сопряжено с рядом организационных трудностей,

§ для регистрации доступны лишь полностью объективные характеристики (трудовые и образовательные успехи, семейное положение, состояние здоровья и т.п.),

§ часто объективные характеристики являются следствием совокупности разных обстоятельств, максимальная объективность поэтому часто соседствует с низкой информативностью (если ребенок, например, стал хуже учиться в школе, то сам по себе этот факт больше ни о чем не говорит),

Для повышения информативности собирается максимум L-данных, в индивидуальных консультациях эти данные анализируются, комбинируются между собой, выстраиваются причинно-следственные связи; на этом этапе поэтому большое значение имеет опыт психолога, его способность разбираться объективно в проблемной ситуации.

Q-данные

получаются в результате использования опросников и других методик, построенных на основе самоотчетов.

Главное достоинство методик, построенных на сборе Q-данных - максимум по соотношению польза/затраты: валидный, грамотный опросник может дать психологу столько информации, сколько он не смог бы собрать за месяц непрерывного наблюдения за испытуемым.

Недостатки:

§ он построен на идее самоотчетов, и в силу желания испытуемого исказить результаты или просто понравиться могут быть получены недостоверные сведения,

§ одни и те же вопросы испытуемыми с разным интеллектуальным и культурным уровнем могут быть поняты по-разному

§ волей-неволей свои ответы испытуемый сопоставляет с эталонным поведением (нормальным), однако одни испытуемые под нормальным поведением подразумевают общепринятое, другие испытуемые под нормальным поведением понимают такое, которое удовлетворяет морально-этическим ценностям

§ апробированная и адаптированная на одном контингенте методика, может плохо работать на другом (хотя и близком контингенте).

T-данные

Экспериментальные (сюда относят и тестовые) данные более объективны по сравнению с Q-данными, хотя не всегда. Многие методики по сбору T-данные имеют те же недостатки, которыми обладают и методики предыдущего типа. Экспериментальные методики значительно более затратны, и далеко не все личностные особенности можно выявить в объективных экспериментах. Для сбора разных T-данных используются совершенно разные идеи, часто весьма креативные.

Это данные, полученные путем различных объективных тестов
– контролируемый эксперимент, их результат получен в результате объективного измерения без обращения к самооценке и эксперту
–     тесты способности
–     тесты умения и навыков
–     тесты восприятия
–     некоторые опросники
–     тесты мнений
–     эстетические тесты на худ. муз. Предпочтение
–     проективные тесты
–     ситуационные тесты
–     игры и игровые ситуации
–     физиологические тесты (КГР, ЭКГ, ЭЭГ)
–     физические тесты
–     наблюдаемое поведение

Объективные тесты представляют собой истинно экспериментальный подход освобожденный от субъективных оценок.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: