Размеры фракций грунтов

Основные измерители лесотранспорта.

1. коэффициент удлинения трассы - отношение действительной длины дороги к длине дороги по воздуху:

1 + m = Lд / Lв

2. Коэффициент развития - относительное увели­чение действительной длины против ее длины по воздуху:

m = (Lд – Lв) / Lв

3. Грузооборот дороги - количество лесоматериалов в м3 перевозимых по лесовозной дороге в единицу времени.

Qгод = М / Т

М – общий запас ликвида, м3;

Т – время эксплуатации лесногомассива.    

4. Грузовая работа - количество м3, выполненных на данной дороге или по ее участку в единицу вре­мени:

R = ∑ qi Li

5. Среднее расстояние вывозки - отношение грузо­вой работы дороги к ее грузообороту:

l ср.= R / Qгод

6. Протяженность путей - сумма всех лесотранс­портных путей, находящихся в лесном массиве, то есть магистралей, веток и усов:

Lэкс.= Lм.+ Lвет.+ Lус

Lм. - эксплуатационная длина магистрали, км;

Lвет. - эксплуатационная длина веток, км;

Lус – эксплуатационная длина усов, км.

7. Грузонапряженность дороги - грузовая работа, приходящаяся на 1 км длины дороги. Этот показа­тель служит для сравнительной оценки однотипных дорог (м3 год / км год):

Г=R / Lэкс.

8. Коэффициент пробега - отношение среднего рас­стояниявывозки к эксплуатационной длине пути:

α = l ср./ Lэкс.

9. Коэффициент разветвленности дорожной сети - отношение эксплуатационной длины дороги к среднему расстоянию вывозки:

β = Lэкс./ l ср.

Протяжение усов и веток.

Lветок = (β ×Qветок) / (100 × Qга × dветок)

Lусов = (β ×Qусов) / (100 × Qга × dусов),

Qусов, Qветок – объём перевозимой древесины по усу и веткам.

Dусов, dветок – расстояние между усами и ветками.

Основы тяговых расчётов.

На автопоезд в движении действуют:

ü Касательная сила тяги:

F к = (M кр. i м η м γβ) / r к = (1000 Ne η м γβ) / υ

M кр. – крутящий момент на валу двигателя, Н · м;

i м  - общее передаточное число трансмиссии;

η м  - КПД силовой передачи;

γ – коэф-т использования свободной мощности двигателя по условиям (0,8 5 – 0,90);

β – коэф-т отбора мощности двигателя на вспомогательные механизмы;

Ne – мощность двигателя, кВт;

r к – радиус ведущего колеса, м;

υ – скорость движения, м / с.

F к = 1000 Р сц.φ g

Р сц. – сцепная масса тягача, приходящаяся на ведущие колёса, т;

φ – коэф-т продольного сцепления ведущих колёс тягача с путём;

g – ускорение свободного падения, м / с2.

ü Силы сопротивления движению

ω i = I / M = tg α

ω к = 300 / R

ü Вес автопоезда

Qбр = F к / (ω + g i р)

Qпол = Q брР аР пр.

Производительность автопоезда за смену.

Псм = (Т – tп.з.) Qпол К в / 120 (lсрср.техн. + ∑tп)

К в– коэф-т использования времени;

tп.з.= 30 минут;

∑tп – простой под погрузкой, разгрузкой;

υср.техн. = 2 υгр υпор. / υгр + υпор

Уклон виража.

i виража =  υ2 / g R – μ

μ – коэф-т поперечного сцепления.

L = В i виража / i отгона.

Основы дорожного дела.

Дорога – это инженерное сооружение, предназна­ченное для обеспечения безопасного движения с расчётными скоростями транспортных ср-в.

Трассирование дороги на карте - прокладка оси до­роги на местности или карте. Перед трассированием разрабатываем схему размещения лесовозных путей в масштабе, выбираем и разбираем нормы проекти­рования: руководящий уклон, наибольший спуск, шаг проектирования, минимальный радиус в плане.

План дороги - проекция на горизонтальную плос­кость.

Продольный профиль дороги - проекция на развер­нутую вертикальную плоскость по оси дороги.

Поперечный профиль дороги - проекция на верти­кальную плоскость перпендикулярна оси дороги. Ось дороги - линия, расположенная по середине вдоль пути.

Трасса дороги - ось дороги, расположенная в про­странстве, т. е. гибкая линия, которая имеет поворо­ты в плане и уклоны в продольном профиле.

Типы рельефа местности.

ü Равнинный – колебание отметок не более 30 м на 1 км;

ü Слабохолмистый – 30 – 50 м на 1 км;

ü Холмистый – 50 – 80 м на 1 км;

ü Гористый – 80 – 100 м на 1 км;

ü Горный – более 100 м на 1 км.

Типы хода трассы.

ü Долинный;

ü Водораздельный;

ü Косогорный.

Дорожное грунтоведение.

Грунт – любые горные породы и почвы, кот. изу­чаются как многокомпонентные системы, изме­няющиеся во времени с целью познания их как объ­екта инженерной деят-сти человека и использ-ся при возведении инженерных объектов в кач-ве основа­ния, среды или материала.

Классификация горных пород.

ü по происхождению делятся:

1. Магматические – образовались в рез-те ох­лаждения и отвердения магмы;

2. Метаморфические – в рез-те вторичного воздействия температуры и давления на излив­шиеся горные породы;

3. Осадочные – в рез-те осаждения минераль­ных частиц из взвесей и растворов.

ü по условиям формирования:

1. континентальные (элювий, делювий, алю­вий):

· ледниковые (моренные)

· конечные (гравий, галька, песок, валуны);

· основные (супесь, суглинок, глина);

2. морские

· органические отложения;

· речные пески;

· галечник болотный.

ü Как дорожно-строительный материал:

1. Скальный – имеют жёсткие связи (магма­тические, метаморфические, осадочные);

2. Крупнообломочные – несцементированные грунты, содержащие более 50 % частиц размером более 2 мм (галька, щебень);

3. Песчаные – сыпучие в сухом состоянии грунты, не обладающие св-вом пластичности и содержат менее 50 % частиц крупнее 2 мм (пески крупно- и мелкозернистые);

4. Глинистые – связанные в сухом состоянии тонкозернистые грунты, обладающие пластично­стью и большой влагоёмкостью (супесь, сугли­нок, глина).

Основные минералы:

1. Первичные – кварц, полевой шпат, слюда;

2. Вторичные – глинистые минералы: каоли­нит, мотморилонит, гидрослюды.

Гранулометрический состав – относительное со­держание в грунте частиц различной крупности, выраженное в процентах от общей массы грунта.

Размеры фракций грунтов.

Размеры частиц, мм

Наименование горной породы

окатанные угловые
> 200 Валуны Крупные камни
200 – 100 Булыжник Камни
100 – 70 Галька Крупный щебень
70 – 2 Гравий Дресва, щебень
2 – 0,05 Песок -
0,05 – 0,005 Пыль -
< 0,005 глина -

Дорожная классификация

Разновидность грунта Размер частиц, мм Содержание, %

Крупнообломочные

глыбовые > 200 > 50
Щебёночные > 10  > 50
Дресвяные > 2 >50

Песчаные

Гравилистый > 2 >25
Крупный > 0,5 >50
Средний > 0,25 >50
Мелкий > 0,1 >70
Пылеватый <0,1 <70

Глинистые

Разновидность грунта Содержание песчаных частиц размером 0,05–2 мм Число пластич­ности

Супесь

Лёгкая >50

1≤ F ≤ 7

Крупная <50
Лёгкая пылева­тая 20 – 50
Тяжёлая пыле­ватая < 20

Суглинок

Лёгкий > 40

7≤ F ≤ 12

Лёгкий пылева­тый < 40
Тяжёлый > 40

12≤ F ≤ 17

Тяжёлый пыле­ватый < 40

Глина

Песчанистая > 40

17≤ F ≤ 27

Пылеватая песч. < пылев.
Жирная - F > 27

Оптимальная смесь – смесь, содержащая песчаных частиц 65 – 82 %, глинистых - 3 – 10 %, пылеватых – 15 – 25 %.

Пластичность – способность грунтов изменять форму под действием внешних сил без разрыва сплошности массы и сохранить форму после пре­кращения действия внешних сил.

Предел пластичности – переход грунта из одного состояния в другое при вполне определенной влажности.

1.Верхний (предел раскатывания)

2.Нижний (предел текучести).

Супесь: число пластичности 1 – 7

Суглинок: 7 – 17 – 27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: