При изучении данной темы необходимо выяснить, какое место занимала философия истории в воззрениях представителей немецкой классической философии. Необходимо уяснить, как основные положения, выдвигавшиеся представителями немецкой классической философии и основоположниками позитивизма, повлияли на историческое познание своего времени и более поздних культурно-исторических и историографических эпох. Следует обратить внимание, что взгляды этих выдающихся философов стали новой гносеологической основой исторического познания и оказали долговременное влияние на развитие европейской и российской историографии. Преподавателю, ведущему семинарские занятия, желательно стимулировать магистрантов к научному поиску, к самостоятельной постановке проблем курса и к изучению источников и литературы. Поэтому вполне возможно и желательно, чтобы магистранты могли сами предлагать проблематику и формулировать тематику докладов и рефератов. Магистрантам необходимо уяснить значение основных положений философии истории XIX в. для последующего развития философии истории, для научного исторического познания последующего времени. Это относится также к философским взглядам ее отдельных выдающихся представителей – И.Канта, Г.Гегеля, О.Конта, Г.Спенсера, к влиянию этих взглядов на современную историческую мысль.
Глоссарий
Византизм, гегельянство, диалектика, идеальный тип, западничество, классика, культурно-исторический тип, марксизм, материализм, модерн, объективный идеализм, позитивизм, романтизм, славянофильство, субъективный идеализм
Модуль 4. Философия и методология истории конца XIX – первой половины XX вв.
Комплексная цель модуля – формирование нормативного научного представления об основных направлениях философии истории этого периода и о значении основных ее положений в научном историческом познании.
Тема 1. Релятивистские направления философии истории рубежа XIX-XX вв. Философская идея всеединства человечества. Р.Дж.Коллингвуд и А.В.Лубский о кризисе позитивистской историографии в конце XIX в. Выдвижение на первый план философского осмысления проблем гносеологии истории. Философия истории баденской школы неокантианства о специфике исторического познания. В.Виндельбанд об истории как о идиографической дисциплине. Г.Риккерт об аксиологизме как об особенности исторического познания. Философия жизни о понимании человека прошлого и его культуры как об особенности исторического познания: В.Дильтей о методах проникновения в психологию человека прошлого. Значение релятивистских направлений философии истории в развитии методологии научной историографии и теорий истории.
Тема 2. Философия истории и борьба идей разделения культур и цивилизаций и единства человечества. Интерес к цивилизационным теориям в конце XIX – начале XX вв.: идеи Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера. Философская основа цивилизационных теорий. Евразийство в общественно-исторической мысли русского зарубежья. Философская идея всеединства человечества и ее значение в культуре рубежа XIX-XX вв.: В.С.Соловьев.
Тема 2. Экзистенциализм и неопозитивизм как направления философии истории XX в. Проблемы философии истории экзистенциализма: существование человека и человечества в истории, судьба человека в мире, обретение веры и смысла жизни, смысл истории. Человек и его существование в истории как объект экзистенциалистски ориентированной историографии и главное мерило культурно-исторических ценностей. Влияние философии экзистенциализма на историографию XX в.: школа «Анналов» в историографии и ориентация ее на познание исторического бытия человека в обществе. Неопозитивизм как философия истории XX в. и соотношение ее с позитивизмом XIX в.: общее и отличное. Влияние субъективного идеализма на неопозитивистское понимание истории. Логическая схема объяснения в исторической науке К.Поппера и К.Гемпеля.
Тема 3. Методология научного исторического исследования конца XIX – первой половины XX вв. А.В.Лубский о неклассической модели научного исторического познания. Критика позитивистской методологии в научной исторической мысли конца XIX – первой половины XX вв. Методология исторического познания как понимания человека прошлого и культуры его времени. Принцип понимания как признания чужой одушевленности. А.С.Лаппо-Данилевский об источнике и историческом факте. Методология истории А.С.Лаппо-Данилевского: идея психологической, технической, типизирующей и индивидуализируюшей интерпретации исторического источника. Вопрос о методах психологического проникновения в культуру прошлого и понимания другого.
Проектное задание и контрольные вопросы
Как объяснить слова Г.Риккерта из работы «Науки о природе и науки о культуре», относящиеся к категории ценности в историческом познании: «методологический принцип выбора существенного в истории также и в вопросе о причинных связях зависит исключительно от ценностей, поскольку в истории принимаются во внимание лишь индивидуальные причины, которые именно во всем своем своеобразии оказались значительными для реализирования культурных благ» (цит. по кн.: Рамазанов С.П. Категории ценности в теории исторического познания Г.Риккерта // Рамазанов С.П. Проблема ценности в истории: историографические и методологические аспекты. Волгоград, 2006. С.10).
Объясните значение категорий философии жизни конца XIX в.: «жизнь» и «судьба»; какую специфику придавали они историческому познанию?
Почему Р.Дж.Коллингвуд считал, что опора В.Дильтея на психологическое обоснование исторического процесса ведет историка к отрыву от духовных основ истории и «превращает исторический процесс в натуральный процесс… Жизнь духа, понятая таким образом, остается жизнью, но перестает быть духовной жизнью. Она делается просто физиологической жизнью, в лучшем случае жизнью иррационального инстинкта, которая, хотя и называется торжественно духовной, понимается все же чисто натуралистически» (Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. С.168).
Как антропологизация истории французской школы «Анналов» была связана с философией истории экзистенциализма?
Какое воздействие на философию истории неопозитивизма оказали релятивистские направления философии истории конца XIX в.? Чем неопозитивизм стал отличаться от позитивизма XIX в.?
Тесты
- Какие общества считал «открытыми» К.Поппер?
а. Античные; б. Западные демократические; в. Республиканские; г. Социальные.
- Какая из идей философии истории лежала в основе «тотальной истории» школы «Анналов»?
а. Исторической закономерности; б. Исторической самобытности; в. Всеединства человечества; г. Холизма.
- Какая философская сторона постмодернизма по отношению к историческому познанию вызвала резко негативное восприятие профессионального сообщества историков?
а. Феноменализм; б. Скептицизм; в. Номинализм; г. Агностицизм.
4. Что понималось под холизмом в философии истории XX в.?
а. Идея целостности; б. Идея цивилизационных различий; в. Идея единства истории и культуры; г. Идея первенства идеального начала над материальным в истории.
5. Какие ценности в истории выделял Г.Риккерт?
а. Культурные; б. Социальные; в. Вневременные и внеисторические; г. Исторические.
6. Достижения какой дисциплины должны были, с точки зрения В.Дильтея, обеспечивать успех научного исторического познания?
а. Социологии; б. Психологии; в. Культурологии; в. Политологии.
Ключ к тестам: 1- б; 2- г; 3- г.; 4 – а; 5 – в; 6 – б.
Литература
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. М., 2003.
Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997.
Новикова Л.И., Сиземская Н.И. Русская философия истории. М., 1998.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999.