Планы практических занятий
Занятие № 1.
Интерпретация рассказа Л.С. Петрушевской «Страна».
- Почему рассказ начинается с риторического вопроса («Кто скажет…»)? Предполагается ли текстом ответ на этот вопрос? Если да, то какой и почему?
- Почему не сразу указывается пол ребенка? Почему в тексте рассказа отсутствуют имена?
- Какие «барьеры» изолируют героинь, мать и дочь, от остального мира? Зачем указывается, что героини живут в «однокомнатной квартире»?
- Почему рассказ о жизни «тихой, пьющей женщины» начинается с повествования об её вечере? Как объясняется необходимость «каждый вечер» складывать «вещички» дочери? Почему именно так? Чем заняты героини по утрам, по вечерам? Что известно про их ночь? Про день?
- Какие нарушения в «устройстве» изображённого бытия вы можете обнаружить? Что происходит с человеческими связями (семейными, любовными, дружескими) в этом мире?
- Почему в тексте много повторений и слов, указывающих на повторяемость и неизменность жизненных обстоятельств? Зачем трижды повторяются слова «никто не знает»?
- Соотнесите портретные описания женщины и её бывшего мужа. Почему они фрагментарны? Почему в облике героини акцентируется её «былая красота», «брови дугами, нос тонкий», а в портрете блондина - его яркость, цвет волос и губ? Почему указываются именно эти детали облика? Какие «элементы» портрета отсутствуют и почему? Обратите внимание на формулировки, описывающие семейное положение пьющей женщины, блондина. Как соотносятся женское и мужское начала в рассказе? Зачем в тексте рассказа подчёркивается, что девочка не похожа ни на одного из родителей? Сравните описание девочки с портретами её матери и отца. Почему её описание ограничивается эпитетами «вялая, белая, крупная»?
- Каково «обычное» расположение матери и дочери в пространстве квартиры? Проследите за пространственными перемещениями героинь. Какие закономерности при этом обнаруживаются? Зачем в тексте дважды говорится о морозе и темноте? Можно ли считать хронотопом общения детский сад? Дома знакомых? Почему?
- Можно ли сказать, что «прошлая жизнь» женщины, нынешняя жизнь блондина, его новой жены и их знакомых – это «мир» принципиально отличающийся от «мира» пьющей женщины и ее ребенка (т.е. качественно иной «мир», где действуют другие законы)? Почему?
- Почему поход в гости обозначается в тексте словами «выбирать» и «выбираться»? Что необычного можно обнаружить в том, как ведет себя пьющая женщина в гостях? Чем эти «странности» можно объяснить?
- Почему «телефонная» речь героини характеризуется словами «осторожно звонит», «тянет, мямлит» и др.? Является ли телефон средством связи в мире рассказа?
- Почему героини рано («в девять часов») ложатся спать? О какой «экономии» идет речь в начале последнего абзаца текста? Как вы можете объяснить употребление существительных в форме единственного числа: «…никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают…»? Почему погружение в «страну» «божественных снов» обозначено глаголом «вернуться»? Почему ничего не сообщается об этих снах? Почему именно таким эпитетом («божественные») характеризуются сны героинь рассказа? Как можно объяснить несовпадения в повторяющемся пассаже про утреннюю «беготню» героинь (во втором абзаце: «…утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад» - в последнем абзаце: «…чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то…»)? Как вы понимаете смысл последней фразы: «…в то время как нужно было бы никогда не просыпаться»? Чья точка зрения отражается в этих словах?
|
|
|
|
Занятие № 2.
Интерпретация стихотворения В. В. Набокова «Костер».
- Как связаны образы «чужбины» и «чащи»? Почему образ «чужбины» характеризуется эпитетом «сумрачная»? Какие смысловые коннотации предполагает оценочное (в контексте художественного целого) слово «чужбина»? Зачем в тексте актуализируется то обстоятельство, что «чужбина» - это пространство слепоты («где ужас очертанья стер»)?
- Как соотносятся образы «чужбины» и «костра»? Найдите в тексте стихотворения контекстуальные синонимы к этим понятиям. Попытайтесь обнаружить закономерности, которые действуют в мире «чужбины-чащи», и в пространстве «прогалины», где горит костер.
- Зачем подчёркивается центральное расположение костра («среди прогалины», «как сердце жаркое»)? Объясните смысл сравнения костра с «сердцем жарким».
- Соотнесите 1-ю и 2-ю строфы: что меняется в изображенном мире? Чем обусловлены, по-вашему, эти изменения?
- К какому образному ряду относится «летающая сеть»? Почему? Как можно объяснить появление «синеющих теней» и «рдяных отражений»?
- Пересекает ли во 2-й строфе лирический субъект семантическую границу, разделяющую костер и чужбину? Почему лица сидящих у костра характеризуются эпитетом «склонённые»?
- Почему 3-е четверостишье начинается с союза «но»? Пересекается ли здесь упомянутая граница? Как вы можете объяснить появление «кинестетических» образов: «песня вспыхнула», «поющий костёр»?
- Каков смысл повторения «гори, гори»?
- Почему в стихотворении появляются слова, связанные с «военной» тематикой: «шинели наши», «воинственные речи»?
- Почему в 4-й строфе повторяются слова «и снова»? Как можно объяснить появление здесь образа плеч? Почему плечи «всколыхнулись»? Соотнесите характер этого движения с образом «склонённых лиц» во 2-й строфе.
- Как вы понимаете образ «полуночного (в другой редакции текста - «полнозвучного») взмаха»?
- Почему на смену песне приходят «воинственные речи»? Восприняты ли эти речи находящимися у костра людьми? Почему речи «кипят»?
- Почему образ светящихся слёз в 4-й строфе («и слёзы светятся в глазах») в 5-м четверостишии «превращается» в образ «глаз горящих»? Как меняется (и меняется ли) характер лирического события? Можно ли говорить о постепенном «развитии» («росте», «эволюции») лирического субъекта и находящихся с ним людей после того, как совершается переход из «чужбины-чащи» в пространство костра? Какой ритуально-мифологический подтекст, связанный с образами чащи и костра, актуализируется в стихотворении? Попытайтесь найти в тексте «Костра» отсылки к другим произведениям. Как меняется искомый смысл стихотворения при обнаружении интертекстуальных связей?
- Почему именно так обозначены в стихотворении обитатели чужбины: «Зверьё, блуждающее в чащах, / Лесные духи и ветра…»? С чем связан подчёркнуто нечеловеческий характер мира чужбины?
- Сравните язык 6-й строфы с лексикой предшествующих четверостиший. Как и почему меняется стиль? Почему исчезают «военные», но появляются «религиозные», «христианские» образы?
- Как вы можете объяснить появление образа странника в последней строке? О каком «трудном пути» идёт речь в финале стихотворения?
|
|
Занятие № 3.