При обследовании большое значение придается наблюдениям за игрой и поведением ребенка, соотнесению результатов этого наблюдения с другими данными обследования (проверка слуха, речи, проверки уровня развития восприятия и интеллекта). Очень часто низкая концентрация внимания, отсутствие положительного отношения к предлагаемым заданиям, неуверенность в себе и т. д. приводят к тому, что ребенок не справляется с предложенными заданиями, несмотря на нормальный интеллект, что в свою очередь служит основанием для ошибочного заключения.
Задания даются с целью выяснения уровня зрительного восприятия (восприятие величины, формы, пространственных отношений, целостное восприятие предмета), умения действовать по подражанию и по образцу, умения осуществлять выбор из большего количества элементов; степени сформированности процесса анализа и синтеза, наличия простейших счетных операций, определения возможности обобщения.
Для диагностики сенсорного и интеллектуального развития важен не только результат, но и сам способ решения предлагаемой ребенку задачи.
Оборудование для психолого-педагогического обследования:
ü два детских столика и два детских стульчика;
ü барабан;
ü ящик с набором настольного строителя;
ü одежда, постельные принадлежности и посуда для куклы;
ü маленькие пластмассовые или металлические машины;
ü маленькую куклу, которая может быть помещена в машину;
ü кукольную мебель;
ü лоток с шариками;
ü считалку с шариками;
ü пирамидку из четырех колец и колпачка;
ü «почтовый ящик»;
ü два прямоугольных деревянных бруска одного размера;
ü две треугольные деревянные призмы одного размера;
ü две деревянные полусферы одного размера – все это из набора «Цвет и форма»;
ü неокрашенный экран из фанеры прямоугольной формы (размер 30Х20 см);
ü небольшой экран, закрывающий нижнюю часть лица обследователя при проверке слуха;
ü разрезные картинки из двух, трех и пяти частей с разной конфигурацией разреза;
ü счетные палочки;
ü карточки с изображением животных и одежды;
ü парные картинки;
ü мягкие игрушки;
ü мяч, корзинку;
ü бумагу;
ü цветные карандаши;
ü книжки, в которых имеются яркие, четкие изображения животных (кошка, собака, утка, лошадь, курица, корова);
ü средств транспорта (машина, поезд);
ü различных несложных действий и ситуаций (Девочка спит; Мальчик играет; Мяч лежит на полу).
Обстановка обследования:
· Перед обследованием и во время его проведения ребенок должен быть спокоен и чувствовать доброжелательное отношение со стороны окружающих его взрослых.
· Психолого-педагогическое обследование не рекомендуется проводить в белых халатах.
· Ребенка следует вводить в комнату, в которой проводится обследование, вместе с родителями и все обследование проводить при них.
· При этом родителей нужно посадить так, чтобы ребенок сидел к ним спиной и не мог ориентироваться на выражение их лиц.
· Родители не должны вмешиваться в ход обследования.
· Расположение предлагаемого во время обследования материала должно быть строго продумано.
· Не используемый материал должен быть скрыт от глаз ребенка (накрыт салфеткой или помещен за ширму).
Запись хода обследования:
Одновременно с проведением обследования заполняются протоколы. Очень важно заранее знать, кто какой протокол будет вести, так как заполнение протоколов требует хорошей ориентации в заданиях, в том, что именно нужно фиксировать; о чем может свидетельствовать то или иное действие ребенка, тот иди иной способ решения поставленных задач и т. д.
С первого же момента появления ребенка в комнате для обследования начинает заполняться протокол наблюдения за его поведением. Так как этот протокол будет заполняться на протяжении всего обследования, его следует передать психологу. В случае отсутствия психолога – одному из членов комиссии, непосредственно не занятому с ребенком (например, представителю отдела народного образования).
Протокол обследования сенсорного и интеллектуального, развития заполняет врач-психоневролог (если обследование проводит сурдопедагог), либо сурдопедагог.
При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:
¾ создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
¾ предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
¾ чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
¾ игровой характер заданий;
¾ учет уровня развития познавательной деятельности.
Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта.
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования:
· уровень развития перцептивных действий
· уровень развития наглядно-образного мышления
· ведущую деятельность — игровую
· уровень развития конструирования и рисования.
Важной задачей обследования детей 4—5-го года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности.
Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 — 5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).
При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования:
o сюжетно-ролевая игра;
o отражение сюжета в продуктивных видах деятельности.
Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки.
Главная цель обследования детей 7-го года жизни — целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.
Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:
1) Принятие задания;
2) Понимание условий задания;
3) Способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
4) Обучаемость в процессе обследования;
5) Отношение к результату деятельности.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений.
Обязательным компонентом психолого-педагогического изучения ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи. Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами и включает в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему.
Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев.
Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.