Специфика психолого-педагогического изучения детей дошкольного, младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

 

При обследовании большое значение придается наблюдениям за игрой и поведением ребенка, соотнесению результатов этого наблюдения с другими данными обследования (проверка слуха, речи, проверки уровня развития восприятия и интеллекта). Очень часто низкая концентрация внимания, отсутствие положительного отношения к предлагаемым заданиям, неуверенность в себе и т. д. приводят к тому, что ребенок не справляется с предложенными заданиями, несмотря на нормальный интеллект, что в свою очередь служит основанием для ошибочного заключения.

Задания даются с целью выяснения уровня зрительного восприятия (восприятие величины, формы, пространственных отношений, целостное восприятие предмета), умения действовать по подражанию и по образцу, умения осуществлять выбор из большего количества элементов; степени сформированности процесса анализа и синтеза, наличия простейших счетных операций, определения возможности обобщения.

Для диагностики сенсорного и интеллектуального развития важен не только результат, но и сам способ решения предлагаемой ребенку задачи.

 

Оборудование для психолого-педагогического обследования:

ü два детских столика и два детских стульчика;

ü барабан;

ü ящик с набором настольного строителя;

ü одежда, постельные принадлежности и посуда для куклы;

ü маленькие пластмассовые или металлические машины;

ü маленькую куклу, которая может быть помещена в машину;

ü кукольную мебель;

ü лоток с шариками;

ü считалку с шариками;

ü пирамидку из четырех колец и колпачка;

ü «почтовый ящик»;

ü два прямоугольных деревянных бруска одного размера;

ü две треугольные деревянные призмы одного размера;

ü две деревянные полусферы одного размера – все это из набора «Цвет и форма»;

ü неокрашенный экран из фанеры прямоугольной формы (размер 30Х20 см);

ü небольшой экран, закрывающий нижнюю часть лица обследователя при проверке слуха;

ü разрезные картинки из двух, трех и пяти частей с разной конфигурацией разреза;

ü счетные палочки;

ü карточки с изображением животных и одежды;

ü парные картинки;

ü мягкие игрушки;

ü мяч, корзинку;

ü бумагу;

ü цветные карандаши;

ü книжки, в которых имеются яркие, четкие изображения животных (кошка, собака, утка, лошадь, курица, корова);

ü средств транспорта (машина, поезд);

ü различных несложных действий и ситуаций (Девочка спит; Мальчик играет; Мяч лежит на полу).

Обстановка обследования:

· Перед обследованием и во время его проведения ребенок должен быть спокоен и чувствовать доброжелательное отношение со стороны окружающих его взрослых.

· Психолого-педагогическое обследование не рекомендуется проводить в белых халатах.

· Ребенка следует вводить в комнату, в которой проводится обследование, вместе с родителями и все обследование проводить при них.

· При этом родителей нужно посадить так, чтобы ребенок сидел к ним спиной и не мог ориентироваться на выражение их лиц.

· Родители не должны вмешиваться в ход обследования.

· Расположение предлагаемого во время обследования материала должно быть строго продумано.

· Не используемый материал должен быть скрыт от глаз ребенка (накрыт салфеткой или помещен за ширму).

Запись хода обследования:

Одновременно с проведением обследования заполняются протоколы. Очень важно заранее знать, кто какой протокол будет вести, так как заполнение протоколов требует хорошей ориентации в заданиях, в том, что именно нужно фиксировать; о чем может свидетельствовать то или иное действие ребенка, тот иди иной способ решения поставленных задач и т. д.

С первого же момента появления ребенка в комнате для обследования начинает заполняться протокол наблюдения за его поведением. Так как этот протокол будет заполняться на протяжении всего обследования, его следует передать психологу. В случае отсутствия психолога – одному из членов комиссии, непосредственно не занятому с ребенком (например, представителю отдела народного образования).

Протокол обследования сенсорного и интеллектуального, развития заполняет врач-психоневролог (если обследование проводит сурдопедагог), либо сурдопедагог.

При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

¾ создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;

¾ предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;

¾ чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

¾ игровой характер заданий;

¾ учет уровня развития познавательной деятельности.

Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования:

· уровень развития перцептивных действий

· уровень развития наглядно-образного мышления

· ведущую деятельность — игровую

· уровень развития конструирования и рисования.

Важной задачей обследования детей 4—5-го года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 — 5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).

При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования:

o сюжетно-ролевая игра;

o отражение сюжета в продуктивных видах деятельности.

Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки.

Главная цель обследования детей 7-го года жизни — целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

1) Принятие задания;

2) Понимание условий задания;

3) Способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);

4) Обучаемость в процессе обследования;

5) Отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений.

Обязательным компонентом психолого-педагогического изучения ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи. Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами и включает в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему.

Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: