Особенности психолого-педагогического изучения младших школьников

Следует иметь в виду, что в зависимости от поставленных диагностических задач психолого-педагогическое обследование может быть проведено либо только дефектологом, либо и дефектологом, и психологом.

Психолог выявляет:

а) причины рассеянности, забывания

б) причины искаженности в протекании мыслительных операций, в построении выводов, умозаключений и т. д.

в) особенности протекания эмоционально-волевых процессов (наличие эффектных вспышек, депрессивных состояний, неадекватных реакций; степень внушаемости, наличие негативизма и др.)

г) интересы и потребности ребенка

д) адекватность притязаний, самооценки, критичность по отношению к себе и другим

е) сформированность коммуникативных функций

ж) нарушения в поведении и характере личности

з) актуальный уровень развития

и) потенциальные возможности ребенка

к) взаимозависимости процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность.

Эти же сведения могут быть получены дефектологом и в ходе педагогического обследования.

 

Использование метода наблюдения при обследовании детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Обследование начинается с выявления уровня развития игры. С этой целью ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Игра происходит за маленьким столиком. Если ребенок не начинает играть самостоятельно, то к нему подсаживается один из обследователей и пытается втянуть в игру, предлагая разные игрушки и побуждая играть ими.

Так, взрослый дает ребенку в руки куклу и предлагает для нее одежду, кровать с постельными принадлежностями, столик с посудой. Если ребенок начинает играть сам, взрослый не вмешивается в его игру. Если же ребенок не начинает игры с куклой, взрослый начинает ее кормить, а затем просит ребенка это продолжить. Если ребенок, «покормив» куклу, не продолжает игры, взрослый начинает одевать куклу или укладывать ее спать, втягивая его в совместную деятельность. Как только ребенок начинает действовать с игрушками самостоятельно, взрослый прекращает вмешательство в его игру.

Чтобы организовать игру ребенка или втянуть его в совместную игру, взрослый должен делать это очень эмоционально.

По окончании игры все игрушки убираются из поля зрения ребенка (их ставят на вспомогательный стол и чем-либо прикрывают).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: