Следует иметь в виду, что в зависимости от поставленных диагностических задач психолого-педагогическое обследование может быть проведено либо только дефектологом, либо и дефектологом, и психологом.
Психолог выявляет:
а) причины рассеянности, забывания
б) причины искаженности в протекании мыслительных операций, в построении выводов, умозаключений и т. д.
в) особенности протекания эмоционально-волевых процессов (наличие эффектных вспышек, депрессивных состояний, неадекватных реакций; степень внушаемости, наличие негативизма и др.)
г) интересы и потребности ребенка
д) адекватность притязаний, самооценки, критичность по отношению к себе и другим
е) сформированность коммуникативных функций
ж) нарушения в поведении и характере личности
з) актуальный уровень развития
и) потенциальные возможности ребенка
к) взаимозависимости процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность.
Эти же сведения могут быть получены дефектологом и в ходе педагогического обследования.
|
|
Использование метода наблюдения при обследовании детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Обследование начинается с выявления уровня развития игры. С этой целью ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Игра происходит за маленьким столиком. Если ребенок не начинает играть самостоятельно, то к нему подсаживается один из обследователей и пытается втянуть в игру, предлагая разные игрушки и побуждая играть ими.
Так, взрослый дает ребенку в руки куклу и предлагает для нее одежду, кровать с постельными принадлежностями, столик с посудой. Если ребенок начинает играть сам, взрослый не вмешивается в его игру. Если же ребенок не начинает игры с куклой, взрослый начинает ее кормить, а затем просит ребенка это продолжить. Если ребенок, «покормив» куклу, не продолжает игры, взрослый начинает одевать куклу или укладывать ее спать, втягивая его в совместную деятельность. Как только ребенок начинает действовать с игрушками самостоятельно, взрослый прекращает вмешательство в его игру.
Чтобы организовать игру ребенка или втянуть его в совместную игру, взрослый должен делать это очень эмоционально.
По окончании игры все игрушки убираются из поля зрения ребенка (их ставят на вспомогательный стол и чем-либо прикрывают).