Среда социальной арт-терапии

Важным вектором развития современной арт-терапии является социальная арт-терапия [12; 14; 29; 30; 34]. В определенной мере она оказывает влияние на арт-терапию клиническую. Социальная арт-терапия имеет ряд характерных особенностей, а именно:

1. Ориентирована на предупреждение и смягчение проблем психосоциального характера, связанных с отношениями людей и социальных групп.
2. Стремится к повышению эффективности деятельности, качества жизни и отношений людей на основе фактора творческой активности.
3. Использует искусство как катализатор позитивных социальных изменений.
4. Направлена на устранение или смягчение негативных психосоциальных последствий психических и соматических заболеваний — стигматизации (клеймения), маргинализации, — а также возникающих на их почве психогенных реакций и состояний дезадаптации.
5. Уделяет повышенное внимание реабилитации и социальной интеграции (инклюзии) людей с ограниченными возможностями здоровья и представителей групп риска.
6. Используется с целью развития организаций, личностного и профессионального роста, духовного обогащения и развития людей.
7. Зачастую применяется за рамками учреждений здравоохранения, образования и социальной помощи, либо, поддерживая с ними определенную связь, стремится к большей автономности и независимости от них, аффилиируясь с гражданскими инициативами, общественными объединениями, негосударственными фондами.
8. Предполагает иной характер отношений между специалистами и получателями услуг: они представляют собой, скорее, форму партнерских отношений, нежели отношений эксперта и клиента (пациента).

Исторически социально-ориентированное направление в арт-терапии (как более интегрированное в окружающее социокультурное пространство) связано с моделью арт-терапевтического художественного ателье (студии) и с «лечебным искусством» (therapeutic art), придающим большее значение поддерживающим факторам, проявляющимся в процессе творческой деятельности, нежели факторам, связанным с терапевтическими отношениями или применением симптомо- и личностно-ориентированных вмешательств [53; 56; 57; 58; 70]. Во второй половине ХХ века студийный социально-ориентированный подход развивался под влиянием гуманистической и холистической и адаптационной моделей арт-терапии [11; 61; 62; 63; 66]. В последние годы он зачастую приобретает форму социального активизма, сближается с движением за развитие местных сообществ (community building) [13; 35; 42; 77; 79; 80].

L.G. Bronwen [20] считает, что студийный подход в арт-терапии изначально располагался «на периферии» арт-терапии, ориентированной на интеграцию в среду медицинских учреждений; однако со временем, начиная с 1990-х годов, студия стала возрождаться и приобрела новые импульсы для своего развития. Представители данного направления в арт-терапии стали предпринимать попытки «включения арт-студий в жизнь местных сообществ… Арт-терапия на базе студий стала приобретать форму коллективной творческой активности, выражая актуальные запросы и ресурсы сообществ» [Там же. С. 114]. Из «убежища» студия стала превращаться в передний край социальной активности разных слоев населения.

Развитие новых форм арт-терапии, связанных с искусством как проявлением социально активной позиции граждан, стимулировало развитие новых концепций творческой деятельности. В отличие от классических психодинамических концепций творческой деятельности, рассматривающих ее преимущественно как акт свободного индивидуального самовыражения, приводящего к отреагированию переживаний и внутрипсихических конфликтов, новые концепции делают акцент на активизации внутреннего потенциала адаптивности и сопротивляемости патогенным воздействиям среды. Повышенное внимание обращается на развитие позитивных социальных связей, сплачивание сообществ на основе совместных занятий творческой деятельностью в условиях открытых студий или ателье. Творческая деятельность в рамках этих новых концепций зачастую также рассматривается как ориентированная на преобразование окружающей среды личностью и социальной группой.

Одну из новых концепций творческой деятельности, поддерживающих социально-ориентированную арт-терапию, развивает такой автор, как S. Levine [54; 55]. Согласно S. Levine, творческая деятельность — это созидательная активность субъекта в широком смысле слова. Она имеет своей главной задачей не столько индивидуальное личностное самовыражение, сколько созидание мира не только для себя, но и для других. S. Levine [55] отмечает, что, в соответствии с данной концепцией, «творческая деятельность представляет собой не какую-то узкоспециализированную форму художественного творчества, но является выражением и развитием базовой способности людей к оформлению среды жизнедеятельности. Человеческие существа отличаются от других биологических видов тем, что они адаптированы не к какому-то определенному физическому и природному месту обитания, но обладают способностью сами создавать для себя подходящие условия, используя возможности разных условий среды. Создавая для себя подходящие условия, человек оформляет и реорганизует среду обитания. Он создает мир и, тем самым, творит себя» [Там же. С. 23–24].

Данная концепция позволяет переосмыслить роль терапевтической среды, в частности, среды арт-терапии, как создающей условия для оформления и организации среды обитания в разных смыслах этого слова. Другой известный представитель американской арт-терапии, S. McNiff [63], передает эту идею следующим образом: «Арт-терапевтическая студия поддерживает веру в то, что небольшие группы людей, формирующие творческие сообщества, могут влиять на социальную среду… Самые сложные проблемы могут решаться благодаря совместной творческой активности людей, объединенных на основе определенной жизнеутверждающей задачи…» [Там же. С. 83].

C. Moon [67] убедительно выражает данную позицию, отмечая: «Наша миссия очевидно связана с развитием местных сообществ, а не с помощью отдельным лицам. Сейчас профессиональные границы арт-терапевта зачастую размыты. Все, кто работает на базе студии, оказывают помощь друг другу, и никого не воспринимают здесь как «пациента». Поэтому нередко сложно определить, кто посещает студию за счет средств страховой медицины, а кто работает на базе студии и получает за это заработную плату. В студии ощущается особая атмосфера погружения в мир творчества, это иная атмосфера, чем та, которая характерна для арт-терапевтических кабинетов на базе больниц. Они более удалены от мест проживания и жизнедеятельности людей. В студии ощущается присутствие родственников клиентов, арт-терапевтов, студентов-практикантов, представителей мира искусства. Все они работают в одном пространстве, создавая новое качество жизни и особую общность» [Там же. С. 4].

В последние годы реализуется все больше проектов с участием арт-терапевтов и художников за рамками медицинских учреждений. Арт-терапия в буквальном смысле «выходит на улицы», в места проживания и жизнедеятельности людей. Это существенно влияет на современное понимание арт-терапевтической среды. Оно наполняется новым содержанием. В противоположность психоаналитическому, клиническому взгляду на терапевтическую среду, социально-ориентированный подход в арт-терапии рассматривает ее как «переходное пространство» в отношениях клиента с более широкой социокультурной и природной средой, поддерживает его включение, реинтеграцию в эту среду. Основные признаки арт-терапевтической среды в соответствии с представлениями социальной арт-терапии следующие:

открытость внешних границ;
перемещения в терапевтической среде (студии) и из нее — во внешнюю среду происходят более свободно и контролируются самими клиентами как художниками;
студия выступает в качестве среды творческого взаимодействия личности с разными субъектами и объектами отношений;
клиент имеет значительные возможности влияния на арт-терапевтическую среду; его творческое воздействие на нее рассматривается как важное условие изменения его внешних отношений, отношения к самому себе, способствует формированию художественной (творческой) идентичности;
арт-терапевтическая среда по определению не может быть «нейтральной», она несет на себе отпечаток социальных, политических, культурных воздействий.

Обсуждая то, как социальный активизм может быть реализован в терапии искусством, K. Estrella [29] отмечает, что от специалистов в этой области требуется «…признание комплекса социальных проблем и их причин, связанных с социальной политикой, экономикой и отношениями с окружающей средой. Эти проблемы охватывают разные сферы. Наряду со многим другим, к ним относятся проблемы окружающей среды, требующие соответствующих общественных инициатив…» [Там же. С. 51].

Ярким примером социально-ориентированного подхода в арт-терапии и его влияния на представления об арт-терапевтической среде могут служить многие современные амбулаторные художественные ателье. В отличие от ранних художественных ателье в психиатрических больницах, рассчитанных на пациентов с длительными и практически неограниченными сроками госпитализации, многие современные ателье представляют собой такое творческое пространство, которое максимально приближено к жизни пациентов за пределами клиник.

Весьма интересным является опыт арт-мастерской и гостевого дома для выписавшихся из стационара психически больных «Durchblicke. V.» в Лейпциге. Переживающие трудности социальной адаптации после выхода из больницы пациенты имеют возможность не только вместе обустраивать свой быт и брать на себя ответственность за свою жизнь (под контролем социальных и медицинских работников), но и совместно заниматься творчеством. Жители гостевого дома работают в художественной мастерской, реализуют ландшафтные проекты, создают инсталляции и художественные росписи в городской среде, претворяют в жизнь другие творческие акции, в том числе с использованием элементов перформанса.

Центр «Die Schlumper» в Гамбурге представляет собой художественную мастерскую, выставочный зал и кафе, открытые в 1998 г. История его создания начинается в 1980 г. с проекта «Искусство в архитектуре», реализованного на базе учреждения для инвалидов под названием «Alsterdorfer Anstalten». Художник Рольф Лауте, в настоящее время являющийся директором «Die Schlumper», расписал вместе с пациентами стену в фойе этого учреждения. Обнаруженные художественные таланты пациентов вдохновили Лауте на продолжение проекта. В 1984 г. в подвале «Stadthaus Schlump» была открыта первая специализированная художественная мастерская. Место расположения мастерской подсказало ее название. Благодаря поддержке группы под названием «друзья Шлюмпер» и сотрудничеству с Департаментом труда, здравоохранения и социального развития города стали осуществляться дальнейшие мероприятия этого учреждения, которые постепенно начали приносить учреждению и пациентам доход.

В настоящее время работы пациентов этого центра обрели мировую известность. Их произведения украшают дома, размещаются на плакатах, в альбомах и на обложках книг. Их приобретают частные лица и организации. Их также арендуют фотографы, кинематографисты и ценители искусства. В учреждении на постоянной основе работают более двадцати самодеятельных художников в возрасте от 28 до 80 лет. Они ежедневно занимаются в студии с 9.00 до 17.00. В выставочном зале центра представлены как старые, так и новые работы его посетителей, а также пациентов других учреждений. Кафе создает условия для сближения и общения пациентов и персонала учреждения с гостями. В магазине учреждения можно приобрести книги, каталоги, красочные открытки, плакаты и, конечно, сами работы «шлюмперов».

В Гамбурге имеется еще одно весьма интересное творческое пространство для больных под названием «Die Maler». Оно представляет собой художественную мастерскую, на базе которой сложился творческий союз профессиональных художников и психически больных людей без какого-либо художественного образования, увлеченно занимающихся изобразительным искусством. В последние годы члены этого творческого союза не только участвуют в различных художественных выставках и аукционах, но и стремятся выпускать новые виды художественно-полиграфической продукции.

Несколько лет назад в Роттердаме путем преобразования социального центра для инвалидов по психическому заболеванию был создан творческий центр «Herenplaats», включающий в себя художественное ателье и галерею. В плане организации, функций и решаемых им задач центр во многом напоминает вышеназванные учреждения. Его директор Фриц Кроннерт стремится представить творческие достижения больных в обществе.

Амбулаторное художественное ателье зачастую имеет значительное сходство с социальными клубами и общественными организациями — своеобразными терапевтическими сообществами — объединяющими пациентов и здоровых людей (в том числе, художников) на основе общности их творческих интересов. Во многих случаях для таких учреждений характерны весьма демократичная атмосфера и делегирование части ответственности за разные аспекты функционирования ателье пациентам, что может выступать одним из факторов их активизации, поддержки и восстановления их социальных навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: