! У пациентов 15-20 лет не исследуют 17, 27, 37, 47 зубов.
У детей младше 15 лет не исследуют глубину десневых желобков, учитывая только кровоточивость десны и наличие налета и камня.
¿ Шкала оценки состояния периодонта
Код | Признак | Описание |
0 | Здоровый | Зубной налет и признаки поражения периодонта не определяются |
1 | Зубной налет | Любое количество мягкого зубного налета на поверхности коронки, в межзубных промежутках или придесневой области |
2 | Кровоточивость | Визуально видимая кровоточивость при легком зондировании зубодесневого желобка (кармана) |
3 | Зубной камень | Любое количество твердых зубных отложений в поддесневой области зуба |
4 | Патологический карман | Десневой или Периодонтальный карман, определяемый зондом |
5 | Подвижность | Патологическая подвижность зуба 2-3 степени |
¿ Методика определения индекса
Визуально с помощью зонда определяют зубной налет, кровоточивость, зубной камень и патологический карман. Подвижность определяют с помощью стоматологического пинцета.
|
|
Рабочую часть зонда размещают параллельно длинной оси зуба в четырех местах:
· дистальный участок с вестибулярной поверхности;
· дистальный участок с оральной поверхности;
· медиальный участок с вестибулярной поверхности;
· медиальный участок с оральной поверхности.
Данные по каждому зубу вносят в специальную таблицу с шестью ячейками
КПИ = _____________
ПОМНИ!
1) при наличии сразу нескольких признаков регистрируется более тяжелое поражение (более высокое цифровое значение кода;)
При отсутствии зуба, подлежащего исследованию, обследуется ближайший зуб в пределах одноименной группы. При отсутствии всех зубов одноименной группы регистрируется максимальная тяжесть состояния периодонта (код «5»).
¿ Расчеты КПИ пациента производятся по формуле:
КПИ = ∑ кодов 6 зубов__________
6 (кол-во исследуемых зубов)
22. Назовите для каких характеристик предназначен индекс СРITN. Охарактеризуйте индексные зубы и методику проведения. Приведите оценочные критерии и произведите расчет индекса. Определите объем мероприятий если показатель индекса СРITN=1.
¿ Индекс СРITN предназначен для оценки состояния тканей периодонта.
Методика проведения:
1. У лиц старше 20 лет исследуют периодонт в области шести групп зубов:
17/16, 11, 26/27
47/46, 31, 36/37
Знай! Если в предназначенном для осмотра секстанте нет ни одного индексного зуба, тогда в этом секстанте осматривают все оставшиеся зубы.
|
|
У молодых людей до 19 лет исследуют:
16, 11, 26
46,31, 36
У детей до 15 лет - определение CPITN не проводится.
Знай! Если все зубы отсутствуют или подлежат удалению - секстант исключается.
2. С помощью периодонтального зонда исследуют зуб в 6 участках:
· медиальной
· средней с язычной и щечной сторон
· дистальной
¿ Оценочные критерии:
0 - здоровая десна, нет признаков патологии;
1 - после зондирования наблюдается кровоточивость десны;
2 - зондом определяется под десневой зубной камень, полоска зонда не погружается в десневой карман;
3 - определяется карман 4 или 5 мм, черная полоска зонда частично погружается в десневой карман;
4 - определяется карман более 6 мм, черная полоска зонда полностью погружается в десневой карман.
¿ Объем лечебно-профилактической помощи определяется согласно рекомендациям ВОЗ:
1 балл Наличие кровоточивости десны указывает на необходимость
инструктажа по гигиене полости рта.
2-3 балла Наличие зубного камня и кармана средней глубины до 4-5 мм
требует:
- обучение гигиеническому уходу за полостью рта;
- профессиональная гигиена;
- кюретаж.
4 балла Наличие глубоких карманов – более 6 мм.
Проведение комплексной терапии включающей:
- гигиена полости рта;
- удаление зубных отложений;
- хирургическое вмешательство.
26. Дайте определение понятия «преэруптивная профилактика». Опишите методы преэруптивной профилактики. Охарактеризуйте фторирование питьевой воды. Обоснуйте применение фторсодержащей соли.
¿ Преэруптивная профилактика – это способы повышения резистентности эмали в период ее минерализации и созревания путем воздействия на организм общими (системными) методами.
¿ Преэруптивная (системная) профилактика кариеса.
¿ Методы преэруптивной профилактики:
· поступление фторидов с водой;
· поступление фторидов с солью;
· поступление фторидов с молоком;
· поступление фторидов в таблетках и каплях.
¿ Фторирование питьевой воды впервые осуществлено в 1945 в США, опыт фторирования воды был предпринят в 1960-70 г в 10 городах Беларуси, продолжение не получил из-за отсутствия достоверных данных об экономической эффективности.
Преимущества:
· техническая доступность,
· относительная дешевизна.
Недостатки:
· невозможность точного дозирования,
· отсутствие свободы выбора,
· повышение коррозии металлических труб,
· негативное влияние на гидробионты.
В настоящее время появилась возможность индивидуального фторирования питьевой воды с помощью специальных фильтров. Источником дополнительного количества фтора может быть бутилированная минеральная вода: «Минская-4», «Дарида», «Нарочанская», «Долгиновская», «Освежающая».
¿ Фторированная соль используется с 1955 года.
Недостатки применения – невозможность строгого контроля и прогноза суммарной фторнагрузки.
Положительный момент – программы с применением фторированной соли более дешевле, чем сводой.
Фторированная пищевая соль, в которой содержится 250 мг/кг должна быть доступна населению и использоваться в качестве обычной соли.
27. Дайте определение понятия «постэруптивная профилактика». Опишите механизм действия препаратов фтора. Охарактеризуйте методы местной фторпрофилактики. Обоснуйте режим применения фторлаков.
Постэруптивная (местная) профилактика – это введение препаратов фтора и кальция непосредственно в твердые такни зуба.
¿ Механизм действия препаратов фтора:
1. фтор, соединяясь с гидроксиапатитами эмали образует более прочный фторапатит,
|
|
2. фтор угнетает рост и обмен микрофлоры,
3. фтор препятствует прикреплению микроорганизмов к поверхности зуба,
4. фториды нормализуют белковый и минеральный обмен.
Методы местной профилактики фтора:
Применение: растворов;
гелей;
зубных паст;
лаков.
¿ Применение фторлаков.
Лаки – клеевые композиции, которые прикрепляются к чистой и сухой поверхности эмали и могут сохраняться в течение нескольких часов (до суток). Фторлак имеет хорошую адгезию к очищенной и высушенной эмали. Набухая в полости рта, он в течение суток (и более) может служить источником фтора.
Основой лака служат натуральные смолы и синтетические композиции.
Лаки на синтетической основе бесцветны, более текучи и адгезивны, чем лаки на натуральной основе.
Представители
синтетические: натуральные:
Billuoride Фторлак
Fluor protector
Fluocal
Fluoridin
¿ Алгоритм действия
1. Очистить поверхность зубов от налета.
2. Высушить зубы.
3. Изолировать от слюны.
4. Тонким слоем нанести лак с помощью кисточки, пластмассового шпателя, поролоновых тампонов – Пеле Тим
5. Высушить лак в течении 3-5 минут.
6. Рекомендации: два часа не есть, избегать жесткой пищи.
31. Дайте определение понятия «активные формы санпросветработы». Перечислите формы активных форм санпросветработы. Охарактеризуйте преимущества активных форм санпросветработы. Составьте алгоритм составления лекции.
¿ Активные формы санпросветработы – это непосредственное общение специалистов и населения.
Формы:
· уроки здоровья;
· беседы;
· выступления;
· лекции;
· семинары.
Преимуществами активных форм работы является непосредственное общение специалистов и населения, т.е. наличие обратной связи.
¿ Лекция состоит из 3 частей:
· вступление;
· главная часть;
· заключение.
I. Вступление – должно вызывать интерес у слушателей, установить контакт, овладеть вниманием. Вначале звучит название темы, основные вопросы выступления. Выступление может быть начато с демонстрации полости рта до и после правильной чистки зубов с привлечением внимания к внешней, эстетической стороне вопроса.Оно не должно быть длинным.
|
|
II. Главная часть состоит из ряда тезисов, требующих доказательств. Тезисы должны быть четко сформулированы, расположены в определенном порядке, с отделением главного от второстепенного. В речи должно быть не более 100-110 слов в минуту, т. к. иначе материал не воспринимается слушателями. В наиболее важных местах необходимо делать паузы – они должны фиксировать внимание аудитории на сказанном, нужна пауза перед интересным важным моментом повествования.
III. Последняя часть выступления – заключение – это подведение итогов всего выступления. Целью заключения является обязательное усиление впечатления, вызов к определенным действиям и поступкам. Здесь уместна шутка, цитата. Но они должны быть строго связаны с целью выступления, закреплять его эффект. Концовку желательно построить в виде демонстрации с изображением красивых и здоровых зубов, на их фоне можно еще раз подчеркнуть роль гигиены в сохранении здоровья органов полости рта.