Что подразумевали саляфы, говоря, что иман – это слово и дело?

Кто же все таки такие мурджииты?

 

Вопрос: Ассаламу алейкум братья, можете ли вы пояснить подробно что же всё таки такое ирджа, и каково его определение? Братья с саляф-форума говорят что вы не правы, и говорят что тот кто сказал что иман слово и дело, избавился от ирджа, и приводят тексты имамов об этом, к примеру: Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада относительно того, кто говорит, что иман увеличивается и уменьшается, и он сказал: “Такой человек непричастен к мурджиизму!” ‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 1/307, аль-Халляль в “ас-Сунна” 3/581. Имам аль-Барбахари сказал: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!” См. “Шарху-Ссунна” 67.

Можете ли вы подробно разобрать всё таки кто является мурджиитом? Барака Ллаху фикум.

 

Ответ: Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух.

 

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

 

Предисловие:

 

Нет сомнения брат, что приведенные тобой цитаты имамов правильные, однако эти люди толкуют их, не понимая, что имели ввиду саляфы, когда говорили, что иман это слово и дело.

 

Для разьяснения ошибочности такого доказательства приведем следующий пример: ашариты говорят, что Коран – это Слова Всевышнего Аллаха, и скажет ли любой начинающий требующий знания, что хватит этого их слова, чтобы сказать, что они в этом разделе на акиде Пророка и саляфов?

 

Ответ: Знает любой требующий знания, что хоть это и правильное слово с их стороны, однако оно не делает их акиду в этом разделе правильной, и это потому, что они имеют ввиду этими словами совсем другой смысл, чем имели ввиду наши праведные предки, когда говорили, что Коран это слово Аллаха. И поэтому, хоть они и сказали верное внешне слово в этом вопросе, однако они придали ему совсем другой смысл, чем тот, который имели ввиду саляфы, когда говорили это.

 

Точно также поступили и современные мурджииты в вопросе, который мы разбираем. Они сказали слово, внешне согласное со словом саляфов, однако придали ему другой смысл, и разделили между делами и иманом, сказав что дела это лишь полнота Имана, но сам Иман может быть и без дел, в то время как саляфы, говоря, что Иман это слово и дело, имели ввиду совсем другой смысл.

 

И поэтому мы говорим: не достаточно одного слова, что иман это слово и дело, однако нужно понять это слово так, как понимали его саляфы, и обязать себя тем, что необходимо вытекает из этих слов: а это то, что нет имана без дел, точно так же как нет его без слова или убеждения, и то, что куфр может быть как в делах, так и в словах, так и в убеждениях.

 

И если к примеру скажет говорящий: "Иман – слово и дело", а затем скажет что не выходит из Ислама человек, кроме как посредством убеждений, то не спорят даже некоторые из наших оппонентов, что не будет этот человек на мазхабе ахли Сунна в этом вопросе, а будет мерзким заблудшим джахмитом, и не будет такой человек подпадать под действие слов этих имамов ("Кто сказал что иман слово и дело – избавился от ирджа")

 

К примеру, говорит так называемый марказ имама Альбани: "Мы не говорим так, как говорят заблудшие из числа приверженцев нововведений: "Деяние куфра не куфр сами по себе, однако лишь указывают на куфр в сердце!" " см. "Муджмаль масаиль аль-иман аль-ильмия фи усуль аль-акыда ас-саляфия"

 

Таким образом, наши оппоненты сами согласны, что помимо произнесения слова "Иман – слово и дело", нужно обязаться тем, что оно влечет за собой.

 

Поэтому, нужно понимать его так, как понимали его саляфы, а не так, как понимают его современные мурджииты, произнося его, и в то же время ему противореча.

 

Приведем в пример того что мы говорим, слова некоторых ученых

 

Спросили у шейха Солиха аль-Фаузана: "Правильны ли следующие слова: кто сказал, что иман — это слово, дело и убеждение, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от ирджа, даже если скажет, что нет куфра кроме как в убеждении или в отрицании?"

Ответ шейха Фаузана: "Это великое противоречие!! Если он скажет, что нет куфра, кроме как в убеждении или отрицании, то это противоречит его словам, что иман — это слово языком, убеждение сердцем и деяние органами. Это очевидное противоречие, поскольку если иман — это слово языком и убеждение сердцем и деяние органами, и он увеличивается посредством поклонения и уменьшается при совершении грехов, то смысл этого — то, что тот, у кого не будет чего-то одного из этого, тот не будет верующим" см. "Ас'иля уа аджуиба фи маса'иль аль-иман уаль куфр лиль Фаузан", 7.

Спросили у шейха ар-Роджихи: «Правильны ли эти слова: воистину тот, кто сказал, что иман — это слово, дело и убеждение, уменьшается и увеличивается, тот полностью непричастен к ирджа, даже если скажет: «Нет куфра, кроме как в убеждении и в отрицании?»

Ответ: "Вторые слова противоречит первому. И слово «иман — слово, и дело, и убеждение, и увеличивается, и уменьшается» - это истина, и это слово ахли сунна уаль джамаа. Однако те, слова, что идут дальше: «нет куфра, кроме как в убеждении и в отрицании» - они нарушают первые слова. И как иман является словом, делом и убеждением, то также и куфр может быть словом, делом и убеждением. Поэтому необходимо исправить эти слова и сказать: «Куфр может быть словом, делом и убеждением». Если же оставить эти слова так, как они есть, то они будут нарушать (противоречить) первые слова" см. "Ас'иля уа аджуиба филь имани уаль куфр ли ар-Роджихи", 7

 

И читатель этой краткой работы увидит, что среди старых мурджиитов были те, кто говорил, что иман – это слово и дело, однако они противоречили смыслу этих слов, и саляфы порицали их, и называли их мурджиитами, несмотря на эти слова, которые не принесли им никакой пользы, поскольку не имелся ввиду под ними правильный смысл.

 

Что подразумевали саляфы, говоря, что иман – это слово и дело?

 

Чтобы узнать, что понимали саляфы, говоря, что иман слово и дело, нужно обратиться к словам самих имамов саляфов, а не толковать эти слова как нам вздумается.

 

И после изучения слов саляфов в этом разделе, нельзя найти ни одного слова, что противоречило бы следующему: иман- это убеждение, слово, и дело, и если не будет хотя бы чего то одного из этого, то такой человек является кафиром.

 

Сказал имам аш-Шафии (умер в 203 г.х.): «Среди сподвижников и табиинов, а также тех, кого мы застали, было единогласное мнение о том, что иман — это слово, дело и убеждение, и одного без другого недостаточно». [1]См. Маджму аль-фатауа, 7/308, Шарх Усуль аль-И'тикод, 1278.

Сказал Хасан аль-Басри, табиин: «Иман — слово, а его истинность — это дело. И если не подтвердить слово делом, то слово не принесет никакой пользы». (Аль-Аджурри в Аш-Шариа, 255, ат-Табари в Тафсире, 2/556)

Сказал имам Маймун ибн Махран, табиин (ум. 117 г.х.) своим спутникам, когда увидел христианского монаха: «Есть ли среди вам тот, кто достиг такой степени в поклонении, как достиг этот монах?» Они сказали: «Нет». Он сказал: «Не принесет никакой пользы ему это в то время как он не уверовал в Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха». Ему сказали: «Да, не принесет никакой пользы». Он сказал: «Точно также не принесет пользы слов кроме как с делом». (Тахзиб аль-Камаль, 29/217)

Сказал имам аз-Зухри, табиин: «Иман — слово и дело, они неразрывны, и не принесет пользы одно из них кроме как с другим». (Маджму аль-Фатауа, 7/295, и сослался Шейх уль-Ислам Ибн Теймия на то, что передал это с иснадом от Зухри Абу Амру ат-Таляманки)

 

Сказал Саид ибн Джубейр, табиин: «Не будет принято слово кроме как с делом». (Шарх Усуль аль-И'тикод, 20)

Сказал Катада, табиин: «Не примет Аллах слова кроме как с делом». (Передал ат-Табари в Тафсире, 20/445)

Сказал Дауд ибн Аби Хинд, табиин: «Не будет действительно слово кроме как с делом». (См. Риядуль Джанна Ибн Аби Заманин, 134)

Сказали аль-Аузаи (ум. 158 г.х), Малик (ум. 179 г.х.) и Саид ибн АбдульАзиз: «Нет имана, кроме как с делом, и нет дела кроме как с иманом». (Шарх Усуль аль-И'тикод, 1586, Акыдату Саляф ас-Сабуни, 69, Сарих ас-Сунна ат-Табари, 9)

Сказал имам аль-Аузаи: "Я застал всех, кого я застал, из лучших этой Уммы, и никто из них не разделял между иманом и делом" см. "Масаиль Харб аль-Кармани", 3-990, "Аль-Ибана" Ибн Батты, 1097, "Шарх усуль аль-и'тикод", 1277, иснад хороший по сумме цепочек.

 

Сказал также имам Аль-Аузаи, сжав два пальца: "Иман и деяния как эти два пальца – нет имана без дела, и нет дела без имана" см. "Масаиль Харб аль-Кармани", 3-990

 

Сказал имам Суфьян ас-Саури (умер 161 г.): «Не принесет никакой пользы слово, если не будет дела». (Ас-Сунна АбдуЛлаха ибн Ахмада, 703,)

Сказал также Суфьян ас-Саури: «Факихи говорили: «Не будет правильным слово кроме как с делом». (Зоммуль Калям, 469, аль-Ибана, 1/333)

Сказал также: «Ахли сунна говорят: «Иман — слово и дело, нет дела, кроме как с иманом, и нет имана кроме как с делом». И если спросят тебя: «Кто твой имам в этом?» То ответь — Суфьян ас-Саури». (Шарх Усуль аль-И'тикод, 1442)

Сказал имам Ваки' ибн аль-Джаррах (умер в 179 г.х.): «У людей имана не будет достоверным слово, кроме как с делом и убеждением». (Зоммуль Калям, 472)

Сказали имам Фудейл Ибн Ияд (ум. 187 г.х.) и Мухаммад Ат-Тоифи (ум. 190 г.х.): "Не действительно слово, кроме как с делом" см. "Ас-Сунна" Абдуллаха Ибн Ахмада, 702

 

Сказал Суфьян ибн Уейна (ум. 198 г.х.): «Иман — слово и дело, и мы взяли это от тех, кто до нас, что иман — слово и дело, и что не будет действительным слово кроме как с делом». (Аль-Аджурри в аш-Шариа, 239, Ибн Батта в аль-Ибана, 1157, АбдуЛлах ибн Ахмад в ас-Суннан, 738, иснад достоверный)

Сказал имам аль-Хумейди (Умер в 219 г).: «Не принесет никакой пользы слово кроме как с делом». (Усуль ас-Сунна, 2)

Сказал имам Абу Саур (ум. 240 г) в своем диспуте с мурджиитами: «Если вы скажете, что Аллах хотел от Своих рабов подтверждения сердцем и действий, то будет вам сказано: если Аллах хотел от Своих рабов обоих этих вещей вместе, то почему же вы утверждаете, что будет верующим тот, у кого есть одна из них и нет другой, в то время как Всевышний хотел обе? Что вы думаете, если человек скажет: «Я буду делать все, что приказал Аллах, но не буду признавать это» - будет ли такой верующим? Если вы скажете: «Нет», - то будет спрошено у вас: а если он скажет: «Я буду признавать все, что приказал Аллах, но ничего не сделаю из этого», - будет ли он верующим? Если вы скажете: «Да», - то будет вам отвечено: в чем разница? Если вы утверждаете, что Аллах хотел как признание так и действие вместе, то если будет разрешенным, что человек будет верующим при наличии одного из этих, то будет разрешенным также, что он будет верующим при наличии только другого». (Шарх Усуль аль-И'тикод, 1590)

 

Сказал имам Ахмад (ум. в 241 г.х.): «Не будет имана кроме как с делом». (Передал аль-Халляль, 962, иснад достоверный)

 

Сказал имам аль-Музани (ум. в 264 г.х.): «Иман — слово и дело, вместе с убеждением в сердце. Слово языком и дела органами равны, упорядочены и связаны. Мы не разделяем между ними. Нет имана кроме как с делом, и нет дела кроме как с иманом». (Шарх ас-Сунна, 71)

Сказал имам Ибн Аби Заманин (умер 399 г.х.): «Иман — это слово языком, убеждение сердцем и подтверждение этого делом. И слово и дело неразрывны, и не будет действительно одно из этого без другого». (См. Риядуль Джанна, 1/207)

 

Вывод из этого раздела: Ясно видно из слов саляфов, что говоря что дела входят в иман, они имели ввиду, что нет дел без имана, поэтому, кто скажет первое, однако будет противоречить второму, не будет на акиде саляфов в этом вопросе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: